Мертвая тишина. Пару минут все прячут глаза, шок. Наконец собрался с мыслями генерал Суятинов: "Объясните свой замысел?"
Объясняю: "Пункт первый – Украине в войне противостоит коалиция членов НАТО, в общей сложности 50 дивизий. Альянс не может проводить операции такого масштаба без США. Это значит, что мы воюем практически со всем цивилизованным миром. Развернув на бумаге 36 дивизий, мы осознаем то, что у нас нет техники, чтобы их укомплектовать, и вдобавок по состоянию подготовки боеспособны только несколько батальонов на всю армию. Руководство государства, которое привело к такой ситуации, не имеет права на жизнь. Поэтому наносится огневой удар.
Пункт второй – капитуляция, чтобы сохранить жизнь граждан, наши исторические и культурные ценности, имущество и территорию от уничтожения.
Пункт третий – пулю в лоб, поскольку стыдно сдаться без боя. И стыдно, что мы, подполковники, полковники, генералы, вместо того, чтобы изучать реальные вещи, адекватные новой ситуации в Европе, готовимся к глобальной войне и тратим время на абсолютную ерунду".
Преподаватель объявил досрочный перерыв. Вместе с другими иду в курилку. Подходят генералы, пожимают руку: "Молодец, в конце концов, действительно, сколько можно заниматься ерундой?" Спрашиваю: "А чего же вы молчите?"
...Кстати, история со сценариями имела свое продолжение через 10 лет. Сразу после моего назначения на пост министра начальник генштаба подает на подпись план военных учений на 2005 год. И что я увидел?
Обучения игрушечные! Государственная граница проведена на карте почему-то посреди Украины, а вокруг нее флажки несуществующих бригад. Мне объясняют: "Мы же не можем разыгрывать реальный сценарий, например, по защите границ, поскольку это политически уязвимо для соседей".
Что за чушь? Армия должна быть готовой защищать свою страну. И мы будем проводить реальные обучения. И нас не беспокоит, для кого это будет "уязвимым". Будет беспокоить кого-то – предоставим объяснение. Но армия должна быть армией!
На протяжении года мы кардинально изменили всю систему планирования боевой подготовки. На основе анализа угроз и состояния Вооруженных Сил, разработали Стратегический замысел на их применение на период до 2011 года.