От Елисеенко Алексей Ответить на сообщение
К All
Дата 09.07.2008 19:23:51 Найти в дереве
Рубрики 1917-1939; Версия для печати

Милиция – троянский конь Советской власти

На этот раз заметка будет короткой. Время ликбеза проходит, скоро наступит период правильного креатива. Идеологических борцунов по-прежнему прошу не беспокоить.
Итак, весна 1918 года. Наряду с Красной гвардией и Красной армией, за порядком на территории Центросибири следит и советская милиция.
Что из себя представлял этот инструмент «красного» режима?
Во первых – наследие первой революции, подчинившееся новой власти, с неоднозначной структурой и составом. Именно здесь «трудоустраивались» многие из офицеров, коим запретили двигаться на восток дальше Тайшета, где зрела «вольница» атамана Семенова. Прапорщики и подпоручики. Фронтовики и тыловики. Эсеры, кадеты и монархисты.
Малоэффективное с точки зрения подавления «скрытой» оппозиции ЧеКа этот ресурс подполья просто «проспала».
С началом восстания в Сибири именно милиция оказывалась в первых рядах бойцов с большевиками.
Те кто интересуется реальной историей, знает о событиях в Мариинске в 20-х числах 1918 года (одна из точек «восстания» Чехословацкого корпуса).
Обычно сие событие трактуется как захват города чехами совместно с местной эсеровской дружиной. Но есть и иная версия событий. Красногвардейцы, двигавшиеся на фронт против семеновцев, начали проводить у горожан обыски в поисках продуктов и алкоголя. На защиту граждан встала милиция. В перестрелке погибли милиционер и четыре красногвардейца. В это время и вступили в дело «умные» чехи и эсеры. Мариинск пал.
В других городах местное милицейское руководство отказывало большевикам в проведении политических арестов. Так было в Иркутске и Красноярске. Будущий глава енисейского «ОМОНа» Коротков пробыл в тюрьме несколько недель как раз за это (при этом он не был членом подполья и даже партии эсеров). Вместе с ним и подпоручик Вацлав Сдзик.
Все кончилось тем, что в день переворота в Красноярске, когда большевики спешно готовились к эвакуации/бегству на север, милиция арестовала своего начальника, фактически первой вступив в бой с красными. Опешившие красногвардейцы сдавались, лишь мотивированные венгры и немцы оказывали упорное сопротивление милиционерам.
В ходе восстания в Иркутске 13-14 июня, часть милиции также была на стороне повстанцев.
Таким образом, милиция, которую советские власти так и не смогли/успели поставить под свой контроль стала мощным ресурсом «демократической контрреволюции» в ряде городов Востока России в ходе событий мая-июня 1918 года.
Сразу после переворота, ей пришлось вступить в борьбу как с прежними (криминальными элементами), так и с новыми врагами (партизанами). Последних народной милиции одолеть так и не удалось…




Свобода лучше, чем несвобода (Д.Медведев)