От VladT Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 28.07.2001 12:49:37 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Политек; Версия для печати

Статья из СМИ.ru

Правозащитников выводят на тропу войны?

Григорий Остерман

В четверг представители нескольких общественных организаций, подвизающихся на правозащитной ниве, собрали журналистов и объявили о начале 1 августа масштабной акции протеста против политики Кремля в Чечне - "Марше мира "Грозный-Москва". Из обнародованного удуговским пропагандистским сайтом "Кавказ.org" письма организаторов акции известно, что инициаторами "похода на Москву" стали: журнал "Защита прав и свобод человека", Общероссийское движение "За права человека" и Московская Хельсинкская группа (МХГ).

Поддержали акцию Марша мира: Грозный - Москва Чеченский комитет национального спасения, Общество Российско-Чеченской дружбы, Региональная миротворческая организация "Эхо войны" и "др". Помимо вышеназванных структур в группу поддержки марша мира также вошли правозащитный центр "Мемориал", комитет "Гражданское содействие", движение против насилия и другие правозащитные организации, уточняет Страна.ru.

Как заявляют защитники прав "угнетаемых Москвой чеченцев", "марш пройдет в продолжение голодовки 70 чеченских беженцев, выступающих в Назрани с требованием начать мирные переговоры с Асланом Масхадовым". Голодающие совместно с правозащитниками стартуют из станицы Орджоникидзевская в Ингушетии и промаршируют через Назрань, Нальчик, Ростов-на-Дону, Воронеж, Рязань, Коломну и другие города России.

Председателем оргкомитета Марша мира является Александр Любославский, главред журнала "Защита прав и свобод граждан". Он рассказал, что от Грозного до станицы Орджоникидзевская "мирные жители пойдут без транспарантов, чтобы не дразнить военных и не рисковать жизнью". Как уточнил Любославский, что марш протеста продлится 70 дней, длина его маршрута составит две тысячи километров и в нем примут участие около 70 человек. В связи с этим он выразил опасение за здоровье "измученных голодающих чеченских беженцев", которые просто не смогут выдержать подобной нагрузки.

Действительно, в довольно эмоциональном письме в Кавказ.org Любославский предупреждает о возможных эксцессах: "Семилетняя русско-чеченская война унесла десятки тысяч жизней. Разрушены города и села. Население расстреляно, ограблено, насмерть запугано, обречено на уничтожение. Чеченцам нет места ни на территории Чеченской Республики, ни за ее пределами. Они фактически и юридически лишены государственной политической, социальной и международной защиты. Лишены права на жизнь. У них осталось одно право - умереть в голодовке или в Марше мира".

Забавно, что, судя по стенограмме пресс-конференции, посвященной правозащитному маршу, поголодать предлагается не только "чеченским беженцам", но и всем россиянам. Из солидарности.

Людмила Алексеева (председатель Московской Хельсинкской группы): "Ну, я должна сказать, что первая моя реакция, когда я узнала об этой голодовке, начавшейся в Назрани, была, что мне стыдно, что голодают только чеченские беженцы, потому что война в Чечне, конечно, трагедия жителей Чечни в первую очередь, но это трагедия для всей России...

И очень жаль, что вместе с голодающими из чеченских лагерей в Ингушетии, очень жаль, что вместе с ними не голодают и россияне -- русские и других национальностей граждане России, не живущие в Чечне. Это такая, ну, по-моему, понятная реакция".

Правда, после вступительного спича г-жа Алексеева оговорилась, что Московская Хельсинкская группа поддерживает маршевую акцию "невольно", поскольку "это опасная вещь, и мы беспокоимся за ее участников". "Отговорить их невозможно, поэтому мы решили поддержать эту акцию", - сказала Алексеева. В итоге МХГ отправила на марш своего наблюдателя - Сергея Сорокина (председатель "Движения против насилия"), который "в случае каких-либо происшествий будет немедленно информировать российскую и мировую общественность".

