От Офф-Топик Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 29.07.2001 10:46:32 Найти в дереве
Рубрики WWI; WWII; Современность; Спецслужбы; Версия для печати

Проба пера - не судите строго... *От Негодного)

> Посылаю тебе первую чать (из 4) статьи Хосты и Верховского
> по шпионской худлитературе
>
> Алексей Верховский,
> действительный член АИС АХА (Москва)
> Марина Хоста,
> действительный член АИС АХА (Санкт-Петербург)
>
> ШПИОНСКИЙ РОМАН
> Попытка краткого обзора
>
> Небольшое предисловие
> Предмет разговора - так называемая шпионская литература.
> Авторы вынуждены сразу предупредить и извиниться перед
> возможными читателями. Это не критическое исследование,
> исчерпывающий обзор или тому подобная работа. Авторы не
> являются ни литературными критиками, ни филологами или
> литературоведами. Не принадлежат они и к сонму поклонников
> детективной, приключенческой, остросюжетной или шпионской
> художественной литературы. Что же заставило их обратиться к
> этой теме?
> Дефицит информации о спецслужбах заставляет интересующихся
> попытаться удовлетворить любопытство за счет художественной
> литературы. Насколько оправданны эти надежды, есть ли связь
> между жизнью и вымыслом - вот основной вопрос нашего
> исследования.
> Профессионалов и любителей, которые захотят получить
> дополнительную информацию, мы можем отослать к списку
> литературы, посвященной исследованию жанра. Список
> естественно не исчерпывающий, однако основные работы в нем
> отражены.
> Считаем также приятной обязанностью выразить свою
> признательность людям, в дискуссиях с которыми родилась эта
> статья - Владиславу Л. (известному более как
> "чекист-оккультист"), Михаилу Лукину ("Коммерсантъ"),
> Владиславу Дмитриеву (Г.Ш.), Офф-Топику и Smart'у.
> Благодарим за предоставленный доступ к личным библиотекам
> Николая Аничкина (wolfschanze) и Юру Вяткина.
>
> Дополнительная литература:
> 1) работа Аркадия Адамова "Мой любимый жанр - детектив"
> 2) Аксенова Н.С., Васильев М.В. Солдаты Дзержинского Союз
> берегут. Рекомендательный указатель литературы о чекистах,
> М.: Книга, 1973, 64с..
> 3) Бавин С. Зарубежный детектив XX века (в русских
> переводах): Популярная библиографическая энциклопедия, М.:
> Книжная палата, 1991, 206с..
> 4) печатная работа венгра Т.Кестхейи "Анатомия детектива"
> 5) Богомил Райнов Черный роман, М.: Прогресс, 1975, 288с.,
> пер. с болгарск..
> 6) Шалашова З. Приключения и путешествия [рекомендательный
> указатель], М., 1979.
> 7) Anthony Masters "Literary Agents", Oxford: Basil
> Blackwell, 1987.
> 8) работы французского исследователя детективной литературы
> Р.Мартена (R.Marten)
> 9) Boileau P. et Narcejac Th. Le roman policier, Paris,
> 1964.
> 10) Veraldi G. Le roman d'espionnage, Paris, 1983.
> и отдельные публикации:
> 11) Бессмертный-Анзимиров А. О детективной литературе
> (краткий обзор), в книге: Сборник Детектив Франции. Выпуск
> 5-й, Ренессанс, 1993, стр. 387-412.
> 12) Смирнов В. Жанр, нужный всем, в книге: Сборник (сост.
> Э.Хруцкий) "Поединок" 3'1977, Московский рабочий, 1977, стр.
> 498-510.
> 13) д-р.философ.наук Уваров Ю. Самый популярный жанр, в
> книге: Сборник Ловушка для нации: Французский шпионский
> роман, Прогресс, 1993, стр. 3-13.
> 14) д-р.философ.наук Уваров Ю. Французский шпионский роман,
> в книге: Сборник Двойное преступление на линии Мажино,
> Республика, 1992, стр. 5-12.
> 15) Комов Ю. О тайном агенте замолвите слово, в книге:
> Й.Флеминг На тайной службе Ее Величества, СКС, 1991, стр.
