Приветствую!
>>Потому что Ханыков был бездарным самонадеяным придворным болваном. Обидно,
>
>Это не ответ вообще.
>Есть такое природное явление - ветер. И с учетом того, что линейные корабли большие и тяжелые, в 2-балльный ветер, при котором легкие суденышки довольно шустро скользят, они еле ползут. К тому же у них прямое парусное вооружение и плохие лавировочные качества. Так что если противник с наветра, они будут лавироваться в его сторону со средней скоростью выхода на ветер четверть узла. И он может делать что угодно - а они не могут к нему приблизиться.
Зачем к нему приближаться, если противник сам приближается?
Вот вам описание Веселоаго - этого достаточно?
"14 августа. Эскадра адмирала Ханыкова в составе 9 линейных кораблей, 7 фрегатов и 13 мелких судов, находясь вблизи Балтийского порта, на рассвете заметила на W от себя приближавшийся шведский флот{933}, состоявший из 7 линейных кораблей (в том числе 2 английских), 6 фрегатов, 2 бригов и 1 коттера. Шедшие значительно впереди эскадры оба английские корабля «Centaur» и «Implacable», [186] увидев, что задний корабль русской линии «Всеволод» (капитан 2 ранга Руднев), сильно увалявшийся под ветер, отстал на 5 миль, атаковали его, вступив в бой около 5 часов.
Увидя тяжелое положение «Всеволода», адмирал Ханыков приказал трем концевым кораблям итти ему на помощь, но дважды повторенный сигнал остался без исполнения. В течение получасового боя «Всеволод» получил ряд серьезных повреждений в рангоуте и такелаже, и адмирал Ханыков сам на линейном корабле «Благодать» поспешил к месту боя. При его приближении английские корабли прекратили бой и повернули на присоединение к шведскому флоту.
Ввиду того, что «Всеволод» из-за повреждений не мог следовать за эскадрой, он был взят на буксир одним из фрегатов для проводки в Балтийский порт, куда направился с эскадрой Ханыков, не обеспечив прикрытия поврежденного корабля от находившегося поблизости неприятеля.
В 6 милях от входа в порт буксир лопнул, «Всеволод» упал под ветер и, не будучи в состоянии под своими парусами обогнуть мыс острова Малый Рогге, вынужден был стать под берегом на якорь. Узнав об опасном положении корабля, Ханыков сделал распоряжение о посылке с эскадры для буксировки его в порт всех шлюпок и вооруженных барказов. Спуск шлюпок и их подход к месту стоянки «Всеволода» заняли около 3 часов, и, когда в 16 часов было приступлено к буксировке, оба вновь появившихся английских корабля стали быстро спускаться с наветра к «Всеволоду». Передний корабль «Centaur», разогнав шлюпки картечью, атаковал «Всеволода», которого стало прижимать к береговым отмелям. Решив защищаться до последней крайности, командир его поставил корабль на мель. «Centaur», обойдя его с носу и свалившись вплотную, сам приткнулся к мели. Разгоревшийся бой длился около часа, причем несколько попыток англичан взять корабль на абордаж были отбиты экипажем «Всеволода» врукопашную. В наиболее напряженную минуту к месту боя подошел второй английский корабль «Implacable», который, зайдя с кормы, своими продольными залпами всего борта решил судьбу столкновения.
Понеся громадные потери в личном составе, беспомощный «Всеволод» был захвачен англичанами, которые после тщетных попыток снять корабль с мели разграбили его и подожгли. Попытки некоторых кораблей притти на помощь «Всеволоду» были парализованы маловетрием. На утро горевший корабль взлетел на воздух.
Адмирал Ханыков за потерю корабля был по суду приговорен к разжалованию на месяц в матросы, но затем был помилован. Из трех командиров, не исполнивших сигнала итти на помощь «Всеволоду», один был оправдан, а двое приговорены «к лишению живота», что было заменено исключением из службы"
>Вот и интересно, что там было за расположение кораблей, какой по силе и направлению ветер и т.д. Без этого ничего вообще не ясно. Иван Арнольдович, покорнейше прошу пива Шарикову не предлагать...