От Д.И.У. Ответить на сообщение
К Д.И.У. Ответить по почте
Дата 12.06.2007 13:53:31 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Древняя история; 11-19 век; Современность; Версия для печати

Сорвалось.

С какой стати "Иран развивался бы такими темпами как при шахе в 70-е гг", если преобладающее большинство населения было против такой модели модернизации, проводимой в интересах узкой верхушки, против навязываемой полицейскими методами форсированной "вестернизации", идущей вразрез с вековыми традициями, образом жизни, моралью.

Неудивительно, что в иранском обществе развился сильнейший рвотный рефлекс на полностью оторвавшийся от народа шахский режим, вылившийся в массовую революцию. Подчеркиваю - не бунт, а именно революцию, выправившую перекос в развитии страны.

Прогресс при шахе был уродливым и однобоким, зиждился на притоке нефтедолларов в начале 70-х и использовании иностранных фирм и специалистов, при недостаточном внимании к развитию национального бизнеса, образования, вообще "внутренней экономики" в широком смысле слова. Жизнеспособность многих грандиозных шахских "строек госкапитализма" была сомнительна, они были точечными и во многом ориентированными на престиж, подлинной индустриализации не происходило. Снижение нефтяных цен и кадровый кризис неминуемо привели бы к стагнации, в лучшем случае.

Так что революция 1979 г. вывела Иран на более здоровый путь развития. После первых трудностей 80-х гг., во многом вызванных иностранной агрессией (со стороны Ирака и США) в стране произошла подлинная индустриализация и культурная революция в 90-е гг., с опорой на собственные накопления и развитие интеллектуально-образовательного потенциала собственного народа.
Вообще, иранские аятоллы оказались куда более прогрессивными, чем принято думать. Например, ими проводилась эффективная демографическая политика, приведшая к снижению рождаемости до уровня воспроизводства населения.
Не знаю, кому лично приписать эти достижения, непохоже, что самому Хомейни, но они есть.

Сейчас Иран достиг очередной стадии развития, когда стоило бы снять многие идеологические и бюрократические ограничения и общество может себе позволить большую степень свободы без потери экономической и социальной устойчивости. Но это заслуга не шаха, а сменившего его полудемократического, вышедшего из народа режима. Как кажется, иранское общество прекрасно это сознает и не испытывает никакой ностальгии по шаху, его охранке и американским советникам, если не считать кучки внешних и внутренних эмигрантов.