> 5-16.
> 16) Косов Г., Митрохин Л. Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд, в
> книге: Я.Флеминг Джеймс Бонд - агент 007, Политиздат, 1991,
> стр. 394-398.
>
> НЕ МЫ ПЕРВЫЕ, НЕ МЫ ПОСЛЕДНИЕ...
> С момента своего рождения и развития ни шпионская, ни тем
> более детективная литература не избежали пристального
> взгляда критиков и литературоведов. Уже в советское время
> были известны и доступны (переведены на русский язык)
> исследование "Полицейский роман" (1964) французов Проспера
> Буало и Пьера Эро (Тома Насержака), писавших под общим
> псевдонимом Буало-Насержак, литературоведческое исследование
> детективно-шпионского жанра художественной литературы
> монография "Черный роман" болгарина Богомила Райнова, работа
> "Анатомия детектива" венгра Т.Кестхейи . Следует отметить
> что Буало-Насержак и Райнов и сами являлись авторами
> достаточно известных и крепких детективных (а Райнов также и
> шпионских) романов. Известно, что советский писатель, а в
> прошлом разведчик, Роман Николаевич Ким в 60-е годы перед
> смертью провел интересные исследования западной шпионской
> литературы, результаты которого к сожалению были изложены им
> только в устной форме и до наших дней дошли в воспоминаниях
> современников. В конце 80-х - начале 90-х появились
> обзорно-критические статьи Б.Дворсон, А.Вулиса, а также
> насыщенные фактами и размышлениями предисловия
> Г.Анджапаридзе, С.Белова. Менее известны, в силу того что
> они носили в основном характер предисловий, послесловий и
> комментариев, но от этого не теряют в качестве статьи
> Ю.Уварова, А.Бессмертного-Анзимирова, Ю.Комова, Г.Косова,
> Л.Митрохина и дургих . В 1991 году в издательстве "Книжная
> палата"вышла популярная библиографическая энциклопедия.
> Однако в большинстве своем "шпионский роман" (или, иначе
> говоря, произведения о спецслужбах или сотрудниках
> спецслужб) терялись в этих исследованиях и обзорах среди
> просто "детективных" произведений.
>
> ОСНОВАТЕЛИ ЖАНРА
> Наш рассказ не может обойтись без краткого экскурса в
> историю и современность детектива, как отечественного, так и
> иностранного.
> Практически любая работа по истории детектива начинается с
> имени Эдгара По. Любители обычно упоминают только "Убийство
> на улице Морг", профессионалы знают еще и два других
> произведения Эдгара Аллан По "Тайна Мари Роже" и "Похищенное
> письмо". После По большинство сразу же переходят к Артуру
> Конан Дойлю. И это в общем-то справедливо. Именно
> популярность его героев - сыщика Шерлока Холмса и его
> спутника и биографа доктора Ватсона, дала субъективный
> толчок развитию жанра. Среди объективных предпосылок
> появления и развития детектива следует отметить переход
> общества к капиталистической формации, формирование
> постоянных специализированных институтов по расследованию
> преступлений и борьбе с преступниками - полиций в
> европейских государствах, а также культурные традиции в лице
> приключенческой литературы. В то же время другим интересным
> представителем английской литературы детективного жанра стал
> Гилберт Кит Честертон с его патером Брауном. При этом
> Честертон работал в достаточно трудном и специфическом жанре
> детектива - короткие детективные рассказы.
> Период между первой и второй мировыми войнами стал годами
> расцвета детектива как популярного чтива - в первую очередь
> в журналах, а также во впервые появившихся книжных сериях.
> Большинство авторов этого периода не представляют сейчас
> никакого интереса, однако именно в эти годы началось
> творчество английской писательницы Агаты Кристи с ее
> основными сквозными героями - частным сыщиком бельгийцем
> Эркюлем Пуаро в одной серии и старушкой мисс Марпл в другой,
> а также французского писателя Жоржа Сименона, который
> придумал инспектора (доросшего позднее до комиссара)
> уголовной полиции Мэгре. Предшественниками Сименона были
> французские писатели Эмиль Габорио, Гастон Леру, Морис
> Леблан со своей серией книг про Арсена Люпена.
