«Английский салют в честь «СТАРОГО БОЛЬШЕВИКА»
Е. Голубев
Атлантику штормило. Свинцовые волны накатывали на тяжело груженные корабли, подбрасывали их, как скорлупки. Но суда, стараясь выдержать свое место в походном строю, упорно шли четырьмя кильватерны-ми колоннами. Конвой PQ-16 вышел из Ис-ландии 20 мая 1942 года. Он был самым большим из ранее отправленных в Россию — в его составе шло 35 судов. PQ-16 имел сравнительно мощные силы охранения: пять эсминцев, четыре сторожевых корабля, четыре траулера, тральщик и корабль ПВО. Кроме того, на переходе его поддерживала эскадра дальнего прикрытия под командо-ванием контр-адмирала Бэрроу — четыре английских крейсера и пять эсминцев.
От берегов Исландии до острова Ян-Майен прошли благополучно: до пересечения меридиана 35 градусов восточной долготы в море господствовали корабли Великобрита-нии. Курс взяли на остров Медвежий.
В общем строю за американскими и анг-лийскими судами следовал видавший виды лесовоз Дальневосточного морского паро-ходства «Старый большевик». До войны он использовался на внутренних морских пе-ревозках, а сейчас удостоен был чести хо-дить за границу — возить военные грузы, так необходимые фронту.
Командовал теплоходом 42-летний капи-тан Иван Иванович Афанасьев; Сын рабо-чего из деревни Устье, что под Петергофом, он начал морскую службу юнгой на парус-ном судне «Святой Георгий». С Балтики ушел в свою первую «кругосветку» и с тех пор успел побывать на многих морях и оке-анах.
Плотный, коренастый, неторопливый Иван Иванович обладал той выдержкой и благо-родным спокойствием, которые свойствен-ны людям, бороздящим моря с детства. Ка-питан любил, чтобы на судне всегда и во всем был порядок. В этом ему помогал по-мощник по политической части — Констан-тин Максимович Петровский. Среди моло-дежи, составлявшей костяк экипажа, оба считались «стариками», не столько по воз-расту, сколько по опыту.
Иван Иванович стоял в рубке возле рулевого Бориса Аказенка, изредка подавая негромкие команды, когда раздался крик сигнальщика.
— Вижу самолет. Справа по борту. Про-рвал зону ближнего конвоя. Кружит при-мерно в шести кабельтовых от нас...
Четырехмоторный разведчик «Фокке-Вульф-200» шел на большой высоте. Когда один из эсминцев ударил по нему из зени-ток, он отошел на безопасное расстояние и продолжал следовать за караваном. «Ну, те-перь жди «птичек»,— подумал Иван Ивано-вич и приказал усилить наблюдение.
Прошло несколько томительных часов. Вскоре снова появился «Фокке-Вульф», но на этот раз он был не один. Со стороны нор-вежского побережья за ним шли четыре тя-желых немецких бомбардировщика. Про-рвав завесу заградительного огня эскорта, они направили удары на торговые суда. С них тоже послышались оборонительные вы-стрелы, говорливые суматошные очереди зе-нитных пулеметов. Первая атака была от-бита сравнительно легко. Сбросив бомбо-вый груз, фашисты улетели.
— Теперь жди новых «гостей», еще боль-шую «стаю». Не оставят немцы засеченно-го конвоя без внимания,— проворчал Афа-насьев.
На следующий день на горизонте на низ-кой высоте появились восемь «Хейнкелей», над ними выше шли 12 пикировщиков — «Юнкерсы-88». На всех кораблях сыграли боевую тревогу. Защелкали зенитки, забили пулеметы. Один за другим «Юнкерсы» на-чали пикировать. Низко идущие «Хейнкели» заходили на грузовые транспорты.
Немцы бомбили долго и упорно, но ниче-го не добились — взрывы гремели рядом с бортом, окатывали судно тоннами воды, но особых повреждений не наносили. Бомбар-дировщики, выбирая курс, видимо, не учи-тывали, что корабль может уклониться, за-стопорить, отвернуть в сторону. В такой борьбе особенно важны умение и интуиция капитана.
Но вот одна из бомб все же нашла свою жертву.
— Глядите, прямое попадание в амери-канское судно...
— «Карлтон» горит...
И «немец» падает, отвоевался. Вон и второго подбили.
Никак отбомбились, ухо-дят.
К «Карлтону» подошли два английских эсминца из сил охранения. Они получили приказ потопить его чтобы не задержи-валось движение каравана.
