Нет-нет, это я, видимо, не очень правильно выразился
Я не говорю, что Жуков заменил репрессированных. Я говорю о том, что между командиром корпуса и начальником Генштаба - такая пропасть, что одолеть её за год можно только за счёт потери качества. Во всём. И не потому, что плох Жуков - он как раз себя показал затем в ходе войны, - а потому, что это несопоставимо разные уровни компетенции. А отсюда - и неизбежный дефицит компетентности. Назначь сержанта командиром полка - он, может, и сумеет построить солдатиков так, чтобы на службу как на бабу смотрели - с желанием. Но то, что, собственно, полк делает полком, а не тысячей собранных на плацу солдатиками, ему пока недоступно. Надо учиться офицерскому делу, а затем приобретать опыт офицерской работы на более низких, нежели полк, уровнях.
В общем, трюизмы я говорю, извините. Но тут опять же с другого бока выходим на проблему репрессий. То же самое: они расчистили место, возможно, даже лучшим командирам, нежели те, что были. Но зато возникал вот этот самый дефицит компетентности. За который и пришлось заплатить такую цену в начале войны.
Однако корень проблемы - всё не в офицерах. В конце концов, репрессированных было не так и много. Основную долю в дефиците компетентности сыграло резкое увеличение армии перед войной и, соответственно, призванные с гражданки недо-офицерики. Да ко всему прочему комиссар за плечами нависает, а петельку у командира на горле держит.
И потому снова возвращаемся к ключевому пункту: на этом фоне ещё и мозг армии в параличе находится.