От Владимир Савилов Ответить на сообщение
К Владимир Савилов Ответить по почте
Дата 03.07.2008 12:44:53 Найти в дереве
Рубрики WWII; Армия; Версия для печати

Re: Места погрузки????

Собственно мало кто говорит, а где грузить то будем эвакуируемых? Севастополь 2008г и Севастополь 1942г по причалам - это разные вещи. Позволю себе со своих заметок привести фрагемент:

С 20 июня воспользоваться главной бухтой Севастополя уже не представлялось возможным. Поэтому основными местами приемки приходящих кораблей стали Стрелецкая, Камышовая и Казачья бухты.
Некоторые авторы в погоне за «славой разоблачителя» в своих трудах доходят до абсурдного. Например, исследователь А.Б. Широкорад на полном серьезе в своей работе «Трагедии Севастопольской крепости» предлагает использовать для доставки грузов и эвакуации защитников Балаклавскую бухту. Именно туда по его мнению 20 июня 1942г. должен был зайти, в частности, минній заградитель «Коминтерн». Это предложение звучит по крайней мере странно, уж кому – кому, а Александру Борисовичу должно было быть известно, что еще с ноября 1941г. передовые линии немецких позиций располагались на господствующей высоте в старом укреплении «Южная Балаклава» и держали подступы к бухте вообще под пулеметным огнем (см. фото). А сама бухта с легкостью обстреливалась не только тяжелой артиллерией, а всеми видами имевшейся в распоряжении немцев артиллерии, включая и батальонные 81мм минометы.
Таким образом, говорить об использовании Балаклавской бухты как для снабжения так и эвакуации представляется абсурдным. Для этого и не надо быть адмиралом Октябрьским, достаточно лишь взглянуть на фото. На первом фото прекрасно виден вход в Балаклавскую бухту и частично сама бухта. Фото сделано в наше время с того места где с 1941г расположились передовые позиции немецких войск. Второе фото- кадр из далекого 1942г. Как говорится – в комментариях не нуждается.


[107K]