Светлана Ганнушкина, председатель комитета "Гражданское содействие", руководителем Сети "Миграция и Право" Правозащитного центра "Мемориал" обратилась ко всем присутствующим поддержать Марш мира морально и материально. Политику Кремля в Чечне Ганнушкина назвала "преступление тысячелетия, даже теперь уже двух тысячелетий". От представителей СМИ Ганнушкина ожидает понимания, что "это очень серьезная акция, что это акция отчаяния".

Так называемое "правозащитное движение" настолько специфическое явление, что на инициаторах акции стоит остановиться подробнее. Вот самый активный и радикальный - главред журнала "Защита прав и свобод граждан" Александр Любославский. Полгода назад Любарский написал письмо в Генеральную Ассамблею ООН и Совет Европы с требованием "учредить Международный трибунал по расследованию преступлений, совершенных в Чеченской Республике". "Все, что происходит в Чеченской Республике в последние годы, начиная с 1994-го... квалифицируется не иначе как преступление против человечности и геноцид по отношению к чеченскому народу", повторяет Любославский удуговские формулировки.

А вот еще: "Приход Владимира Путина на президентство в России "узаконил" беззаконие, захлестнувшее Чеченскую Республику при безвольном Ельцине. Боевой клич Путина: "Мочить!" всерьез подвигнул генералитет, российское полуголодное, расхлябанное воинство на поджоги и разрушения жилых домов, школ, больниц, на уничтожение целых городов и поселений, на мародерство, похищения и торговлю людьми, изощренные пытки, расстрелы, мздоимство, массовые внесудебные казни и убийства мирного населения. Значит снова можно изгонять целые народности с их коренного места жительства и уничтожать, уничтожать...!" И так далее в таком же духе.

В свою очередь председатель "Гражданского содействия" Светлана Ганнушкина не сомневается, что взрывы домов в Москве заказали, ясное дело, не любимые чеченские "борцы за свободу", а российские спецслужбы. По убеждению Ганнушкиной, в нападении чеченских боевиков на Дагестан виноваты не Масхадов и даже не Басаев с Хаттабом, а... федеральные власти, не выполнявшие должным образом Хасавюртских соглашений, и при этом же, оказывается, виновные "в попустительстве" тому, что происходило в отпущенной на свободу Ичкерии.

Кстати, сразу же после московских терактов 1999 года Ганнушкина заявляла, что "под Москвой готовятся лагеря для задержанных чеченцев, которых намерены менять в Чечне на взятых в заложники русских". Специализируясь на помощи беженцам и мигрантам, комитет Ганнушкиной заботиться о легализации и адаптации в России почти исключительно беженцев-неславян, хотя в постсоветском миграционном потоке они составляют явное меньшинство. Интересно, что на сайте "Гражданского содействия" русские беженцы, "живущие за пределами РФ" именуются почему-то расплывчатым этнонимом "россияне", хотя тут же отдельно упоминаются "татары", "немцы" и народы Кавказа.

По отношению к российской власти Ганнушкина тоже настроена весьма воинственно. "И совершился тот позор, о котором говорил Сергей Адамович Ковалев. Мы проголосовали сначала за фантом как основную фракцию в Думе, а потом в качестве президента за человека, который предлагает кого-то "мочить" в каких-то разных учреждениях. Мы сделали его Президентом. Естественно, что после этого у него есть все основания не обращать внимание на общество, не опираться на общество, абсолютно не интересоваться судьбой отдельного человека, если этого человека так легко сбить в стадо и заставить делать то, чего хочет подполковник КГБ", - говорила Ганнушкина в своей речи на Чрезвычайном всероссийском съезде в защиту прав человека (январь 2001), который собрал такие знаковые фигуры "правозащитного поля" как Пасько и Никитин, Резник и Якунин, Новодворская и Ковалев, Боннер и Пономарев.

