Аннотация:
Качественно новая военно-политичесим и военно-стратегическая обстановка, сложившаяся внастоящее время в мире в результате фундаментальных перемен в странах Восточной Европы, роспуск организации Варшавского Договора, подписание договора по сокращению ядерных и обычных вооружений, принятие Российской Федерацией, США и рядом других государств решений произвести в предстояшие годы сокращение своих вооруженных сил без заключения соответствующих соглашений, привели к значительному уменьшению опасности возникновения крупномасштабного ядерного или обычного конфликта. Ведущие государства пересматривают свои обязательства и цели на международной арене, а также военные доктрины и стратегии. Материалы переведены и подготовлены специалистами Киевского военного института управления и связи. Справки по телефонам: (044) 290-58-57 Гарицкий Виктор Михайлович
Статья:
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В СТРАНЕ Белоусов И.В, Киселев В.В., Военная академия имени М.В.Фрунзе Взгляды руководства США и НАТО на роль разведки в современных условиях Качественно новая военно-политичесим и военно-стратегическая обстановка, сложившаяся внастоящее время в мире в результате фундаментальных перемен в странах Восточной Европы, роспуск организации Варшавского Договора, подписание договора по сокращению ядерных и обычных вооружений, принятие Российской Федерацией, США и рядом других государств решений произвести в предстояшие годы сокращение своих вооруженных сил без заключения соответствующих соглашений, привели к значительному уменьшению опасности возникновения крупномасштабного ядерного или обычного конфликта. Ведущие государства пересматривают свои обязательства и цели на международной арене, а также военные доктрины и стратегии. В то же время главный смысл и содержание корректировки военной и внешней политики США и Североатлантического союза состоит в том, чтобы в максимальной степени исполыовать перемены в мире в интересах укрепления и расширения позиций и влияния ведущих стран Запада, прежде всего Соединенных Штатов Америки на мировой арене. В своей политике в отношении России и других стран бывшего СССР, руководство США стремится к тому, чтобы путем политическом и идеологического воздействия обеспечить переход страны к капитализму в экономике и к западным формам демократии в социально-политическом устройстве. При зтом особенно поощряются процессы, усиливающие политическую и экономическую независимость стран СНГ как гарантию того, что на территории бывшего СССР не возникнет больше единого государства, способного оказывать существенное влияние на мировые процессы. Политика США в отдельных регионах мира направлена на то, чтобы обеспечить себе возможность играть центральную роль в решении всех возникающих проблем и конфликтных ситуаций. По мнению американского руководства, в настоящее время существует только одна сверхдержава - Соединенные Штаты Америки, располагающая всем необходимым для осуществления любого вида воздействия. Особое внимание в реализации своих внешнеполитических установок американское руководство по-прежнему уделяет разработке вариантов использования военной мощи в качестве средства "устрашения" или "наказания" путем прямого применения вооруженных сил. Для этого параллельно с сокращением своих вооруженных сил руководство США реализует программы по повышению их боеготовности и мобильности с тем, чтобы они могли эффективно действовать в кризисных ситуациях в различных регионах мира. В августе 1991 года в США была принята военная стратегия, получившая название "региональная оборонная стратегия". Главными ее элементами являются: военное присутствие в передовых районах, оперативное реагирование на кризисы, стратегическая оборона, сохранение возможности восстанавливать силы в случае необходимости. В положениях доктрины особый акцент сделан на необходимости перенацеливания общей военной стратегии США с глобального конфликта с бывшим СССР на обеспечение региональной безопасности. Руководство США и НАТО наиболее вероятными считают войны и вооруженные конфликты на территории стран "третьего мира". Менее вероятными - развязывание войны, как следствие прихода к власти в России сильного антидемократического правительства. В ноябре 1991 года руководством Североатлантического союза была принята "новая стратегическая концепция НАТО", которая фактически является коалиционной военной доктриной на переходный период до конца 90-х годов. Несмотря на официальное признание снижения угрозы со стороны бывшего Советского Союза, в зтой концепции потенциальным противником НАТО в условиях новой военно-стратегической ситуации в Европе рассматривается только Содружество Независимых Государств. Поэтому установка на подготовку