> В конце 30-х годов в Америке, как естественная реакция на
> состояние общества после Великой депрессии, появляется жанр
> "крутого" детектива (триллера). Отцом-основателем крутого
> детектива считается Дешил Хэммет. Поскольку на этом наш
> экскурс в историю просто детектива почти заканчивается,
> просто перечислим наиболее видные фигуры его истории в 20
> веке.
> В американской литературе свой след оставили такие авторы
> как Ник Картер, Эллери Куин (псевдоним писателей Фредерика
> Даннэя и Манфреда Ли), Эд Макбейн (подлинное имя- Сальваторе
> Ломбино), Росс Макдональд (он же Кеннет Миллар) с серийным
> героем частным сыщиком Лу Арчер, Хью Пентекост (на самом
> деле Джадсон Филипс) , Рекс Стаут с его частными сыщиками
> Ниро Вульфом и Арчи Гудвином, Сэмюэл Дэшил Хэммет и Рэймонд
> Торнтон Чандлер, ну и естественно Эрл Стенли Гарднер со
> сквозным героем адвокатом Перри Мейсоном.
> Другая англоязычная ветвь представлена англичанами:
> Хэмондом Иннесом, Джоном Диксоном Карром, низкопробным, по
> мнению многих, но не менее издаваемым и читаемым Джоном
> Кризи, основателем так называемого "спортивного" детектива
> Диком Френсисом (он же Ричард Стенли), Деймсом Хэдли Чейзом
> (псевдоним Рене Брабазон Реймонда). Немного поотстав в
> количестве писателей и цирах тиражей, но вовсе не в
> качестве, за американским и английским детективом следует
> французский. Во всем мире известны такие имена, как
> Себастьян Жапризо (он же Жан Батист Росси), Буало-Насержак
> (совместный псевдоним двух человек - Проспера Буало и Пьера
> Эро), уже упоминавшийся великий и плодовитый Жорж Сименон.
> Женщины как авторы детективов оказались разбросаны по всему
> миру. В Новой Зеландии родилась Найо Марш, впоследствии со
> своими романами ставшая всемирно известной, хотя и не
> настолько как Агата Кристи. Польская литература подарила нам
> имена Анны Клодзинской и работавшую в ироническом
> детективном ключе Иоанну Хмелевскую.
>
> ЕЩЕ РАЗ О ИСТОКАХ, НО УЖЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ "ШПИОНСКОГО" РОМАНА
> Как уже многократно замечено исследователями, да и нами
> немного ранее по тексту, история детектива начинается с
> Эдгара По. Однако мало кто замечает, что кроме детективного
> рассказа "Убийство на улице Морг" у По есть еще одно
> произведение, с полным правом помещаемое нами в "шпионский
> раздел" - это рассказ "Золотой жук", в котором важную роль в
> развитии сюжета играет разгадка шифра. Несмотря на давность
> написания, рассказ содержит прекрасный пример применения
> частотного анализа для взлома шифра при отсутствии ключа,
> что остается по-прежнему одним из основных методов работы
> реальных спецслужб. Впрочем, о криптографии в художественной
> литературе у нас будет отдельный раздел ниже, поэтому
> вернемся к хронологии.
> Однако гораздо раньше "Золотого жука" вышел в свет роман
> Фенимора Купера "Шпион, или повесть о нейтральной
> территории", в основе которого лежат вполне реальные события
> американской истории и который является вполне "шпионским
> произведением", несмотря на всю архаичность стиля, которым
> он написан.
> Следующим по важности для развития жанра обычного детектива
> обычно следует Артур Конан Дойль. Но и его главный герой -
> частный сыщик Шерлок Холмс также замечен и на ниве шпионажа
> (точнее контршпионажа - это приключения позднего Холмса
> перед первой мировой войной в новеллах "Морской договор",
> "Второе пятно"), и в области криптографии (рассказ "Пляшущие
> человечки"). И опять-таки из поля зрения большинства как-то
> выпадает Герберт Кейт Честертон с его прекрасным романом о
> политической полиции и анархистах "Человек, который был
> Четвергом". Кстати, иррациональная ситуация когда
> большинство заговорщиком являются агентами тайной полиции,
> через много лет повторилась в жизни - на Кубе. После победы
> кубинской революции руководство одной из самых
> многочисленных контрреволюционных организаций, за
> исключением одного человека, составляли агенты кубинских
> органов госбезопасности.
