Современность; Спецслужбы; Локальные конфликты; Евреи и Израиль;
ПОЧЕМУ В КРАСНОЙ АРМИИ НЕ БЫЛО ЕВРЕЙСКИХ ВОИНСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ?
нерожденный легион
ПОЧЕМУ В КРАСНОЙ АРМИИ НЕ БЫЛО ЕВРЕЙСКИХ ВОИНСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ?
Евреи Советского Союза немедленно включились в борьбу против нацизма не только в результате всеобщей мобилизации, объявленной Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 июня 1941 года, но и потому, что, ощущая себя полноправными гражданами и патриотами СССР, добровольно вступали в ряды Красной Армии. Маловероятно, что в те первые месяцы у евреев могли возникнуть мысли о создании отдельных еврейских частей или подразделений в составе Красной Армии. Подобные идеи, судя по документам, появились только после проведения в Москве 24 августа 1941 года первого радиомитинга представителей еврейского народа, пробудившего еврейское самосознание советских евреев.
Одно из первых упоминаний об этом содержится в плане создания Еврейского антигитлеровского комитета, предложенного польскими евреями Х.Эрлихом и В.Альтером. Оба они были видными руководителями Бунда, арестованными в октябре 1939 года в Бресте. После принятия решения об освобождении всех находившихся в советском заключении польских граждан, Эрлих и Апьтер были освобождены из советской тюрьмы в сентябре 1941 года. Они немедленно и чрезвычайно активно включились в политическую деятельность по мобилизации западных евреев на борьбу с фашизмом. Уже в октябре 1941 года они предлагали создать еврейскую воинскую часть, правда, не из евреев СССР, а "сформировать в США Еврейский легион и отправить его на советско-германский фронт". Однако сталинское руководство не решилось разыграть "еврейскую карту" руками евреев политически чуждого направления. Эрлих и Альтер в декабре были арестованы по абсурдному обвинению в связи с германской разведкой и позднее приговорены к смертной казни.
Вместе с тем по инициативе Совинформбюро и с разрешения ЦК ВКП(б) было принято принципиальное решение о создании при Совинформбюро Еврейского антифашистского комитета, председателем которого был назначен известный актер ГОСЕТа Соломон Михоэлс, а его заместителем и ответственным секретарем ЕАК Ш.Эпштейн. Деятельность ЕАК полностью контролировалась руководством ЦК ВКП(б). Это признает С.А. Лозовский -начальник, потом замначальника Совинформбюро. в секретной записке секретарю ЦК ВКП(б) Щербакову в июле 1945 года Лозовский отмечает, что без визы Совинформбюро ЕАК не мог посылать за границу статьи, письма и телеграммы. Причем все материалы, отправляемые за границу, должны были визироваться Совинформбюро. Только с разрешения и утверждения Совинформбюро происходили встречи с иностранцами, посещения посольств, организация банкетов и приемов.
Все речи и выступления на митингах и пленумах просматривались предварительно Совинформбюро и утверждались Управлением пропаганды ЦК ВКП(б). Также полностью контролировались контакты Еврейского антифашистского комитета с зарубежными организациями. Всю эту деятельность курировал секретарь ЦК ВКП(б) А.С.Щербаков, руководивший всей международной пропагандой и, стало быть, пропагандой антифашистских комитетов. Таким образом, ЕАК практически был пропагандистским придатком ЦК ВКП(б) и советских спецслужб. Задача ЕАК, говорилось в аналитической записке, составленной отделом внешних сношений ЦК ВКП(б) в 1946 году, "заключалась, в мобилизации еврейского населения за рубежом на борьбу против фашизма и пропаганде достижении СССР в зарубежной печати. В период Великой Отечественной войны Еврейский антифашистский комитет сыграл известную положительную роль, содействуя в некоторой степени мобилизации зарубежного еврейского населения на борьбу с немецким фашизмом".
Если на первом еврейском антифашистском митинге 24 августа 1941 года прозвучал призыв советских евреев к евреям всего мира развернуть кампанию помощи Красной Армии вооружением и медикаментами и на этот призыв "откликнулись все классы и все слои еврейского населения различных стран, особенно в США, Англии и Палестине", то на втором митинге еврейской общественности в Москве, 24 мая 1942 года. в первую очередь прозвучал призыв к вооруженной борьбе.
В обращении к мировому еврейству 24 мая 1942 года говорилось: 'Евреи оккупированных фашистами стран, ломайте стены зловонного гетто! Берите в руки оружие! Вступайте в партизанские отряды! Вредите гитлеровцам на каждом шагу! Евреи Великобритании и Америки! В этой войне нет места выжиданию. От Иоханнесбурга до Монреаля, от Александрии до Сан-Франциско, евреи, идите в бой!