ОВС НАТО к двум видам войн - всеобщей и ограниченной - сохраняется в неизменном виде. Новая стратегическая концепция предусматривает: реорганизацию соединений и частей ОВС НАТО в высокомобильные, многонациональные соединения; совершенствование системы наращивания группировок войск в Европе в случае обострения ситуации; выработку оптимального состава обычных и ядерных сил в Европе с учетом снижения роли ядерного оружия; переход от концепции "передовой обороны" к концепции " сокращенного передового присутствия". Эга концепция предполагает отказ в условиях мирного времени от линейного расположения войск блока вдоль границ Германии и переход к их эшелонированному рассредоточению в пределах всего Европейского театра войны с размещением основной группировки в тыловых районах. Она также предусматривает существенное повышение мобильности войск и их готовности к сосредоточению в короткие сроки на любом угрожаемом направлении с целью нанесения максимального поражения противнику и обеспечения развертывания войск усиления. Исходя из установок действуюшей военной доктрины, военное руководство США и НАТО приняло новые концептуальные положения, определяющие взгляды на развитие и оперативное использование систем разведки. Политика США и стран НАТО в области разведки строится на том, что страна, имеющая превосходство в силах и средствах разведки, может рассчитывать на лидерство в военно-политической области, более гибко регулировать экономические затраты на развитие вооружения и военной техники, поддерживать преимущество по ряду передовых технологий. Данные положения получили свое дальнейшее развитие в планах реорганизации разведслужб которые включают в себя: * усиление координирующей роли Центрального разведывательного управления США в разведывательном сообществе; * сохранение и наращивание разведывательного потенциала США как гаранта обеспечения национальной безопасности; * адаптацию задач разведывательного сообщества к изменяющейся международной обстановке, к политическим, военным и экономическим ситуациям; * повышение оперативности и достоверности аналитических оценок результатов разведывательной деятельности для информирования высшего военно-политического руководства. Кардинальные изменения, происшедшие в мировом сообществе в связи с распадом СССР, в целом не изменили стратегических приоритетов разведки США. По-прежнему главной задачей американской разведки остается всестороннее информационное обеспечение военно-политического руководства США с целью сопоставления и оценки баланса военного, экономического и научно-технического потенциала США и ведущих стран мира. При этом главным объектом разведывательной деятельности США являются страны СНГ. Число задач разведки, в том числе технической, по СНГ постоянно расширяется. Характерно, что в 1975 году перечень ключевых вопросов разведки по Советскому Союзу включал толъко 96 разведывательных задач. В настоящее время по странам СНГ этот перечень составил уже более 1000 задач. В зтой связи следует отметить, что при этом задачи, относящиеся к военной и военно-политической области, как правило входят в первый (высший) приоритет важности. Основными направлениями деятельности технических разведок на ближайшую перспективу, как показал анализ, являются: * в политической области - сбор сведений о важнейших направлениях внешнеполитической деятельности России, о деятельности по формированию и обеспечению военно-политического паритета, о взаимодействии с иностранными государствами по вопросам внешнеторговой, кредитной и валютной попитики, о взглядах руководства на характер будущих войн; * в экономической области - сбор данных о состоянии экономическоы потенциала страны, о загруженности военными заказами военно-промышленного комплскса, о способности перевода экономики на выпуск военной продукции в чрезвычайных ситуациях, о наличии и освоенности промышленностью технологий, основанных на новейших научных достижениях, о наличии и объемах государственного стратегического резерва, о финансовых затратах на закупку вооружений и поставках его за границу; * в военной области - сбор сведений, раскрывающих оперативные и стратегические планы подготовки и ведения боевых действий, о развертывании, маршрутах следования и районах оперативного сосредоточения войск, о единой системе управления войсками, о боевых возможностях войск; * в научно-технической области - сбор данных, раскрывающих основные направления развития вооружения и военной техники, ход выполнения НИОКР по их созданию, значимость, направленность и перспективность планируемых и проводимых в интересах обороны фундаментальных и прикладных НИР, достижения в области науки и техники, которые определяют качественно новый уровень возможностей вооружения. В