|
От
|
М.Токарев
|
|
К
|
Д.И.У.
|
|
Дата
|
15.05.2008 19:13:23
|
|
Рубрики
|
1917-1939;
|
|
Ре: Методы воздействия...
...про "формализованные пыточные процедуры гестапо".
никаких специальных "пыточных камер" с устройствами вроде электрошока, "испанского сапога" и дыбы, и чемоданчиков с пыточным инвентарем вроде щипцов, скальпелей и тому подобного, в НКВД не было, не было и специалистов по их применению (во всяком случае, в рядовых низовых подразделениях). В то же время с гестапо они прочно ассоциируются, равно как избиение как стандартный метод допроса (насколько оправданно, не берусь судить - не моя тема).
Доброе время суток!
По гестапо. Наиболее кровавыми и жестокими были самодеятельные пытки, которым "любители" из СА до "ночи длинных ножей" 1934 года подвергали узников "негосударственных" мест заключения, устраиваемых штурмовиками в своих казармах в Германии. К 1935-1936 гг. со штурмовиками Рема было покончено, "партийные силовые структуры" СС и СД интегрировались в госмеханизм, где (как и в НКВД за вычетом 1937-38 гг.) чрезмерное применение насилия к арестантам не поощрялось ибо не имело практического смысла. В гестапо на территории рейха и протекторатов работало много бывших полицейских чиновников, которые применяли к подследственным примерно те же "стандартные" методы, что и в других странах той эпохи (не только сталинский СССР): "конвейер", холодные карцеры, психологическое воздействие угрозами в отношении семьи арестанта, показ "наборов хирургических принадлежностей" и кусачих собак на поводке с угрозой их применения и т.п. Реально из мер физического воздействия применяли банальный мордобой (в связке с игрой "хороший и плохой следователи"). Особенностью немецких "допросов третьей степени" было битье плетьми/розгами, причем количество ударов, места их нанесения, присутствие фельдшера и т.п. весьма четко регламентировалось. Судя по публикациям, Юлиуса Фучика и членов берлинской организации "Красной капеллы" пытали именно так.
Иголки под ногти, электрошок, прижигание кожи сигаретами/зажигалками и т.п. в принципе могли практиковаться на оккупированных территориях чинами ГехаймФельдПолицай (собственно, гестапо в прифронтовой зоне на Восточном фронте не работало - не его это был сектор деятельности). Насколько мне известно, специальными исследованиями на эту тему никто из послевоенных историков не занимался. Конечно, люди, глубоко озадаченные темой, могут взять опубликованные материалы "Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков" и республиканских и областных комиссий содействия ЧГК (включая заключения судмедэкспертов по трупам граждан СССР со следами пыток) с целью установить, какие из этих пыток могли быть применены к еще живым жертвам в ходе "шарффернемунг" ("энергичный допрос") самими гитлеровцами, а какие - чинами "вспомогательных полиций" из местных коллаборационистов. Но имеет ли это принципиальное значение при самом наличии вышеуказанных документов, а также стенограмм Нюрнбергского процесса, сборников "СС в действии" и "Преступные цели - преступные средства" и т.п.? На мой взгляд, важно другое - должностные лица "третьего рейха", пришедшие 22 июня 1941 года с войной на нашу землю, имели приказ - относиться к нашим соотечественникам как к "недочеловекам". И очень часто следовали ему.
М. Токарев