В Мосгорсуде начался процесс над бандой наемных убийц, костяк которой составляли ветераны спецподразделения МВД «Вымпел». Преступления они совершали по заказу чеченских «авторитетов» и связанных с ними столичных коммерсантов. Между убийствами киллеры отсиживались в Чечне. С подробностями — Юрий Сенаторов.
За лишнее слово могут убить
На скамье подсудимых оказались четверо: бывшие спецназовцы Кирилл Борисов и Алексей Сукач (последний за боевые операции в Чечне был награжден орденом Мужества и несколькими значками внутренних войск МВД), а также некие Армен Шехоян и Павел Смирнов. Пятый участник бандгруппы Марат Васильев, одно время являвшийся ее лидером, уже отбывает срок в колонии строго режима.
Ни в одном инкриминированном им преступлении подсудимые не признались. И показания в суде дают крайне неохотно. Словно боятся, что за лишнее слово они получат не только срок, но и удар заточкой уже на зоне.
Борьба за качество обслуживания
Как установили сотрудники МУРа, областного угрозыска и Моспрокуратуры, банда киллеров сформировалась в 1995 году. Тогда в одном из столичных спортзалов Кирилл Борисов, незадолго до этого уволившийся из элитного подразделения МВД, познакомился с ранее судимым Маратом Васильевым. Тот свел спецназовца с «авторитетным» бизнесменом Максимом Лазовским (Макс, Хромой). Бизнесмен Лазовский имел обширные связи в чеченской диаспоре и контролировал несколько крупных нефтеторговых компаний. Бизнес был криминальным, и ему требовалось надежная «крыша». Роль последней, как потом выяснилось, выполняли действующие и бывшие сотрудники ФСБ и других спецслужб. А роль ликвидаторов Макс отвел Борисову и Сукачу.
Первое из вмененных группировке преступлений было совершено 21 мая 1996 года. Тогда Марат Васильев предложил киллерам Борисову и Сукачу «разобраться» с владельцами кафе-шашлычной «Усадьба». Преступление не было заказным — просто Васильева плохо обслужили в этом кафе, расположенном на 36-м километре МКАД. В три часа ночи бандиты приехали к шашлычной, облили ее бензином из канистр и подожгли. Выбежавших из горящего заведения его владельцев Газаряна и Дуляна обстреляли из пистолетов, но пули прошли над головами. Как потом выяснилось, стреляли лишь для острастки.
«У вас там людей расстреливают»
После успешного «боевого крещения» Борисову и Сукачу поступил первый настоящий заказ. Чеченских партнеров Лазовского и Васильева кинул глава итальянской фирмы Dimex Дмитрий Наумов. Он продавал за границей нефтепродукты чеченцев и присвоил значительную часть выручки.
В России Наумов, известный также под прозвищем Бендер, появлялся довольно редко — получив двойное гражданство, он проводил большую часть времени в Италии, где купил шикарный дом. Однако в мае 1996 года он приехал по делам в Москву и остановился в гостинице «Балчуг-Кемпински». Здесь его и вычислили бандиты. Чеченцы привезли киллеров Борисова и Сукача к гостинице и попросили хорошенько запомнить «клиента» в лицо. После этого, по данным следствия, был разработан план убийства.
23 сентября того же года бизнесмен Наумов снова появился в Москве, остановившись на этот раз в «Тверской». Около шести вечера Алексей Сукач, находившийся в это время на Триумфальной площади, у станции метро «Маяковская», получил от посредника два пистолета ТТ с глушителями, которые затем передал Кириллу Борисову. Исполнителя в «Жигулях», за рулем которых сидел Павел Смирнов, привезли к гостинице. Борисов тут же поднялся на четвертый этаж. Там в холле он и наткнулся на Наумова. Киллер открыл огонь одновременно из двух стволов. Все пять выпущенных им пуль попали в голову жертве.
Выходя из отеля, Борисов сказал охраннику: «У вас там людей расстреливают, а вы тут спите». Когда тот бросился наверх, спокойно сел в «Жигули» и уехал. Через пару дней участники убийства были в Чечне. Там их, естественно, никто не искал.