интересах комплексного решения задач разведки во всех звеньях вооруженных сил руководство Министерства обороны США выделило вопросы разработки, создания и производства средств разведки в самостоятельную область военного строительства. Координация работ по этим волросам возложена на специального помощника министра обороны. В результате этих мероприятий в последние годы в Вооруженных Силах США и стран НАТО практичсски полностью обновлен парк аппаратуры разведки, резко возросли темпы создания ее новых образцов, превысившие в 2-3 раза темпы модификации любой другой радиоэлектронной аппаратуры. Современные условия ведения разведки с помощью технических средств. Новое политическое мышление, провозглашенное нашей страной в качестве перспективной концепции обеспечения безопасности в мире, проявляется через такие признаки как уменьшение военного противостояния, открытость сторон, международная зкономическая интеграция, свобода перемещения граждан и контактов между ними, а также свободный поток информации и идей. Перечисленные составляющие, являясь катализатором оздоровления международной обстановки, формируют, вместе с тем, и ряд новых специфических условий ведения разведки с помощью технических средств. Уменьшение военного противостояния материализуется через систему договоров о сокращении различных классов вооружений, которые предусматривают меры укрепления доверия через инспектирование военных и военно-промышленных объектов. Так, по договору о сокращении ракет средней и меньшей дальности на территории Российской Федерации определены 43 места инспектирования, по договору о стратегических наступательных вооруженнях - 177, по договору об обычных вооружениях - 247. За период с 1989 тода по настоящее время военные объекты на территории нашей страны проинспектированы 37 военными, правительственными и 12 неправительственными делегациями. Общая численность инспекторов составила более 300 человек. За период с 1987 по 1994 годы Соединенными Штатами Америки и странами блока НАТО проведена инспекция более 60 уведомленных учений. Кроме того осуществлена оперативная проверка более чем 300 инспекционными группами США численностью 3-5 человек каждая военных и военно-промышленных объектов в рамках контроля за соблюдением Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Мероприятия США и стран НАТО в области контроля военной деятельности проводятся по единому плану. В ходе их подготовки осуществляется тесная координация действий. В большинстве стран блока НАТО созданы органы по контролю военной деятельности и сокращению вооруженных сил в Евроле с приданными им техническими средствами контроля. Значительную роль в деле укрепления мер доверия играют решения Стокгольмской конференции. Они представляют собой комплекс политических и военных мер, которые обеспечивают большую открытость и предсказуемость военной деятельности государств-участников конференции. Такими мерами являются предварительные уведомления об определенных видах военной деятельности, обмен ежегодными планами военной деятельности, ежегодный обмен военной информацией. Согласно мерам, принятым в Стоыольме, уведомления об учениях сухопутных войск производятся с уровня 13000 человек или 300 боевых танков. Если в ходе учений предусматривается произвссти более 200 самолето-вылетов или в них задействовано 3000 и более человек личного состава из амфибийных сил или воздушнодесантных войск, то такие учения также подлежат уведомлению. На учения должны приглашаться наблюдатели, если в перебросках и сосредоточениях войск участвуют более 17000 человек или в том случае, когда 500 человек участвуют в парашютной выброске или амфибийном десанте. Обмен ежегодными планами военной деятельности предусматривает доведение до государств-участников Стокгольмской конференции данных об уведомляемой деятельности, которую планируется проводить в предстоящем календарном году. Кроме того государства-участники должны к 15 декабря каждого года, обмениваться информацией о военных силах, планах развертывания основных систем вооружения и военной техники на следующий год не позднее, чем через два месяца после утверждения их компетентными национальными органами власти. Контроль за выполнением указанных мер доверия осуществляется национальными техническими средствами, а также проведением инспекций военной деятельности и визитов по оценке информации о военных силах и планах развертывания основных систем вооружения и военной техники. Инспекция может проводиться в случае возникновения сомнений в том, что проводимая на территории другото государства деятельность не соответствует положениям Стокгольмского Документа. В ходе инспекции контролем охватывается площадь более 19 тыс.кв.