> И предверие, и окончание первой мировой войны стимулировали
> выход "шпионских романов". В первом случае сыграла свою роль
> шпиономания (впрочем, точнее говорить об закольцованности
> взаимовлияния жизни и литературы), во-втором, после
> наступления мира - появилась возможность рассказать о
> многочисленных реальных эпизодах тайной войны, которые
> обильно дала война, пусть и в беллетризованной форме. Из
> всего обилия подобной литературы большинство произведений
> прожило короткую жизнь, однако кое-что осталось. Например
> известный английский писатель Сомерсэт Моэм изложил свою
> реальную карьеру в британской разведке в романе "Эндшхеден,
> или английский агент".
> После второй мировой войны передышка была недогой и
> разгорелась "холодная война". Ее фронт пролегал и на
> страницах книг. Наиболее известная фигура этого периода
> англичанин Ян Флеминг со своим "агентом 007". А во Франции
> наступило время "шпионских серий" в карманном формате и
> мгяких обложках.
> Закон перехода количества в качество не подкачал и вся эта
> обильная ботва стала питательной почвой для появления в
> период деданта признанных уже и привередливыми
> литературоведами авторов: Джона Ле Карре, Фредерика
> Форсайта, и чуть позже Тома Клэнси. Закончился же век
> окончанием холодной войны, распадом СССР и появлением новых
> тем - международной организованной преступностью,
> терроризмом и наркобизнесом, экологическими и компьютерными
> преступлениями.
> Ну и напоследок нашего краткого экскурса, перед подробным
> исследованием темы, о наших. В царской России основателями
> жанра можно считать А.Куприна с рассказом "Штабс-капитан
> Рыбников", навеянным событиями русско-японской войны и
> известного русского писателя Н.Брешко-Брешковского
> написавшего свои "шпионские романы" "Гадины тыла" (1915), "В
> сетях предательства" (1916), "Ремесло сатаны" (1916) на
> актуальном материала Первой мировой войны. В советское
> время, отринувшее предшественников, пришлось начинать все
> сначала. Вся страна зачитывалась перед войной приключениями
> чекиста Пронина Льва Овалова. Однако тоталитарные режимы не
> очень-то любят детективные и шпионские романы - вот почему
> подлинный расцвет жанра наступит только после смерти Сталина
> и начнется в в конце 50-х годы. Авдеенко и Брянцев, Томан и
> Дольд-Михайлик, Михайлов и Платов, Кожевников и Ардаматский,
> Самбук и Насибов, Гагарин и Дорба и многие другие авторы
> надолго завладели вниманием покупателей книжных магазинов и
> читателей бесплатных библиотек самой "читающей страны мира".
> Вершиной этой пирамиды стали Юлиан Семенов с многочисленными
> повестями, романами и рассказами о Штирлице-Исаеве и
> Владимир Богомолов с "В августе сорок четвертого...". После
> распада СССР им на смену пришли новые, плодовитые авторы и
> новые герои: Чингиз Абдуллаев с суперагентом "Дронго",
> крутые герои Даниила Корецкого.
>
> Продолжение следует...
>
> Марина Хоста (vio@zmail.ru) - действительный член АИС АХА.
> Родилась в 1975 году в Санкт-Петербурге в чекистской семье.
> Закончила среднюю школу и филологический факультет
> Санкт-Петербургского госуниверситета. Работает журналисткой
> в питерской городской прессе. Интересуется темами "женщины в
> разведке", "разведчики и женщины", "литература и кино о
> спецслужбах". Составила аннотированные библиографию
> отечественной и иностранной художественной литературы и
> фильмографию зарубежных и отечественных кино- и телефильмов
> на тему спецслужб и методов их работы. Автор
> очерков-исследований "Комплекс несостоявшегося разведчика",
> "Медовая ловушка: Вербовка в постели", "Свадьба
> по-резидентски", "Бабники по-чекистки".