В распоряжении командования СОРа остались построенные на скорую руку причалы в бухте Стрелецкая, Камышовая и Казачья, а также в заливе Голубой. Рассмотрим что они из себя представляли.
Бухта Стрелецкая еще перед войной использовалась как место базирования легких сил флота и сил ОВРа Главной базы: тральщиков, сторожевых катеров, вспомогательные катера. В период обороны в Стрелецкую бухту для разгрузки приходили такие типы кораблей: базовые тральщики типа „Фугас”, сторожевые корабли «Шторм» и «Шквал».
Бухта Камышовая. Сейчас это благоустроенный торговый порт, с устроенными причалами, хорошими подъездными путями. А вот в те опаленные войной годы эта бухта была совсем иной, не предназначенной для приема крупных кораблей. Но нужда заставила использовать и ее.
Для строительства причала в Камышевой бухте использовали понтон плавучего копра. Причал получился длиной около 30 метров, с минимальной глубиной в 5 метров, с двумя съездами на причал.
Командир лидера «Ташкент» Ерошенко В.Н. пишет : «На инструктаже знакомят с обстановкой в Севастополе. Положение там тяжелое. Враг третью неделю штурмует город…Немцам удалось прорваться к Северной бухте. Вход в нее, как и в Южную, даже ночью исключен. Поэтому ходить отныне будем в бухту Камышовую. Там предстоит нам высадить 142-ю стрелковую бригаду, переброска которой в Севастополь — основная задача «Ташкента» и «Безупречного» на ближайшие рейсы.
Признаться, я не сразу вспомнил, как выглядит эта Камышовая вблизи. Просто ни к чему было проявлять к ней особый интерес, раз ты командуешь довольно крупным кораблем. В тесной Камышевой бухте, врезающейся в берег западнее Стрелецкой, всегда стояли лишь мелкие вспомогательные плавсредства. Сейчас, как нам сообщили, туда приведена в качестве временного причала железная баржа. Ошвартоваться у нее может лишь один корабль. Поэтому разгружаться и принимать раненых надо побыстрее. Развернуться в бухте «Ташкент» не сможет, выходить — только задним ходом.
И еще об одном нас предупреждают: Камышовая бухта, как и все в Севастополе, под артиллерийским обстрелом.
Помимо тесноты бухты опасность представляли и подводные камни: «Главное же, о чем я думал, — как бы не посадить перегруженный и идущий задним ходом корабль на камни. Словно назло, ветер задул еще сильнее. «Сносит влево», — предупредил Еремеев. Это еще почти незаметно, однако штурман прав. А тут если начнет заносить корму, то дело плохо. Останавливаю одну машину, а другой задаю на полминуты «самый полный». Затем перевожу обе на «средний», а как только почувствовал, что корабль выровнялся, — обе на «полный».
Был все-таки момент, когда у Еремеева вырвалось:
«Кажется, не пройдем...» «Пройдем!» — прикрикнул я в сердцах на штурмана, подавляя этим и собственную тревогу. Нас не раз выручали в трудных узкостях повышенные скорости, прибегать к которым можно лишь при абсолютной уверенности и в рулевом, и в вахте у маневровых клапанов. Выручило это и теперь, хотя мимо одной каменной гряды мы прошли, что называется, впритирку. А малым ходом нам бы, пожалуй, при том ветре из Камышовой не выйти».
Именно в Камышовой бухте с 20-х чисел производили рзгрузку и погрузку лидер «Ташкент» и эсминцы «Безупречный», «Сообразительный», «Бдительный». Другие бухты по своим характеристикам были просто не в состоянии принять ничего крупнее тральщика или сторожевого катера.
В один из последних дней июня главному инженеру Севастопольского строительства № 1 С.И. Кангуне приказали срочно выбрать место и соорудить дополнительные причалы. 27 июня Семен Исакович прибыл в Казачью бухту. Осмотрев берега, нашли место и установили из рельсов причальные тумбы. В течение ночи один из оперативных причалов закончили. Но нужно было построить причал, позволявший сразу выходить в море. Местом, подходящим для такой швартовки, оказался район 35-й батареи. Теперь этот залив называется поэтично и очень мирно — Голубой... А тогда здесь решено было соорудить Г-образный причал. В основном он был рассчитан на тральщики — глубина у причала составляла 4–4,5 метра. Общая длина причала — 80 метров. На берегу, в 100 метрах от причала, без какого-либо укрытия рубили из бревен ряжи. Венцы размером 6 на 6 метров хорошо просматривались противником, и поэтому немцы бомбили и обстреливали место строительства днем и ночью. Работать приходилось круглосуточно, в тяжелейших условиях. Немалые потери были у строителей...
Непосредственно работами по установке причалов руководил инженер-полковник Семен Иосифович Кривицкий. Строительство причала вел 95-й отдельный строительный батальон и личный состав строительства № 1.
С трудом установили один ряж — между берегом и скалой, отстоящей от берега метров на 40. Для заполнения ряжей камнями было решено устроить висячий мост, который тут же рассчитали на нагрузку тачек с камнем. Для закладки этого моста главному инженеру Севастопольского строительства № 1 С.И. Кангуне пришлось самому вплавь с одним строителем завести конец на островок, а затем натянуть два 25-миллиметровых троса, по которым устроили легкий настил. Ряжевую часть причала так и не удалось закончить. А временный висячий мост использовали для посадки эвакуируемых.
Под огнем противника была сооружена и вторая часть причала на консолях из обрезков рельсов, заделанных в скалу берега. Эти сооружения стали последним причалом для тральщиков, сторожевых кораблей и катеров, последней резиденцией комендатуры порта.
Вот собственно и все места возможной погрузки судов при эвакуации защитников Севастополя. Места не приспособленные для приема более-менее крупных кораблей. Остается лишь удивляться мужеству и профессионализму экипажа «Ташкент», эсминцев «Безупречный», «Сообразительный», «Бдительный», сторожевых кораблей, катеров и базовых тральщиков до последнего момента ходивших в Севастополь, доставлявших подкрепление, боеприпасы и продовольствие, вывозивших раненных защитников города и мирных жителей.


С уважением, Владимир