Интересно, что и Любославский, и Ганнушкина упомянуты с числе подписантов "Обращения ряда участников Межрегиональной рабочей конференции правозащитных организаций к Президенту Российской Федерации Путину и Президенту Чеченской Республики Ичкерия Масхадову" с требованием "принять решение о введении в Чечню международных сил по поддержанию мира (то есть фактической интернационализации конфликта - СМИ.ru), с целью разъединить враждующие стороны и обеспечить порядок при выводе оттуда российских войск".

Особняком среди инициаторов акции стоит председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. В отличие от своих коллег, именитая участница дисседентского движения настроена скорее на конструктивное взаимодействие с властью, чем на прямой конфликт. В своих публичных выступлениях Алексеева всегда со скепсисом относилась к "благодетелям" типа Березовского, которые, став в последнее время аутсайдерами в политике, пытаются цинично использовать "символический капитал" правозащитников в собственных узко-конъюнктурных целях. Впрочем, на правозащитных тусовках глава МХГ стабильно проявляет солидарность со своими фрондерствующими соратниками; например, - в деле Бабицкого, чему бывший директор московского бюро "Свободы" Владимир Матусевич даже посвятил недоуменную заметку под названием "Защитите от правозащитников".

Надо сказать, что радикальные "правозащитные" структуры, о которых идет речь, по признанию из руководителей, существуют "исключительно на деньги западных фондов", таких как Фонд Дж. Сороса, Фонд Форда, "Каритас" Франции, Фонд беженцев Голландии, Комитет католических церквей, Фонд развития еврейских общин (США) и многие другие. Иногда поддержку оказывают частные лица за границей, и даже солидные международные организации. "Гражданское содействие" Ганнушкиной, к примеру, полностью финансирует Управление верховного комиссариата по делам беженцев ООН. Не будем вдаваться в размышления по поводу зависимости деятельности "правозащитников" от источников финансирования (это другой вопрос), отметим главное - нынешний "Марш мира", который, как признают сами организаторы, может обернуться чем угодно, похоже, отказались финансировать даже западные спонсоры.

На вчерашней пресс-конференции Ганнушкина проговорилась:

"Запад оказался безразличен, его интересует слабая Россия, Россия, которая не представляет для него опасности и не страшна, ему не интересна, и пусть мы здесь перегрызем все друг другу глотки, - это мало волнует западные страны, к сожалению".

Далее нечто труднопонятное: "Правозащитные организации, как здесь было уже сказано, не планировали этого марша. Но мы... мы не можем сказать, что мы его поддерживаем, в том смысле, что мы его организовали и знаем, как он пройдет. Нет, мы не знаем. И мы на самом деле все находимся в большом волнении и мы очень опасаемся за то, как все это будет происходить... Я не хочу, чтобы создалось впечатление, что это некоторая организованная, хорошо организованная акция. Нет, это не так, это стихийный марш. Это стихийный марш, который мы поддерживаем духовно и который мы попробуем поддержать материально... Совершенно необходимы, нужны деньги. Нужны, безусловно, на то, чтобы эти люди (участники голодовки?! - СМИ.ru) могли есть, могли пить. Это не так уж много, это все достаточно скромно, но, по крайней мере, чтобы они не умерли с голоду в дороге".

Вне зависимости от того, как cоотносится деятельность таких вот "правозащитных" структур с идеей гражданского общества, объявленный ими "Марш мира" не может не вызывать беспокойства. Судя по невнятным и странноватым монологам самих правозащитников, к организации "стихийного" похода на Москву промасхадовски настроенных беженцев причастна некая "третья сила", лишь прикрывающаяся авторитетом группы общественных деятелей. Возможно, затевается большая провокация, в которой наши незадачливые правозащитники, как радикальные, так и умеренные, будут играть роль сперва "дымовой завесы", а потом и "мальчиков для битья". Кому все это надо, сказать сложно. Слишком много политических игроков используют тему "голодающих чеченских беженцев" в своих интересах: от Масхадова и Аушева до Березовского и Гусинского. Поживем - увидим. Главное, чтобы запланированный марш сторонников Масхадова через всю Россию не обернулся столкновениями и смертями ради чьего-то "пиара".