>Наткнулся на то, что катастрофически недостает информации относительно некоторых объектов, а именно:
>1. Транспорт "Санта Фе", затонувший в 43 под Евпаторией (байки про груз нейтралина, уникальное оружие, прочее). Кто-нибудь может "пролить" дополнительную информацию на более детальную прорисовку событий того времени?
Е:
Вот Вам описание этого эпизода по справочнику Богатырева, Ларинцева и Овчаренко "Потери ВМФ противника на Черноморском ТВД. 1941-1944 гг." (Киев: "Архив-Пресс", 1998):
23 ноября 1943 г.
Конвой "Wotan" в составе немецкого транспорта "Santa Fe" (4627 брт) и 6 кораблей охранения шел из Констанцы в Севастополь. На 05.42 скорость 10 уз, курс 125 град. В кильватерной колонне шли: румынский эсминец "Marasti", транспорт "Santa Fe", немецкое судно-ловушка "Lola", с правого борта шли румынский минзаг "Am.Murgescu", немецкие "раумботы" R-165, R-197, R-209. С воздуха конвой прикрывался гидросамолетом.
Груз транспорта составлял немецкий дивизион щтурмовых орудий (12 StuG и 2 "Ягдпанцера", личный состав) и 1278 т военных грузов (бензин в бочках, авиабомбы, реактивные снаряды).
05.47 - взрыв в носовой части (в районе 1-го трюма) "Santa Fe" - 45 град. 05 мин. 09 сек. СШ, 33 град. 17 мин. 06 сек. ВД.
05.50 - в штаб авиационного командования "West" поступила радиограмма с борта гидросамолета, находящегося над конвоем: "Конвой "Santa Fe" торпедирован, судно горит".
06.35 - штабом немецкого Адмирала Черного моря с флагманского корабля конвоя эсминца "Marasti" получена радиограмма: "Подрыв носом "Santa Fe", судно горит в кв.3675".
06.36 - судно было разорвано на части сильным внутренним взрывом и в 06.43 затонуло в точке 45 град. 05 мин. СШ, 33 град. 16 мин. ВД.
На судне погибло 28 чел (22 из л/с дивизиона штурмовых орудий и 6 членов экипажа), 16 чел пропало без вести. Спасено 78 чел (в т.ч. 8 тяжелораненных солдат).
Как я уже говорил, по данным Богатырева координаты гибели "Santa Fe" в точности совпадают с координатами минной постановки подводной лодки Л-6, произведенной 11 июня 1943 г (20 мин ПЛТ в линию). А никаких советских ПЛ 23 ноября в районе гибели транспорта быть не могло.
Что касается баек - то тут Вам судить. По-моему, комбинация "бензин + РСы + авиабомбы" сама по себе является небезопасной, мягко говоря :-)) Так что никакой нейтралин тут не нужен как бы... :-))
Сам пароход "Santa Fe" (4627 брт) был построен в Германии в 1921 г. Началом войны в 1939 г был застан в Южной Америке. Попытался прорваться в Германию, но 03.10.1939 на переходе в Северной Атлантике был перехвачен двумя французскими лидерами и захвачен в качестве приза. Вошел в состав французского торгового флота как "St.Andre". В ноябре 1942 г после оккупации нецами зоны Виши вновь перешел под немецкий контроль с возвращением преэнего названия. В 1943 г переведен на Черное море.
>2. "англичанин" - безызвестный корабль, лежащий неподалеку от Качи, известный под названием - "Пьяный Джек". Нужна идентификация. По имеющейся инфе - погиб в шторм, описанный в любой хронике Крымской войны. Ничего более неизвестно, кроме того, что в нем найден приличный груз виски (отсюда и местное название). Что сохранилось - масса медных гвоздей 3-4 см. в диаметре и до 70-80 см. длиной. Фрагменты медной обшивки, остов, шпангоуты... как бы его идентифицировать?
Е:
Тут, простите ничем не могу помочь. Тут Вам нужны данные по ВСЕМ судам Королевского флота, принимавшим участие в Крымской кампании - транспортным, вспомогательным, коммерческим и пр. Я ничего подобного в литературе не встречал, тут может помочь только плотный контак с какими-нибудь британскими историками этого дела.
>3. Подлодка "малютка". Валяется в Каламитском заливе. Где бы подробнее посмотреть про "малюток" и опять же - идентификация... лежит нетронутая.. глубоко достаточно... но причина гибели неизвестна.
Е:
Вот Вам перечень погибших в ВОВ "малюток" ЧФ:
М-58 - пропала без вести в районе Констанцы в октябре 1941 г. Наиболее вероятно - 18-21.10.1941 погибла на мине румынского заграждения S-11.
М-59 - пропала без вести в конце октября 1941 г на позиции в районе Сулины. Наиболее вероятно - также погибла на мине.
М-34 - пропала без вести в районе Констанцы 28.10 - 03.11.1941. Наиболее вероятно - погибла на мине.
М-33 - погибла 24.08.1942 на двух минах румынского заграждения S-33 в районе Большого Фонтана у Одессы. Точка 46.20.3 СШ, 30.45.3 ВД. В 1951 г поднята и сдана на слом, экипаж похоронен в Одессе.
М-60 - погибла 26.09.1942 на мине того же заграждения всего в 150 метрах от места гибели М-33. В 1951 г также поднята и сдана на слом, экипаж похоронен в Одессе.
М-118 - 01.10.1942 потоплена в Жебриянской бухте у м.Бурнас последовательно бомбами немецкой "летающей лодки" BV-138C из состава 3.(F)/SaGr.125 и глубинными бомбами румынских канлодок "Стихи Эуджен" и "Гикулеску".
М-31 - 17.12.1942 потоплена в Жебриянской бухте глубинными бомбами немецкого охотника UJ-116 "Ксантен".
М-36 - 04.01.1944 погибла по неизвестной причине - вероятнее всего, в результате аварии - на Кобулетской мерной миле близ Поти во время послеремонтных испытаний. Предположительная точка гибели - 41.59 СШ, 41.42 ВД.
Так что, судите сами. Если, конечно, та лодка, что Вы упоминаете, действительно типа "М".