км. "Открытость" сторон представляет собой систему целенаправленных политических и правовых мероприятий, направленных на укрепление доверия, обеспечение большей предсказуемости в деятельности вооруженных сил, уменьшение риска возникновения войны. Новым явлением в международных отношениях является подготовка и принятие ряда договоров по различным формам открытости (небо, суша, космос). Вполне естественным является в этой связи тот факт, что в ответ на инициативу США об "открытом" небе Российская сторона вышла с ответной инициативой, предложив пойти на "открытость" суши, космоса, океана и моря. Анализ позиций сторон в ходе переговоров по проблеме "открытого" неба показал, что представители США пытаются получить одностороннее преимущество при ведении разведки. Вследствие этого при реализации режимов "открытости" необходимо учитывать два основополагающих момента: * адекватность информации, получаемой сторонами в ходе реализации режимов "открытости"; * правильное определение соотношения доверия и озабоченности результатами реализации режима. Первым практическим опытом реализации режима "открытости" стал Договор по режиму "открытого" неба. Он обеспечивает равенство сторон в части сбора и получения информации наблюдения. В целях ограничения возможностей разведки в Договоре предусмотрено право выбора самолета наблюдения проверяемой стороной, определение состава и характеристик аппаратуры наблюдения, а также количества наблюдательных полетов, их высоту, дальность и отказ сторон от закрытости районов над своими территориями. Режим "открытости" суши, переговоры по которым ведутся в настоящее время, ставит своей задачей облегчение гуманитарного сотрудничества, которое может быть реализовано через следующие подходы: 1) последовательный переход от практики "закрытых районов" к практике "закрытых объектов и зон"; 2) последовательное сокращение количества и площади районов с регламентированным доступом; 3) упрощение процедур въезда иностранных представителей в районы с регламентированным доступом; 4) отказ от принятого порядка уведомления властей при поездках отдельных лиц и журналистов США в открытые для иностранцев города и районы России. Указанные подходы реализованы в Постановлении правительства Российской Федерации об утверждении перечня территорий РФ с регламентированным посещением для иностранных граждан, в соответствии с которым площадь закрытых территорий уменьшается в 2,3 раза и составит 280 тыс.кв.км и вводится понятие территорий с регламентированным посещением для иностранных граждан вместо закрытых территорий, а также упрощается организация визового въезда иностранных граждан на территории с регламентированным посещением через местные органы Федеральной службы безопасности России по согласованию с командованием объединений и соединений Вооруженных Сил РФ и руководством предприятий и учреждений оборонной промышленности. Режим "открытости" космоса находится на самом начальном этапе проработки и требует отдельного подхода в анализе возможностей разведки. Вместе с тем следует отметить, что наряду с положительными аспектами реализации принципов "открытости" есть и отрицательные заключающиеся в том, что значительное превосходство США и их союзников перед Россией в техническом оснащении разведывательных служб даст им уникальные возможности по добыванию разведывательной информации. Значительное сокращение территорий, закрытых для посещения иностранными гражданами, приведет к тому, что практически на всей территории Российской Федерации будет существовать возможность ведения технической разведки с помощью портативных разведывательных средств. Международная экономическая интеграция применительно к нашей стране проявляется в расширении деятелъности зарубежных фирм на ее территории путем создания совместных предприятий, международных объединений и ассоциаций, а также посредством увеличения объемов инвестирования иностранного капитала. В настоящее время в России зарегистрировано 2820 совместных с зарубежными фирмами предприятий, сотрудниками которых является значительное количество иностранных граждан. В деятельности 1457 совместных предприятий принимают участие представители стран НАТО, Японии и Южной Кореи, из них на территориях с регламентированным посещением для иностранных граждан размещено 104. Самое большое количество совместных предприятий (более 300) зарегистрировано с Соединенными Штатами Америки. Особую опасность, с точки зрения ведения разведки техническими средствами, представляют совместные предприятия, создаваемые на объектах оборонного комплекса в соответствии с программой конверсии, а также в непосредственной близости от указанных объектов. Свобода перемещения граждан и контактов между ними, свободный поток информации обеспечиваются