>
Из материалов допроса пленных
— Кому ты присягал? (Молчание.)
— Кто у вас в стране главный?
— В Гори?
— Нет, во всей Грузии.
— Тогда Сталин.
— А если подумать?
— Значит, Буш... Правда, Буш.
*
— Знал ли ты, что впереди вас встретят российские миротворцы?
— Зачем миротворцы? Это ведь священники, правда? Сказали, что там бандиты. Пьют вино и никого не пускают в Гори.
— Кого не пускают в Гори?
— Товары не пускают. Туристов не пускают. Сухуми захватили...
— Причем здесь Сухуми? Что такое Сухуми?
— Я не знаю. Так говорили. Страна, наверное, такая.
*
— Что сказал Ломая?
— ...Ну, там (возле Рокского туннеля. — «Профиль») турки. Батальон или рота.
— Как же они там оказались?
— Не знаю. Они — морская пехота. Сказали: «Пройдем Цхинвал, потом стрелять не надо». Но я и не стрелял. Чига может подтвердить.
*
— Ты резервист?
— Не знаю. Я в Турцию ездил. Потом пришел дядя Ладо. Сказал: «Будешь служить в полиции». Но рубашку (форму. — «Профиль») не дали. Сказали: «Раз раньше служил, то и сейчас послужишь. А в полицию после возьмем». Вы не знаете, всех возьмут в полицию?
http://profile.ru/items/?item=26934
Всего в «классическом» плену побывало около 30 грузинских военнослужащих, в абсолютном большинстве рядовых, даже не сержантов. Сразу вопрос: что значит в «классическом»? Это значит, что они были задержаны с оружием в руках российскими регулярными войсками (а не югоосетинскими формированиями) с соблюдением соответствующих процедур. Впрочем, Южная Осетия слишком мала, чтобы скрыть что-то вопиющее. И хотя действия агрессоров не располагали к политесу в отношении всех грузин, общая формула «разоружать и отпускать» распространялась на всех, кто им противостоял. Почему среди пленных практически не было командиров?.. Ведь по опыту недавних чеченских кампаний именно командиры оказывались в плену едва ли не чаще рядовых. Потому что российские офицеры нередко прикрывали отход своих подчиненных, обрекая себя как минимум на плотный контакт с противником, а порой и на окружение. Под Цхинвалом было иначе. Когда над боевыми порядками грузин перестали летать американские вертолеты, а это случилось уже к концу второго дня войны, грузинские командиры убыли на совещание в тыл, да так в большинстве и не вернулись — доставали быстроходный транспорт для собственной эвакуации в сторону Тбилиси. Возможно, командиры бросили солдат по приказу. Некому было, как выяснилось, крепить оборону столицы. В военной истории таких примеров немного.
Теперь по поводу американских вертолетов. Их, скорее всего, пилотировали грузинские летчики. Но примечательно другое: значительная часть рядового состава не сомневалась, что главные союзники прикрывают их не только политически и не только с воздуха. Приблизительно четверть пленных грузин были убеждены в том, что Грузия уже вступила в НАТО и союзники (почему-то турецкая морская пехота!) уже заняли Рокский туннель. Поэтому грузинским сухопутчикам остается лишь покончить с цхинвальским узлом сопротивления и выдвинуться навстречу «туркам».
Той же логике соответствовала изначальная убежденность ряда пленных в том, что российская армия в Южную Осетию не придет
...