|
От
|
СОР
|
|
К
|
СОР
|
|
Дата
|
22.08.2001 06:18:45
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Re: Асимметричный ответ...
Асимметричный ответ России на создание противоракетной обороны США
Волков Л.И., член-корреспондент Российской Академии наук, генерал- лейтенант
Воронин Г.П. член Научного Совета при Совете Безопасности Российской Федерации, доктор наук, профессор
Зачем США нужна система противоракетной обороны?
В ближайшие десятилетия у России для защиты суверенитета, территориальной целостности и экономических интересов есть только одно надежное средство - Стратегические Ядерные Силы, обеспечивающие стратегическую стабильность.
Новая администрация США во главе с Президентом Дж. Бушем заявила о твердом намерении создать систему противоракетной обороны. Россия в который раз должна искать ответы на эту инициативу, чтоб сохранить необходимый потенциал сдерживания.
Среди пяти признанных мировым сообществом ядерных держав, США, Великобритания, Франция являются военными союзниками, объединенными в НАТО. Следовательно, создавая противоракетную оборону, США могут защищаться от возможных ударов России и Китая. Кроме того, появились или могут скоро появиться новые ядерные державы: Израиль, Ирак, Иран, Пакистан, Индия, Северная Корея. Каждая из этих стран теоретически может угрожать США.
Как защититься от этих угроз? До сих пор было достаточно угрожать любому агрессору нанесением ему неприемлемого ущерба в ответном ударе. Причем США обладают таким ядерным потенциалом, что способны смести с лица земли одновременно несколько таких стран как Ирак и Иран. Даже по отношению к России ядерный потенциал США избыточен.
Почему же тогда такое упорное стремление защитить страну еще и системой противоракетной обороны? Противоракетная оборона создает условия для безнаказанности ядерной агрессии. Это, конечно, нельзя понимать буквально, как подготовку к нападению на какую-то страну. Но безнаказанность является мощнейшим средством политического и экономического давления на любое государство.
По сути, создание эффективной системы противоракетной обороны, защищающей всю территорию страны, в дополнение к самым мощным ядерным силам и силам общего назначения - это путь к мировому господству. Достижение этой главной цели прикрывается разговорами о непредсказуемости действий диктаторских режимов. Заметим, что применение различных видов оружия массового поражения не всегда требует использования ракет, от которых может защитить противоракетная оборона. Да и страны - потенциальные агрессоры еще долго не будут иметь ракет с большой дальностью действия.
Есть еще не менее важный побудительный мотив создания противоракетной обороны США. Работы по реализации этого грандиозного проекта оцениваются в сотни миллионов долларов, которые будут освоены военно-промышленным комплексом. Может быть эта цель создания противоракетной обороны не менее важна для руководства страны, чем защита от иллюзорных угроз новых ядерных держав.
История убеждает!
Проблема создания противоракетных систем для России не так уж нова! Еще в 60-х годах в США возникла идея надежно защитить ряд стратегических объектов от возможного удара наших баллистических ракет. Для защиты предполагалось создавать два рубежа с противоракетами "Спринт" и "Спартан". Ракеты были отработаны и изготовлены. Однако мы убедительно показали, что при снаряжении наших стратегических ракет т.н. комплексом средств преодоления противоракетной обороны, противоракеты США не решают проблему защиты объектов. В результате в 1972 году был заключен известный Договор по противоракетной обороне, который сегодня так упорно атакуют американцы.
К началу 80-х годов XX века ценой огромных усилий СССР достиг ядерного паритета с США. И вот в 1983 году Президент США Рейган объявил о начале работ по программе "Стратегическая оборонная инициатива", т.е. о создании многорубежной противоракетной обороны с использованием космического пространства. Такая система должна была сломать достигнутый ядерный паритет.
Перед нашей страной встал выбор: потерять основу стратегической стабильности, лишившись потенциала ответного удара, броситься вдогонку за США создавая собственную систему противоракетной обороны, или найти другой ответ.