Капитан «Карлтона» норвежец Хансен просил не топить судно, которое хоть и бы-ло повреждено, но еще хорошо держалось на плаву. Командир конвоя приказал трау-леру «Нордэрн Спрэй» отбуксировать по-врежденное судно назад в Исландию, куда они и прибыли 30 мая.
Конвой ушел на восток. Теперь уже ни-кто не сомневался, что немцы не отвяжут-ся. Так оно и получилось. Гитлеровцы не желали выпустить из рук верную добычу. Они решили нанести массированный комп-лексный удар с одновременным использова-нием пикирующих бомбардировщиков «Юн-керс-88», низких торпедоносцев «Хейн-кель-115» и подводных лодок. Они надея-лись, что внимание обороняющих раздво-ится, капитанам будет трудно осуществлять маневры и под какую-нибудь бомбу или торпеду судно обязательно попадет.
Комбинированные атаки могли выдержать только сильные духом. Не успевали моря-ки как следует отдохнуть, следовала знако-мая команда:
— Воздух! По местам стоять!
И снова бомбы рвались то у одного бор-та, то у другого, водопады обрушивались с носа, окатывали корму, осколки проноси-лись над палубой, взрывная волна отбрасы-вала людей, крошила надстроечную часть.
Каждый моряк был занят главным сейчас делом — обороной корабля. Даже женщи-ны. Их было четыре: Лариса Степанова, бу-фетчица Мария Фуфаева, уборщицы Евдо-кия Петрова и Валентина Ярычино. Во вре-мя боя они подносили к орудиям снаряды, набивали пулеметные ленты, оказывали пер-вую помощь раненым.
Зенитчики под командой Шлыкова и Никифоренко вели скорострельный огонь по пикировщикам. Стреляли по самолетам и пулеметы Зямы Штайнгарта и Николая Ло-бова, не позволяя воздушным пиратам под-ходить близко и прицельно пикировать.
Афанасьев уже сбился со счета отбитых атак, а боцман Николай Пилько все еще мысленно отмечал:
— Сорок четвертая... Сорок пятая...
— Право на борт! — встревожено крик-нул капитан и навалился на штурвал, по-могая Аказенку резко отвернуть руль.
Занятый отражением атак пикировщиков экипаж не заметил, как низкий торпедоно-сец «Хейнкель-115» подлетел и выпустил торпеду. Казалось, ничто уже не может убе-речь от гибели судно. Отвернуть-то они от-вернули, но торпеда все равно должна была задеть за борт. Решали секунды.
И тут помогла сообразительность и смет-ка Аказенка. «Надо пустить большую встречную волну, хоть чуть-чуть отбросить торпеду, «скорректировать» ее движение». В переговорное устройство машинистам по-летела команда. Моментально сработала ма-шина, поддала обороты. Судно раскачалось. Высокие буруны пошли навстречу прибли-жающейся торпеде. Она прошла в несколь-ких дюймах от борта.
Афанасьев вытер пот со лба и без слов благодарно положил свою руку на плечо сметливого штурвального.
— Сорок шестая,— отметил боцман Пиль-ко.
Самолеты прилетали и улетали и снова шли в атаку. В эти дни из состава 5-го воз-душного флота генерал-полковника Стумпфа, дислоцируемого в Норвегии, было сде-лано против конвоя 245 самолето-вылетов. Гитлеровцам удалось потопить пять судов да еще три повредить. Сами немцы счита-ли, что они отправили на дно девять судов. В том числе, по их данным, советский транспорт «Старый большевик».
Сорок седьмая воздушная атака, на «Ста-рый большевик» была роковой. Одному пи-кировщику удалось положить бомбу точно в цель — прямое попадание пришлось по полубаку по тому месту, где стояло носо-вое зенитное орудие. С ним вместе погиб и весь героический расчет — командир ору-дия Н. Никифоренко, наводчик П. Карамшанов, подносчики снарядов Г. Кухаржевский, Т. Пискус и Н. Гаврилов. Несколько чело-век были ранены.
От попадания бомбы на палубе загоре-лись снарядные ящики и бочки с краской. Густые клубы черного дыма окутали суд-но. Огонь кинулись тушить матросы, Лари-са Степанова и Валя Ярычино. Но пожар все разрастался. А под полубаком в трю-мах — взрывчатка, снаряды и бензин. Вот-вот пламя дойдет до них. И тогда...
