Re: Дополнение
>>Важное достоинство прямого вооружения - гораздо лучший ход на полных курсах. Для косого вооружения на полных курсах в наше время добавляют спинакер, которого тогда не знали.
>На сколь-нибудь больших кораблей и спинакер не поможет. Да и не сделаешь его из натуральной ткани.
Подобающего для крупного корабля размера спинакера - не сделаешь.
>>Впрочем, по мере того как техника становилась более продвинутой (XIX век, причем не начало), на трансатлантических судах стало распространяться косое вооружение (шхуны), т.к. им в одну сторону по ветру, а в другую против, и тут лавировочные качества косого вооружения дают выигрыш.
>Хм. Не сказал бы, что шхуны были характерны именно как трансатлантики. Они использовались посвсеместно (и больше в каботаже), ибо требуют меньшего экипажа по сравнению с кораблями. Как только смогли делать высокие мачты и большие паруса, так и перешли на шхуны.
Я про океанские крупные корабли. В каботаже - да, шхуны были распространены. Плавание туда и обратно, при любой розе ветров важны лавировочные качества.
А пока не было высоких сплошных мачт (у судов с прямым вооружение мачты составные по высоте - мачта, стеньга, брам-стеньга, бом-брам-стеньга), стальных тросов, прочной нетянущейся (а значит хлопковой, а не льняной) парусины, стальных тросов - и в Америку суда с прямым вооружением плавали.
>> А чайные или шерстяные клипера, ходившие в Китай или Австралию вокруг света, все время по ветру, так и сохранили прямое вооружение пока не были сменены пароходами.
>Можно еще вспомнить винджаммеры, которые в основном были кораблями либо барками (еще вариант совмещения преимуществ прямых и косых парусов).
Это и есть винджаммеры - чайные и шерстяные клипера.
Еще одно достоинство прямого вооружения - возможность изменять площадь парусности в зависимости от ветра в очень широких пределах. Глухозарифленные марселя - и площадь парусности небольшая, и центр парусности невысоко. Другой предельный вариант - поставлены все паруса плюс лиселя.