положениями Федерального Закона о выезде граждан Российской Федерации за границу, упрощением процедуры въезда иностранных граждан в нашу страну, упразднением цензуры, расширением контактов по научной линии. В связи с этим наблюдается значительный рост посещений городов и районов Российской Федерации, в том числе ранее закрытых для иностранных граждан. Так например, количество групп иностранцев, прибывших в город Петропавловск-Камчатский, в 1994 году возросло по сравнению с 1990 годом более чем в 10 раз. В связи с распадом СССР и отсутствием единого пограничного режима на территории стран СНГ появилась, возможность неконтролируемого ввоза портативных технических средств разведки инопредставителями и коммерческими структурами, что значительно расширяет возможности по получению разведсведений с помощью технических средств разведки. Из вышесказанного можно сделать вывод, что отмеченные условия позволили США и их союзникам сформировать качественно новую разведывательную ситуацию. Если раньше техническая разведка велась в основном из-за пределов Советского Союза (за исключением мест постоянного пребывания инопредставителей), то в настоящее время они имеют возможность вести разведку зачастую непосредственно на охраняемых объектах или вблизи них. Расстановка приоритетов в области Защиты информации. Характер современной внешней политики нашего государства, коренные внутренние экономические и социально-политические преобразования, а также массовое внедрение новых информационных технологий в государственные, военные и производственные структуры привели к новой расстановке приоритетов в области защиты информации. Наибольшего внимания в ндстоящее время требует защита информации в автоматизированных системах управления высшего звена управления государством, его силовых министерствах и ведомствах. К таким системам относятся: система приема и передачи данных для управления народным хозяйством в чрезвычайных условиях, автоматизированная систсма управления Вооруженными Силами и многие другие. Необходимость защиты сведений о состоянии зкономического потенциала страны, объемах стратегического резерва, лроизводительности военно-промышленного комплекса, сводных данных о финансовых затратах в различных областях экономики и военного строительства выдвигает в число приоритетных объектов защиты информационные системы экономических, материальных и банковских структур, а также органов местного управления и производства. За последние несколько лет количество электронно-вычислительной техники на предприятиях и в организациях выросло более чем на порядок в основном за счет приобретения импортных персональных ЭВМ. Проблему защиты информации усложняет массовое создание локальных сетей и объединение их через открытые каналы системы связи страны в распределенные сети. Так например, в настоящее время только сеть "Релком" объединяет более 40000 пользователей из нескольких тысяч организаций, расположенных в 150 городах России и других государств. Среди абонентов этой сети - научные, учебные, научно-исследовательские, производственные, государственные и правительственные организации, коммерческие структуры и информационные агентства (в Москве - более 500 объектов). Через сеть "Релком" обеспечивается выход на международные сети "Eunet", "Internet", "Binet", "MCI- mail" и другие. В ряде городов России (Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Липецке, Петропавловске-Камчатском и других) широко используются сотовые радиотелефонные сети, оборудованные совместными предприятиями. Эти обстоятельства вызывают необходимость защиты информации не только в электронно-вычислительной технике, но и в системе связи страны. Важными с точки зрения защиты от иностранных технических разведок остаются системы и комплексы вооружения и военной техники, позволяющие сохранить паритет в военном противостоянии. К таким системам относятся ракетные комплексы наземного, морского и воздушного базирования (в первую очередь - стратегического назначения), системы противовоздушной и противокосмической обороны, боевого управления и связи, комплексы специального вооружения. В настоящее время в разработке, серийном производстве и эксплуатации в Вооруженных Силах находятся около 100 образцов вооружения и военной техники, подлежащих защите от иностранных технических разведок. В связи с конверсией оборонной промышленности задача защиты информвции о деятельности военно-промышленных объекгов приобретает особую актуальность. Из более чем полутора тысяч военно-промышленных объектов, расположенных на территории России, на трети из них ведется разработка, испытания и производство наиболее важных и перспективных образцов вооружения и военной техники. Проблемы контроля защиты информации