Омск хочет стать российским Абу-Даби
(На выставке вооружений «ВТТВ-Омск-2001» соревновались уральский и сибирский ВПК)
Летающий танк
Кульминацией IV Международной выставки военной техники, технологий, вооружений сухопутных войск «ВТТВ — Омск-2001», которая завершила работу 9 июня, стало состязание двух танков одного класса: омского Т-80У («Барс») и нижнетагильского Т-90С. Для последнего оно закончилось небольшим ЧП. Гость тронулся с места и точно поразил управляемой лазерным лучом ракетой цель на расстоянии 4 километров. Омский «Барс» удивил еще больше: в движении подбил мишень на расстоянии 5 километров. Разработчики танка приняли решение усложнить задачу после того, как в прошлом году на нижнетагильской выставке промах Т-90С корреспондент НТВ случайно или нет приписал «Барсу». Теперь вопросов ни у кого не возникало.
После стрельб Т-90С на скорости помчался мимо трибун, готовясь продемонстрировать ходовые качества. Ствол орудия экипаж красиво развернул в сторону стрельбища под прямым углом. Все произошло внезапно. Механик-водитель не заметил рослую березу, стоящую у дороги. Столкновение взрослого дерева со стволом мчащегося на всех парах танка произвело такой удар, что башня Т-90 как юла закрутилась вокруг своей оси. Ошеломленный водитель сумел загнать машину за невысокую постройку на границе полигона, где подальше от любопытных глаз танкисты принялись осматривать повреждения.
— Наверное, новые приемы танкового боя демонстрировали, — доносились реплики из толпы зрителей. — Мол, если снаряды кончились, можем и пушкой с разгону ударить. Кстати, береза-то устояла!
По словам специалистов, столкновение ствола с деревом скорее всего привело к срыву стопора или гидромотора привода башни. Все решили, что Т-90С во второй части демонстрации — показе ходовых качеств — участвовать не сможет. Однако Т-90С выполнил всю программу. Оснащенная дизельным двигателем машина преодолела вертикальную стенку, ров с водой, прошла на скорости по пересеченной местности и даже взяла небольшой трамплин. Демонстрация, правда, прошла с неподвижно торчащей пушкой, так как из-за встречи с березой пришлось отказаться от показа систем стабилизации и гидрообъемного механизма поворота. Они заставляют ствол орудия смотреть в одну точку независимо от того, что вытворяет танк.
Последним на полигон вышел омский Т-80У, оснащенный газогенераторным(Ха-ха-ха!!!) двигателем мощностью 1400 лошадиных сил, комплексами активной защиты «Арена» и «Дрозд-М». По соотношению мощности и массы (46 тонн) этот танк не имеет равных в мире. Поэтому «Барс» оказался заметно маневреннее и легче на ходу, чем нижнетагильский собрат. Он не только повторил все трюки, сделанные Т-90С, но и преодолел плоскость с боковым наклоном в 45 градусов, пересек ров с водой не вдоль, а поперек, что тоже раньше считалось невозможным для танка. Напоследок он исполнил свой коронный номер: далеко прыгнул с самого высокого полутораметрового трамплина и в полете выстрелил, демонстрируя безукоризненную работу систем стабилизации орудия. Из-за этого трюка, который в 1993 году в Абу-Даби «Барс» смог выполнить первым в мире благодаря эффективной подвеске и системе амортизации, он получил прозвище «летающий танк».
— Т-80У отличается от других машин совершенной подвеской, ходовой частью, двигателем и надежностью коробки передач, — рассказал после демонстрации механик-испытатель этого танка Валерий Рычков. — Я считаю, что этот танк — лучший в России и один из лучших в мире.
Закулисные игры
Конкуренция бронетехники была как бы отражением соперничества двух выставок вооружений — омской и нижнетагильской. Омская ВТТВ впервые состоялась в 1996 году по инициативе губернатора Леонида Полежаева. До 1999 она была монополистом в этой области, пока Эдуард Россель не организовал свою выставку в Нижнем Тагиле, что сразу сказалось на посещаемости омской.
Некоторые влиятельные фигуры в правительстве высказали мнение, что России не нужны две выставки, хватит и одной, нижнетагильской. Как заметил председатель законодательного собрания Омской области, заместитель председателя Совета Федерации РФ Владимир Варнавский, сказалось то, что руководство Свердловской области, где находится Нижний Тагил, одно время было «ближе ко двору». Однако в Омске считают, что и стране, и Уральскому и Сибирскому регионам необходимы обе выставки.
— Нельзя противопоставлять сибирский и уральский ВПК, — считает омский губернатор Леонид Полежаев. — У каждого есть своя тематика и свои направления. Каждый может продвигать свою продукцию в рамках ярмарочно-выставочной деятельности. Мы все идем по одной дороге, и толкаться на ней не надо! Некоторые государственные ведомства и структуры прямо отказывались поддерживать омскую экспозицию. Например, накануне выставки вдруг выяснилось, что заместитель министра обороны РФ Михаил Дмитриев, который во всех проспектах и пресс-релизах числится председателем оргкомитета выставки, на экспозицию не прибудет, так как находится за границей. В срочном порядке был выбран новый председатель — генеральный директор Агентства по обычным вооружениям Александр Ноздрачев. Кроме того, на запрос о выделении ракетно-пушечных выстрелов для демонстрации бронетехники Министерство обороны лаконично ответило: разрешаем, но за свой счет. А каждый выстрел стоит несколько тысяч долларов. Бюджет Омской области, которому выставка обошлась более чем в 10 млн рублей (еще столько же дали предприятия), не смог выделить достаточно средств для приобретения требуемого количества ракет. Из-за этого гости не смогли по-настоящему оценить боевые возможности техники.