Вместе с помполитом Константином Мак-симовичем Петровским бросились в заго-ревшийся трюм боцман Николай Пилько, матросы Борис Аказенок, Сергей Пашинский и радист Владимир Митрофанов. Рис-куя жизнью, они выносили в безопасное место ящики со снарядами, управляли гид-ропомпами.
Пожар бушевал. Люди изнемогали от жа-ры и едкого дыма. Но никто не помышлял о бегстве с горящего судна. Поэтому, когда к «Старому большевику» подошел англий-ский эсминец из охранения и предложил снять экипаж, Иван Иванович Афанасьев поблагодарил союзника за заботу и просе-мафорил: «Мы не собираемся хоронить суд-но».
Искренне посочувствовав русским «смерт-никам», эсминец стал догонять ушедший ка-раван. Очевидно, посчитав дело сделанным, оставили горящий
советский теплоход и не-мецкие летчики. Бомбежек больше не по-следовало. Хоть налеты на конвой продол-жались до 30 мая — именно в этот день, уже в советских территориальных водах, в 60 милях от берега, PQ-16 в последний раз пытались бомбить 45 немецких «Юнкерсов», прикрываемых Мессершмиттами».
Спасая конвой от бомбардировок фаши-стов, в неравный бой с ними ввязались три советских истребителя во главе с северо-морским асом Героем Советского Союза Б. Ф. Сафоновым. Они расстроили строй бомбардировщиков, сбили четыре самолета противника. Но при этом в бою над морем погиб Сафонов. Последней его радиограммой была: «Подбил третьего. Мотор... Ракета...»
А пожар на «Старом большевике» про-должался. В героическом многочасовом ту-шении его участвовала вся команда. Органи-зованность действий, четкий военный поря-док, самоотверженность помогли сделать невозможное: устранив повреждения, ли-шавшие «Старый большевик» возможности двигаться, судно пошло своим ходом вдо-гонку за конвоем. ,
Как только вошли в советские территори-альные воды, справили траурный ритуал. Хоронили погибших товарищей по старому морскому обычаю. Тела моряков завернули в белые простыни, затем в брезент," приго-товили грузила.
В глубочайшей тишине помполит К. М. Петровский сказал короткую речь.
— Друзья мой! В нынешней войне я по-терял двух своих сыновей, отдавших жизнь за нашу Родину. У каждого из нас свое лич-ное горе, каждому причинила зло война. И к нашему личному горю теперь прибави-лось общее. Мы потеряли пятерых своих друзей, пятерых славных советских моря-ков.
На «Старом большевике» приспустили флаг.
Прошло три дня. PQ-16, встреченный в море советскими надводными кораблями и подлодками, прибыл в порт назначения — Мурманск. Военные корабли встали на яко-ря, торговые транспорты — к причалам порта под разгрузку.
И вот однажды поутру командующему конвоем доложили, что на горизонте, на подходе к порту, появился какой-то неиз-вестный корабль. Он шел черный, закопчен-ный, с поломанными обгоревшими надст-ройками. Английский адмирал вышел на мо-стик, приник к биноклю.
«Не может быть!»
Адмирал еще раз глянул в бинокль и рас-порядился играть на эскадре «большой сбор». Когда израненный «Старый больше-вик» входил в порт, на английских воен-ных кораблях грохнул торжественный залп-салют, грянула духовая музыка, над бух-той разнеслось громкое «Ура!»
«Старый большевик» проходил сквозь строй выстроенных в гавани кораблей, ко-торые по воински чтили советских торго-вых моряков. На адмиральском английском флагмане оркестр исполнял популярную пе-сенку об английских летчиках, возвращав-шихся домой «на честном слове и на одном крыле».
В этот же день старший командир англий-ского конвоя посетил советское морское ко-мандование и торжественно заявил;
— Разрешите передать мое личное восхи-щение, а также восхищение нашего офицер-ского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа «Старо-го большевика».
28 июня 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое вы-полнение заданий правительства по доставке из-за границы военного снаряжения и ге-ройское отражение нападения противника в море теплоход Наркомморфлота «Старый большевик» был награжден орденом Лени-на. За отвагу и геройство капитану И. И. Афанасьеву, его помощнику по политиче-ской части К. М. Петровскому и матросу 1-го класса Б. И. Аказенку присвоили зва-ние Героя Советского Союза. Остальные члены экипажа были награждены орденами и медалями.
Прошло уже немало лет, но события того майского похода не забыты. В почетном списке кораблей-героев рядом с «Авророй», ледоколом «Александр Сибиряков» и вол-жским буксиром «Ваня-коммунист» навеч-но останется и скромный трудяга-лесовоз «Старый большевик».