В короткие сроки были проведены комплексные исследования, в результате которых родилась государственная программа, названная "Противодействие". В ней был наш ответ на стратегическую оборонную инициативу! Его назвали асимметричным. Вместо создания собственной разоряюще дорогой системы противоракетной обороны, был предложен комплекс мер, позволяющих сохранить потенциал ответного удара. Суть предложений сводилась к такой доработке баллистических ракет ракетных войск стратегического назначения и военно-морского флота, после которой значительно повышалась вероятность преодоления ими рубежей противоракетной обороны.
Реализация нашего асимметричного ответа требовала на порядок меньших затрат, чем создание многорубежной системы противоракетной обороны. Многие технические решения, полученные при выполнении программы "Противодействие", реализованы в ракетном комплексе "Тополь-М", в системе боевого управления Стратегическими Ядерными Силами.
Разработка программы стратегической оборонной инициативы в 80-х и 90-х годах потребовала от США затрат десятков миллиардов долларов, однако не принесла ожидаемых результатов. Возникшие трудности с использованием ядерного противоракетного оружия в космосе, наши успехи при реализации программы "Противодействие", изменение политической обстановки в России приостановили создание противоракетной обороны США.
Однако давление США на Договор по противоракетной обороне 1972 года продолжалось. В 1997 году в результате Хельсинских соглашений возможные системы противоракетной обороны по техническим характеристикам были разделены на нестратегические и стратегические. Было разрешено создание двух типов нестратегической противоракетной обороны: низкоскоростной и высокоскоростной. Это соглашение 6, с одной стороны приостановило выход США из Договора 1972 года, с другой - дало им возможность на законных основаниях вести опытную отработку элементов стратегической (национальной) противоракетной обороны.
Договор противоракетной обороны 1972 года разрешал США и СССР создать по два района со ста пусковыми установками противоракет в каждом. США этой квотой не воспользовались, а у нас один такой район был поставлен вокруг Москвы. Специалисты знают, что его влияние на повышение потенциала ответного удара, на повышение вероятности доведения приказа до носителей в ходе ответного удара мало, а стоимость велика.
Новая программа вооружения России сможет обеспечить асимметричный ответ
Программа создания противоракетной обороны в США вносит много неопределенного в развитие военно-политической обстановки в мире. Защита от удара возмездия нарушает взаимоотношения США не только с Россией и Китаем, но и с европейскими странами НАТО. Реализация проекта противоракетной обороны повлечет новый виток гонки ядерных вооружений. Чтобы сохранить потенциал сдерживания, Россия и Китай, вместо начавшегося процесса сокращения ядерного арсенала, должны будут его наращивать.
В этих условиях важно принять такую Государственную программу вооружения до 2010 года, которая позволяла бы гибко реагировать на возможные изменения политики США в области ядерных средств.
В ближайшие десять лет практически возможны три варианта действий США, которые должна учитывать наша программа вооружения Стратегических Ядерных Сил. Первый вариант - удается остановить создание противоракетной обороны;
второй вариант - появляется ограниченная система противоракетной обороны, включающая два района (200 противоракет);
третий вариант - США за десять лет вводят в строй 6-7 районов, то есть полную национальную противоракетную оборону, защищающую всю территорию.

Наша программа вооружений должна быть построена так, чтобы без излишних затрат можно было адекватно реагировать на любой вариант развития обстановки. Для этого надо определить ответные действия России для каждого из трех вариантов, найти такое ядро группировки Стратегических Ядерных Сил, наращивая которое можно сохранять потенциал ответного удара по мере усиления противоракетной обороны. Именно из таких соображений создавалась программа вооружений на 1991-1995 годы с учетом реализации проекта стратегической оборонной инициативы.
К сожалению, из-за нехватки средств и политических потрясений программа вооружений не была выполнена, что отрицательно сказывается и сегодня на потенциале стратегических ядерных сил: мощь упреждающего удара избыточна, а ответного при появлении противоракетной обороны США - недостаточна.
Основу группировки стратегических ядерных сил, способных в условиях действий противоракетной обороны, сохранить необходимый потенциал ответного удара, должны составлять носители, имеющие высокую живуч