Следующее убийство бандиты совершили уже летом 1997 года. Они надолго залегли на дно, после того как осенью 1996 года в Москве были задержаны Максим Лазовский и сопровождавший его подполковник ФСБ. Макса тогда пытались обвинить в бандитизме и организации заказных убийств, но в итоге дело пошло в суд лишь по обвинению в хранении оружия и подделке документов (Лазовский использовал фальшивые документы спецслужб). И дали Лазовскому всего два года.
В Москву киллеры Борисов и Сукач вернулись только после того, как узнали, что Макс никого не выдал. Но без работы не остались. Задание через посредника Васильева снова поступило от чеченцев. Они просили разобраться с гендиректором фирмы Harley Enterprises Александром Байрамовым, который занимался поставками в Россию сигарет на льготной основе. Бизнесмен не захотел делиться с чеченцами прибылью от последней сделки, которая принесла ему $8 млн, и его приговорили. Приговор был исполнен 11 июля 1997 года.
В 1-м Красногвардейском проезде одна из бандитских машин подрезала Mercedes бизнесмена так, чтобы он врезался в другой автомобиль киллеров. Когда участники ДТП повыскакивали из машин, Сукач попытался убить Байрамова, однако пистолет заклинило. Тогда бизнесмена из пистолетов-пулеметов буквально изрешетили Кирилл Борисов и Армен Шехоян.
Преступники снова долгое время отсиживались в Чечне. Там к ним поступил последний из установленных следствием заказов — на гендиректора фирмы «Ветер века» Александра Редько, помощника депутата Госдумы от ЛДПР Алексея Зуева.
С мая по июнь 1998 года Борисов и Сукач постоянно вели наблюдение за гендиректором. Изучив досконально его распорядок дня и привычки, они приступили к выполнению заказа. 18 июня 1998 года киллеры приехали к гаражам на улице Кравченко и стали поджидать жертву. Когда предприниматель Редько выгнал свою машину и пошел закрывать гараж, Борисов нажал на курок своего пистолета-пулемета, а Сукач разрядил в Редько немецкий револьвер Rohm. Охранники господина Редько организовали погоню, но не смогли догнать бывших спецназовцев. Изрешеченный пулями гендиректор лишь благодаря хирургам остался в живых.
Банде Борисова вменяется еще одно — «внутреннее» убийство. Член банды Дмитрий Заикин похитил у Алексея Сукача большую партию наркотиков. 23 августа 1998 года в час ночи Сукач вывез Заикина на «Волге» в Марьино и пристрелил прямо в машине. Затем бывшие спецназовцы Сукач и Борисов вывезли труп на пустырь Верхних полей, расчленили его лопатой и закопали, а голову выбросили в Москву-реку.
Расследованию помешали смерти
Первым из бандгруппы в 1999 году был арестован Васильев. Но доказать, что он являлся посредником в организации убийств, так и не удалось. И 13 лет колонии строгого режима ему дали за убийство в 1993 году некоего Алиева, владельца торгового ряда на Люблинском рынке.
Кирилла Борисова задержали осенью прошлого года. Затем под стражу взяли Армена Шехояна, Павла Смирнова и Алексея Сукача. В квартире последнего нашли арсенал группировки: семь автоматов, десять пистолетов Макарова, два пистолета CZ MOD-83 чешского производства и немецкий револьвер.
Тогда же хотели снова взять под стражу отсидевшего свои два года за хранение оружия и подделку документов Максима Лазовского. Прокуратура уже дала на это санкцию, но сыщиков опередили: Макс был убит на пороге церкви в подмосковном поселке Успенское.
По данным, которыми располагали участники расследования, на счету этой группировки было более десяти заказных убийств. Причем совершались они не только в Москве, но и других регионах России. В частности, в Туапсе. Но поднять все эпизоды не удалось. Во многом — из-за внезапной смерти начальника 12-го отдела МУРа Владимира Цхая, который начинал расследование дела банды Лазовского—Васильева. Причем до сих пор многие сотрудники угрозыска считают, что смерть начальника отдела по расследованию заказных убийств (вчера исполнилось ровно четыре года с ее дня) была не случайной.