Мы, евреи Советского Союза, показали вам пример. Ни часа, ни минуты промедления. Братья-евреи Соединенных Штатов Северной Америки, Англии. Канады, Палестины, Южной Африки, Австралии, нужно еще больше самолетов, чтобы раздавить фашистских убийц! Нужно еще больше танков, чтобы освободить захваченные Гитлером области. Не щадите ваших жизней, вступайте в ряды армий антигитлеровской коалиции! Евреи Южной и Центральной Америки, вы далеки от поля брани! Вы каждое утро проклинаете гитлеровцев, терзающих ваших братьев. Пусть станут ваши проклятия танковыми колоннами! Пусть станут ваши благословения эскадрильями истребителей и бомбардировщиков.
Евреи всего мира! Соберем деньги, закупим тысячу танков, пятьсот самолетов и пошлем их Красной Армии! Братья-евреи всех стран! Будьте суровыми солдатами!.. Бейтесь до последней капли крови!.." Этот призыв имел громадное значение для активизации сил американских евреев, большинство из которых было связано родственными узами или землей исхода с СССР (прежней царской Россией), на борьбу с фашизмом. Роль этого обращения, мне кажется, и сегодня не оценена в должной степени исследователями участия евреев в армиях стран антигитлеровской коалиции.
Вопрос об участии западных евреев в войне и создании еврейских воинских частей за рубежом в той или иной форме возникает на заседаниях комитета.
Так на заседании первого пленума ЕАК 28 мая 1942 года член комитета Илья Нусинов подчеркивает: "Не должно быть ни одного еврея, который не принимает самого активного, самого боевого участия в войне всеми доступными мерами... Необходима предельная организация военных еврейских сил за пределами СССР. Еврейская молодежь, которая сражалась в Испании, различными путями ищет возможности включиться в эту войну". Ту же мысль проводит другой член ЕАК академик Лина Штерн: "Нужно указать в обращении, чтобы были созданы еврейские легионы, которые направились бы к нам. Указать на то, что в Советском Союзе, на советской территории решается весь вопрос. К нам посылают танки. Если бы появились добровольческие дивизии. Там могли бы быть и рядовые бойцы, там могли бы быть и медработники, то есть участие не только деньгами, а всем, что можно дать".
Впрочем, как известно, никаких национальных еврейских формирований в армиях стран антигитлеровской коалиции, кроме Еврейской бригады в составе английской армии, да и то в самом конце войны, так и не было создано. Не возникли подобные формирования и в СССР, хотя неофициальные просьбы об этом, как свидетельствуют документы, были неоднократны.
Первые письма евреев СССР в ЕАК с подобными просьбами попадают в руки Михоэлса уже в конце 1941 года. Так бывший комиссар 1-й Иркутской дивизии, участник гражданской войны И.П. Калманович, обращаясь к председателю Еврейского антифашистского комитета С.М. Михоэлсу, 14 декабря 1941 года пишет:
Многие национальности - чехи, поляки, греки и другие оформляются в специальные воинские части. Положение нашего народа, разумеется, совершенно иное, и мы, конечно, должны сражаться в рядах нашей доблестной Красной Армии. Но наряду с этим я полагаю, что было бы целесообразно создание нескольких, еврейских дивизий. Мне кажется, что наш народ в этой великой битве должен особо проявить себя военной доблестью. В Советском Союзе мы впервые за два последних десятилетия получили абсолютно равные гражданские права, в том числе права и обязанности военной службы во всех рангах. Поэтому нужно, чтобы мы в специальных, частях оправдали это право. Нужно, чтобы гитлеровское зверье было избиваемо и истребляемо также и особыми еврейскими частями Красной Армии.
...У многих людей во многих странах, в том числе и среди самих евреев, существует тысячелетний предрассудок о якобы органической неспособности нашего народа к военному делу.
Все это, как мне кажется, дает нам право на то, чтобы доказать, что в Стране Советов вновь возродилась былая военная доблесть нашего народа, на разгром которого старый Рим, покоривший весь мир, когда-то бросил две трети своих вооруженных сип. Мы должны доказать, что обученные при братской помощи великого русского народа военному искусству евреи могут разбивать нацистов на попе брани.
Если бы Вы разделили мое мнение, и оно бы получило одобрение партии и правительства, я глубоко убежден, что в короткий срок можно было бы создать боеспособные воинские части, которые получили бы громадную моральную поддержку братьев-евреев во всем мире".