— Каждый танк произвел всего по два выстрела: с места и с ходу. А чтобы объективно оценить боевые возможности машин, нужно увидеть эффективность стрельбы на ходу, на повороте, при быстром движении по неровностям, — поделился впечатлениями с прессой директор московского представительства югославской государственной компании «Югоимпорт» Данило Николич.
Имидж ВТТВ спас секретарь Совета безопасности РФ Владимир Рушайло, который прибыл на выставку на второй день после открытия.
— Я здесь по поручению президента и по приглашению губернатора Полежаева, — сообщил Рушайло по прибытии в Омск. В Омске секретарь Совбеза присутствовал на заседании совета Сибирского федерального округа, посвященного проблемам развития военно-промышленного комплекса Сибири. Затем он побывал на выставке, где ему показали танки, спутники, самолет «АН-3», конверсионное медицинское оборудование, автоматы Калашникова. Однако Рушайло был молчалив и о дальнейшей судьбе омской выставки так ничего и не сказал.
Ностальгия по оружию
Несмотря на все перипетии, нынешняя ВТТВ оказалась самой представительной за свою историю. В ней приняли участие 200 предприятий из 40 городов России, Украины, Белоруссии и Казахстана. На выставку прибыли делегации из 42 стран мира. Среди них такие потенциальные заказчики, как Индия, КНР, КНДР, Кувейт, Ливия, ОАЭ, Ирак... Делегацию Ирака возглавлял военный атташе Абдул Кафар Карим, который после демонстрации на полигоне прорвался через кордоны к танку Т-80У и с восхищением принялся изучать его буквально на ощупь.
— В последний раз Ирак покупал русское вооружение 12 лет назад. Сейчас мы видим совершенно потрясающие образцы, взять хотя бы этот танк, — с грустью говорит военный атташе. — И наша, и ваша страны страдают из-за эмбарго, введенного США против Ирака. В случае отмены эмбарго Ирак готов купить у России 1000 современных танков. Желание и возможность у нас есть. Россия — великая страна, и она может влиять на международную ситуацию.
Не меньше чем новинками иракцы интересовались возможностью модернизации устаревших танков Т-55. Во времена СССР в страны Ближнего Востока было экспортировано несколько тысяч таких машин. Они и сегодня находятся на вооружении ряда стран, в том числе и Ирака. Российские производители танков, в данном случае государственное унитарное предприятие «Омсктрансмаш», могут осуществлять глубокую модернизацию старых моделей. Это значительно дешевле, чем покупка новой техники. К примеру, Т-80У стоит около 2 млн долларов. Усовершенствование Т-55 путем оснащения встроенной динамической защитой, более мощным двигателем, приборами оптического наблюдения и обнаружения, идентификации и прицеливания, заряжающим автоматом, новой лобовой броней стоит 600-700 тыс. долларов в зависимости от комплектации.
Шпионы за работой
Далеко не все иностранцы были желанными гостями на омской выставке. Незадолго до открытия ВТТВ местное Управление ФСБ распространило заявление, в котором сообщило, что львиную долю гостей составляют шпионы. Понятно, что господа из стран НАТО в Россию прилетели отнюдь не для закупок вооружения, а для промышленного шпионажа.
Каждый представитель посольства или военный атташе — это представитель конкурирующей фирмы, — сказал Александр Лигачев, старший оперуполномоченный отдела защиты конституционного порядка и борьбы с терроризмом УФСБ Омской области. Взять, к примеру, одну из самых представительных на выставке делегаций — американскую. Все — из оборонных ведомств: вашингтонского аналитического НИИ обороны, директората угроз армии США, танкостроительного концерна «Дженерал Дайнемикс»... Та же ситуация и с гостями из Великобритании, Франции, Румынии, Швеции, Канады...
В этом году чекисты вынуждены были официально предупредить журналистов, аккредитованных на выставке, что распускать язык не стоит, а также «не стоит напиваться — у гостей есть видеокамеры». Тем не менее «работать» шпионам никто не мешал. Посетители выставки могли с удивлением наблюдать, как приличного вида люди часами лазали по бронетехнике, засовывали объективы камер в ствол танков и в сопло реактивных двигателей. Однако самого интересного — танка «Черный орел» (новой разработки омичей) иностранцы не увидели. Он уже дважды появлялся на полигоне ВТТВ в 1997 и 1999 годах. В обоих случаях его ствол и башня необычной формы были укрыты каркасом и маскировочной сеткой. ФСБ поначалу даже запрещала показывать по телевидению видеозапись с «Черным орлом», однако потом смягчилась. В этом году на полигон секретный танк не вышел. Возможно, это связано с тем, что, как стало известно из надежных источников, Сергей Маев, начальник главного автобронетанкового управления Министерства обороны, в Омске подписал распоряжение о возобновлении работ над «Черным орлом», которые были заморожены около года назад из-за отсутствия средств. Проект снова стал сверхсекретным.
(Финансовая Россия, 14.06.2001 )