От И. Кошкин Ответить на сообщение
К Darg Ответить по почте
Дата 17.06.2008 14:41:52 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; Версия для печати

Re: Спасибо.

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

Морские конунги - это, скорее, редкость, экзотика. Опять же, говорить "племенной" в применении к Норвегии или Дании, э-э-э, не совсем правильно, все-таки, скорее, там территориальное деление. Говорили "люди из..."

А наиболее распространенные делали так: сеяли, отправлялись в поход, возвращались, убирали - и еще раз в поход, потом возвращались и зимовали (иногда уборка и второй поход менялись местами, если первый был быстрым и удачным). В общем, плавать грабить предпочитали недалеко - Балтика, Англия, побережье Франции, Фрисландия. Кроме того, до установления единовластия в Норвегии и в Дании можно было сплавать и вовсе к соседям.

В дальние походы ходили только если добыча обещала быть сказочной (кто-то вернулся и рассказал, что мавров в Испании - бомбить-не перебомбить, а войско собирают медленно), либо с прицелом на колонизацию, либо если шило в одном месте - как, к примеру, походы в Пермь.

Вообще, большинство ходило исключительно с целью срубить бабла, чтобы купить землю где-нибудь и осесть. как часто поминается в исландских сагах: "в молодости он ходил в викингские походы".

Перебранка перед боем была возможна отнюдь не всегда, сближающиеся корабли вели бодрый обстрел друг друга из луков, "казалось, что перед кораблями падает дождь", потом метали копья и прочие швырятельные предметы, затем сваливались на абордаж. Другое дело, что сказать в разгар боя что-нибудь остроумное, типа: "Хорошо рубит тот, что на носу, оставим-ка ему метку об этом деле!", считалось хорошим тоном, и такие высказывания тщательно фиксировались товарищами.

Luck считался одним из важнейших ресурсов, даже более важным, чем жизнь или мана. Вождь с высоким лаком мог не париться за набор падонкаф - к такому с удовольствием присоединялись. Лак можно было взять, или даже украсть. Человек без лака мог быть великим воином и отважным героем, но обречен был кончить плохо - как тот же Греттир.

Знамениям с одной стороны придавалось значение, с другой - считалось хорошим тоном на них положить. Тогда, если даже герой свернул шею, о нем говорили, что, мол, смелый был чувак, хоть и безрассудный.

Подавляющее большинство викингских походов, вообще говоря, не предусматривало какой-то специфической героики типа:

I will lead the charge
My sword into the wind

достойные мужчины подплывали к какой-нибудь деревушке, стараясь застать жителей врасплох (иногда не подплывали, а высаживались и долго чапали пешком), потом врывались, сопротивляющихся убивали, и начинали банальный грабеж, причем тащили все: металлическую посуду, ткани, украшения, пусть и дешевые, жратву, воск и т. д. если планировали поторговать или использовать дома, могли прихватить рабов обоего полу и детей. После этого, если дружина была небольшая, а большинство дружил были небольшие - человек тридцать, викинги старались как можно быстрее свалить, пока местные не собрались толпой и не наваляли. Поход по морю для такой ватаги героев тоже был довольно рискован - можно было наскочить на конкурентов по бизнесу, причем если тех больше, лузеры рисковали расстаться не только с добычей, но и с жизнью.

Поэтому, планируя поход, ватаги старались сбиться в кучку из нескольких кораблей и выбрать вожака - такой толпой можно уже было не опасаться коллег, да и возможностей для грабежа открывалось сильно больше.

И. Кошкин