Это, письмо интересно не только предложением о создании еврейских воинских частей, но самим фактом обращения еврея-коммуниста к тысячелетней истории нашего народа. Комиссар Калманович говорит о "тысячелетнем предрассудке...", о "воинской доблести", на разгром которой старый Рим бросил свои легионы. Это письмо, как никакое другое, говорит о неистребимости еврейского сознания даже в человеке, давно связавшем свою судьбу с коммунистической партией.
Тема создания отдельных еврейских частей возникает на пленуме ЕАК 18-20 февраля 1943 года. Перец Маркиш в своем выступлении рассказал, что к нему на фронте подошел полковник, командир танкового соединения. "Я - еврей, - сказал он, - и хотел бы сражаться как еврей. Я бы хотел выйти к соответствующим властям с предложением сформировать отдельные еврейские соединения..."
"Тогда я спросил его: "Какой вы видите эффективность подобных соединений?" И он ответил: "Величайшей. Еврейские солдаты стоят перед лицом лишь одной возможности: убить врага или погибнуть..." В ходе войны, когда почти каждый еврей уже потерял своих близких не только на фронте, но и когда стало, по мере освобождения оккупированных территорий, широко известно, о поголовном уничтожении евреев, аргументы о создании еврейских воинских частей стали носить другой характер.
Ветеран войны Семен Дыхнэ вспоминает, что после освобождения Краснодара в феврале 1943 года, когда был составлен акт о зверствах гитлеровцев в городе, комиссар 328-й дивизии Авраам Маргулис в присутствии Дыхнэ и еще нескольких офицеров-евреев сказал: "Вот мы сидим, несколько офицеров-евреев... И я вам говорю как евреям, что у нас должно быть свое государство. Если бы сейчас было это государство, если бы оно имело армию, ну хотя бы один полк, с несколькими танками и самолетами, фашистские сволочи не npибегли бы к такому геноциду. Нужна еврейская армия... Черт возьми, чехи на нашей территории создают свои части, поляки тоже. Создать бы еврейскую дивизию наподобие эстонской или латышской. Но скажи об это вслух, тем более напиши - голова секир башка...
Все закурили. Маргулис уже тише молвил: "Надеюсь, вы меня не продадите..." И все-таки были люди, подобные Калмановичу, обращавшиеся в официальные инстанции либо к тем общественным деятелям, в которых видели выразителей интересов народа, имевшим возможность, как казалось авторам писем, донести до правительства эти "крамольные", по советским понятиям, идеи.
Так в своем письме от 25 марта 1944 года к И.Эренбургу ст. лейтенант С.М.Гриншпун пишет: "Товарищ Эренбург! Возможно, я ошибаюсь, но меня интересует такой вопрос: в числе национальных формирований неплохо было бы сформировать еврейские части. Я убежден, что, евреи будут драться с фашистами с десятикратной ненавистью: как патриоты Родины и как мстители за кровь своих единокровных братьев, сестер, отцов, матерей, жен и детей. Ведь нет ни одного eврея, который, кроме общих государственных счетов с фашизмом, не имел бы личных счетов с фашистскими извергами".
Вероятно, писем подобного рода было много. Можно допустить, что подобные просьбы-обращения направлялись не только в адрес ЕАК, но и ЦК ВКП(б) и ГКО и лично И.В.Сталину. К сожалению, по опубликованным документам не известно, входил ли ЕАК с подобными ходатайствами к тем ж адресатам. Вероятнее всего, не входил. Об этом позволяет судить реплика П.Маркиша на приведенное HИже предложение полковника-танкиста: "Это, конечно, романтизм, но это и настроения". Судя по всему, дальше констатации "настроения" члены ЕАК не пошли. Ведь ЕАК, как уже говорилось, был плоть от плоти детищем партии и органов безопасности и прекрасно понимал свои задачи и возможности.
Когда ЕАК стал выходить из-под контроля, стал позволять себе большее, чем было предусмотрено его настоящими создателями, он был ликвидирован, а большинство его деятелей репрессировано. Однако это уже выходит за пределы нашей работы.
Нам неизвестно также, рассматривался ли вопрос о еврейских частях на каком-либо официальном уровне: заседаниях ЦК ВКП(б) или ГКО. Нам неизвестна реакция официальных лиц, знакомых с подобными предложениями. Известно другое - ни одно отдельное еврейское воинское подразделение в СССР так и не был' создано. Однако независимо от желания политического и военного руководства СССР несколько особых частей, в которых число воинов-евреев было выше обычного, существовали в военные годы в составе Красной Армии. Речь идет о 201-й Латышской и 16-й Литовской стрелковых дивизиях.
Доктор Арон ШНЕЕР, научный сотрудник института Яд ва-Шем.