От Офф-Топик Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 24.08.2001 11:03:49 Найти в дереве
Рубрики Современность; Спецслужбы; Танки; Стрелковое оружие; Локальные конфликты; ... Версия для печати

Технические детали - ГРАНАТОМЕТЫ в ПОКУЩЕНИЯХ

Смерть Капыша

Наивысшего расцвета БФПГ достигла к 1999 году, когда основным ее топ-менеджером был Павел Капыш. К этому времени нефтебизнес БФПГ, от которого холдинг собственно и получал основную прибыль и инвестиционные ресурсы, перешел в ту стадию, когда необходимо было определяться с выбором союзника из числа крупнейших нефтедобывающих российских компаний. На эту роль вполне бы подошел «ЛУКОЙЛ», имевший обширные интересы в Северо-Западном регионе. В 1999 году лично Вагит Алекперов вел с Капышем переговоры об инвестировании в БФПГ значительных средств, но Капыша не устроила потеря контроля над компанией, переговоры зашли в тупик. И история проникновения «ЛУКОЙЛА» на топливный рынок Санкт-Петербурга и Ленинградской области ознаменовалась целой серией скандалов и конфликтов с БФПГ. Более того, БФПГ довольно успешно занялась собственными исследованиями и разработкой месторождений нефти в Тимано-Печерском нефтяном регионе – безраздельной вотчине «ЛУКОЙЛА».

Капыш Павел Григорьевич родился 18 марта 1956 года в Мурманске, в семье офицера. В 1978 году закончил ЛГУ, в 1983 аспирантуру при Ленинградской Инженерно-Финансовой Академии. Кандидат экономических наук. Работал преподавателем финансово-экономического института, где читал политэкономию. В 1989 году возглавил арендное госпредприятие "Эко-Балт". В 1994 году создал БФПГ и до 1999 года оставался ее бессменным руководителем. В справочниках "Кто есть кто в России" и "Кто есть кто в Ленинградской области" числился среди самых влиятельных фигур российского бизнеса. Был действительным членом Института Нефти, членом престижных международных бизнес-клубов, таких как Английский Клуб и Ротари-Клуб.

В принципе, «ЛУКОЙЛ» способен был раздавить Капыша при помощи клана Мирилашвили в одночасье. Но БФПГ своевременно заручилась поддержкой олигарха Михаила Ходорковского и активно стала продвигать на петербургском топливном рынке интересы ЮКОСА. В совместных планах БФПГ и ЮКОСА было строительство обширной сети АЗС, которая со временем могла пошатнуть монополию «Сургутнефтегаза» и «Петербургской топливной компании» в городе на Неве. По оценке экспертов альянсу БФПГ – ЮКСИ (неосуществленный проект слияния ЮКОСА Ходорковского и «Сибнефти» Березовского-Абрамовича) на Северо-Западе России противостоять не смог бы практически никто. И это предопределило трагическую развязку.

26 июля 1999 года в Петербурге было совершено пожалуй самое дерзкое заказное убийство 90-х. В историческом центре города - на углу Университетской набережной и моста Лейтенанта Шмидта, - среди бела дня, на глазах у многих очевидцев был расстрелян автомобильный кортеж Павла Капыша.

Ликвидация Капыша была организована на самом высоком профессиональном уровне. Бизнесмен обычно ночевал в одной из трех своих квартир, причем, никогда заранее не было известно, в какой именно он проведет ближайшую ночь. Поэтому за Капышем было установлено тотальное наружное наблюдение, либо преступники были заранее проинформированы о месте ночлега их жертвы. Кроме того, организаторы убийства несомненно знали по какому маршруту кортеж Капыша обычно едет из определенного дома к нему в офис.

Преступники, вооруженные двумя армейскими гранатометами "Муха", оснащенными кумулятивными гранатами, и двумя автоматами Калашникова, ожидали свою жертву на лестнице спуска к Неве. Другой участник преступления должен был находиться неподалеку от пересечения Первой линии Васильевского острова (там жил покойный) и Университетской набережной. Сразу после того, как автомобиль Капыша и машина сопровождения с охраной сделали правый поворот с Первой линии на набережную, наводчик должен был сообщить по рации (или сотовому телефону) находившимся на спуске к Неве у моста Лейтенанта Шмидта сообщникам, что до появления "объекта" на линии огня остается около двух минут. После этого в игру наверняка вступил еще один помощник, который должен был позаботиться о том, чтобы кортеж бизнесмена остановился на нужном месте. В момент приближения автомобилей Капыша к повороту на мост на светофоре, имевшем ручное управление, загорелся красный сигнал. Киллеры поднялись на тротуар набережной, выстрелили из обоих гранатометов по джипу, где находился Павел Капыш, после чего под прикрытием автоматного огня пересекли проезжую часть набережной, бросили автоматы и уехали на поджидавшем их автомобиле. Гранатометы преступники захватили с собой.

Удивительна была меткость стрельбы, которую продемонстрировали гранатометчики. Обе кумулятивные гранаты попали в самое уязвимое место бронированного джипа "Шевроле-Сабурбан" – в боковую стойку, где расположен стык бронированных листов, закрепленных собственно на стойке и на задней двери. При попадании заряда в это место возникает так называемый "краевой эффект" - сопротивление брони ослабляется. Вызывает удивление и то, что столь обеспеченный человек как Павел Капыш ездил на одном из самых дешевых автомобилей такого класса – на производимом американской фирмой "О'Гара" бронированном джипе "Шевроле-Сабурбан" в самом простом исполнении стоимостью около 100 тысяч долларов. Подобный джип с повышенной комфортностью и повышенными защитными свойствами стоит 200 тысяч (в этом случае "кресло шефа" может быть расположено в своеобразной бронированной капсуле, и при попадании кумулятивной гранаты в стойку такого броневика, пассажир бы не пострадал). Кроме того, любой "Шевроле-Сабурбан" по своим защитным качествам существенно уступает, например, бронированному "Мерседесу". Создается впечатление, что Павел Капыш вынужден был в спешке покупать первый подвернувшийся бронированный автомобиль, потому что в какой-то момент возникла реальная угроза его жизни. А быстрее "Сабурбана" купить было ничего и невозможно, поскольку только фирма "О'Гара" занимается серийным выпуском бронированных машин, другие делают их на заказ, исполнение которых занимает значительное время. Любопытно, что киллеры были прекрасно осведомлены о слабости бронированной защиты Капыша.

Словом, все сходится к тому, что в службе безопасности БФПГ у киллеров имелся свой осведомитель, либо кто-то из руководства БФПГ просто предал Капыша? И только спустя почти два года после того, как Павел Капыш скончался в Покровский больнице Петербурга от необратимого болевого шока (взрывом ему оторвало ноги), появилась реальная информация о том, что в покушении на главу БФПГ поучаствовали спецы из СБ этой компании.