От Елисеенко Алексей Ответить на сообщение
К All
Дата 27.06.2008 17:56:54 Найти в дереве
Рубрики 1917-1939; Версия для печати

Война с самогонкой. Опыт большевиков

Уже с октября 1917 года сибирские губернии стали испытывать недостаток продовольствия. Не то, чтобы его не было у крестьян, однако в условиях раскручивающегося маховика инфляции и нехватки промышленных товаров, делится они с горожанами не хотели. Излишки же истреблялись на самогонку, которую можно было пить, которой можно было торговать, которую можно было менять на любые дефицитные товары.
Как результат уже к весне 1918 года самогоноварение стало основой "экономики" многих сельских центров. Проблему можно было решить: отдать крестьянам спирт, производившийся в Сибири на многих заводах, но его почему то всю весну гнали в центр России.
Потребление самогонки маргинализировало деревню, вело к росту числа убийств и других противоправных актов.
Уже 13 января 1918 г. Енисейский губисполком, к примеру, констатировал, "самогонка одолела деревню".
Впрочем, взамен власти мало что давали крестьянам, заменив обмен системой конфискаций и реквизиций.
Зимой 1918 года в Сибири уже действовали настоящие фабрики по выпуску самогонки мощность которых иногда достигала 100 ведер в смену.
Большевики в ответ на крестьянское "самоуправление" применяли силу. Для чего использовали на первых парах красногвардейцев и милицию. Эти отряды не только уничтожали самогонные заводы, но и грабили крестьян, брали заложников, вымагая деньги.
Красноречивый случай зафиксирован был в Сухобузимской волости. Там самогонку гнали всем обществом, в открытую. Отряд Красной гвардии, прибывший на место работы завода, встретил отпор сельчан, рассеяв их пулеметным огнем. На села наложили контрибуцию в 13 тысяч рублей.
В Большемуртинской волости самогон гнали также в открытую, по постановлениях сельских сходов и даже одного из советов (!). Отряд милиции прибыв на место не решился вступить в бой с вооруженными крестьянами, отступив назад.
Позже туда прибыли кавалеристы из числа интернационалистов. Они разгромили не менее 60 общественных и частных заводов, изъяли штрафов на сумму в 7,6 тысяч рублей. Ночью крестьяне обступили отряд и лишь под прикрытием пулеметной команды ему удалось отступить.
Иногда крестьяне, чуствуя что не могут справится с большевисткими отрядами, сами выдавали месторасположения заводов. Например, 1 из 10 или из 20.
Самый крупный самогонный бунт произошел в Минусинском уезде. Уже в мае 1918 г. без всяких чехов и белого подполья, красные практически потеряли контроль над территорией, удерживая лишь сам уездный город и несколько сел. "самогонные" деревни активно поддержали эсеры.
Красные репрессии в отношении самогонщиков, коих поддерживало большинство сельчан, были не способны сломать пагубное производство, но зато расжигали ненависть к соввласти на селе.
"...борьба, затеянная советской властью с крестьянским винокурением, к моменту падения последней была далека от завершения. Но она разожгла недовольство широких масс населения деятельностью своих представителей на местах и в итоге способствовало антибольшевисткому перевороту" (А.П.Шекшеев).
«Самогоноварение достигло неимоверных размеров – гнали в банях, печках и просто во дворах, в тайге. В самогонном угаре устраивали резню, самосуды…», - подвел итог в своем дневнике неизвестный красногвардеец в июне 1918 года.

В следующий раз я расскажу о том, как самогонка срывала набор в КГ и призыв в КАС.



Свобода лучше, чем несвобода (Д.Медведев)