От СанитарЖеня Ответить на сообщение
К nnn Ответить по почте
Дата 23.06.2008 10:26:26 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

Re: Вопрос по...

>Южная Коррея спустила на воду третью такую подлодку, способную не всплывать до 2 недель на поверность.

>А в РФ есть подобные экземпляры если это не страшная тайна. Утверждается что такие есть у Германии и Италии

0. "Воздушнонезависимая" (анаэробная) установка - не более, чем рекламное название. Кислород все существующие системы такого рода (кроме, естественно, атомных, которые как раз так не именуют...) расходуют. Его необходимо запасать, либо нагнетая в баллоны воздух, либо в сжиженном или химически связанном на базе.

1. Системы такого рода включают в себя:

а. Двигатели внутреннего сгорания для подводного хода. Кислород либо подаётся из баллонов ("Почтовый" Джевецкого), либо добывается из перекиси водорода (немецкие лодки Вальтера), либо хранится в сжиженном виде (советские лодки проекта 615А), предлагались и иные способы добывания кислорода (пр. 637 - надперекись натрия, работы прекращены)
- при такой схеме вместо двух двигателей, дизеля и электрического, имеется один, отпадает надобность в аккумуляторе; скорость подводного хода может быть повышена, поскольку дизель, как правило, более мощен.

б. Двигатели внешнего сгорания (в принципе, сюда могут быть отнесены ранные ПЛ с паровыми машинами или английский "К" и "М" с паровыми турбинами, но реально применение нашёл только Стирлинг). Двигатели Стирлинга сравнительно маломощны и плохо форсируются (оптимальный режим для них - непрерывная отдача небольшой постоянной мощности), и ставятся, как третий двигатель, наряду с дизелем (для надводного хода или под шноркелем) и электромоторами (для полного подводного хода), используясь для тихого подводного хода, подзарядки аккумуляторов и обеспечения механизмов. Удельная энергия оказывается выше, чем у аккумуляторов, что позволяет повысить время пребывания под водой. В принципе можно использовать вместо углеводородного топлива, например, горючие металлы, избавляясь от выхлопных газов.
- боевой ход остаётся по-прежнему аккумуляторный, в надводном положении - дизельный; на Стирлинге идут малым ходом или компенсируют снос течением.

в. Топливные элементы. Включаются параллельно аккумуляторам, на малом ходу используются они, на полном - аккумуляторы, также могут использоваться для подзарядки. Несмотря на большое продвижение, реально применимые ТЭ требуют использования платины и вообще весьма дорогостоящи.

г. Вспомогательный ядерный реактор ("яйцо Долежалля"). Также, в отличие от собственно атомных подводных лодок, дополняет, а не заменяет дизель-электрический привод.

2. Все названные технологии в России в разной степени использовались. Принципиальных препятствий для их внедрения нет. Непринципиальных два:
- имеется атомная технология, которая обеспечивает лучшие характеристики;
- данный привод довольно-таки дорог, в расчёте на киловатт дороже ядерного (если не учитывать расходов на создание инфраструктуры атомного подводного флота).
Поэтому им интересуются неядерные державы (Швеция, Южная Корея, ФРГ), как способом довести ТТХ ДПЛ почти до атомных, расходуясь на усовершенствование небольшого числа лодок, а не на создание всей инфраструктуры.
Кроме того, эти же державы предлагают такие лодки на экспорт, из тех же соображений.

3. Сообщалось, что на лодках пр. 636 ("Амур") возможность установки топливных элементов предусмотрена проектом, но реально не устанавливаются. Возможно, это задел для экспортных поставок.