в стране. Изменение внешней и внутренней политической обстановки, развитие международного сотрудничества, широкое внедрение режима открытости во всех сферах жизни страны повлияли на характер деятельности иностранных технических разведок на нашей территории. Эти обстоятельства, а также существенные прсобразования в Вооруженных Силах и оборонном комплексе страны привели к пересмотру задач, возлгаемых на государственные органы контроля, содержание которых заключается в переходе от противодействия разведкам к защите информации во всех сферах деятельности государства. Исходя из ранее решаемых задач по противодействию разведкам, основным содержанием контроля была оценка эффективности проводимых мероприятий по защите от разведок военных, военно-промышленных объектов, а также вооружений и военной техники в процессе их создания и эксплуатации. Контроль в настоящее время определяется необходимостью оценки состояния защиты информации в политической, экономической, военно-технической и других областях деятельности государства и определяется наряду с другими вышеперечисленными фактораии широкой информатизацией общества и развитием информационных систем как внутри страны, так и за рубежом. Кроме изменения объема задач контроля принципиально меняется и их качественное содержание. Так, в настоящее время возникла необходимость перехода от контроля защиты технических средств обработки информации к контролю защищенности информации в автоматизированных системах управления различного уровня. Ранее в основном контролировались каналы возможной утечки информации за счет электромагнитных излучений и наводок, выходящих за пределы территории объекта. Сегодня важнейшей задачей следует считать предотвращение получения информации, обрабатываемой автоматизированными системами, не только посторонними лицами, но и штатными сотрудниками, не имеющими на это разрешения. Принципиально новой задачей для контрольных органов является лицензирование и сертификация по вопросам защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем. В связи с развитием коммерческой деятельности и проведением конверсии на предприятиях оборонных отраслей особую важность приобретает контроль за защитой технологий, прежде всего носящих приоритетный характер. Внутриполитические процессы в России привели к уменьшению испытательной базы вооружения и военной техники, географическое положение и оснащение которых создавало благоприятные условия для защиты от технических средств разведки характеристик испытываемого вооружения. Указанный фактор вынуждает организовывать испытания вооружения в новых районах, менее защищенных от иностранных разведок, что требует качественно нового подхода контрольных органов к оценке эффективности мер защиты информации в ходе испытаний. Законами Российской Федерации определены направления развития контроля защиты информации в стране, основными из которых являютстся: * контроль защиты информации в информационных системах органов государственном управления, в том числе высшего звена управления государством и Вооруженными Силами; * контроль защиты информационных ресурсов в экономических, материальных и банковских структурах страны; * контроль защиты информации в информационных системах органов местного управления и производственных струкгу- актуально ДЗХ; * обеспечение лицензирования и сертификации по вопросам защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем; * контроль защиты информации и оценка ее эффективности при инспектирования выполнения договорных обязательств по сокращению и уничтожению стратегических наступательных и обычных вооружений, а также ракет средней и меньшей дальности; * контроль защиты информации о вооружениях и военной технике в процессе их создания и эксплуатации, экспертиза разработанных главным конструктором мер защиты и лицензирование специальных средств защиты; * контроль защиты технологий в процессе конверсии и осуществления коммерческой деятельности оборонных предприятий, участие в лицензировании экспортируемого вооружения; * контроль защиты и аттестование военных и военно-промышленных обьектов; * оценка эффективности мер защиты от разведок в местах расположения совместных с инофирмами предприятий и в зонах свободного предпринимательства; * осуществление надзора за функционированием системы защиты информации и противодействия иностранным техническим разведкам в государстве; * контроль защиты информации, передаваемой по открытым линиям связи страны, в том числе и коммерческого назначения. Изложенные выше взгляды на содержание защиты информации в стране не претендуют на полноту, так как главной целью статьи было привлечь внимание руководителей всех уровней к важности данной проблемы и необходимости ее решения.