В будущем году исполнится 10 лет, как ушел в историю знаменитый в ВМФ 392-й отдельный дальний разведывательный авиационный полк (одрап) ВВС Северного флота. В 1992 году он был расформирован, а его легендарные воздушные корабли и самолеты Ту-95 РЦ порезаны на металлолом. В течение почти тридцати лет морские летчики этой передовой части выполняли сложнейшие многочасовые полеты на боевую службу в различные уголки земного шара в интересах Главного командования Военно-Морского флота и Верховного Главнокомандования нашей страны. Разведчики бороздили просторы Пятого океана в районах Персидского и Бискайского заливов, Азорских и Фолклендских островов, мыса Доброй Надежды и островов Зеленого Мыса, совершали трансатлантические перелеты на Кубу, в Гвинею и Анголу. Об одной из уникальных разведывательных воздушных операций полка рассказал "Красной звезде" военный штурман-снайпер подполковник запаса Павел Бурмистров. Потомственный авиатор, сын фронтовика, он 15 лет летал на боевую службу, 3.500 часов (!) провел в воздухе. Начинал вторым штурманом корабля, закончил старшим инспектором-штурманом безопасности полетов авиационной дивизии ВВС СФ.
Перехватов противника (между собой на флоте его называли "супостатом") - кораблей ВМС Соединенных Штатов - за мою двадцатитрехлетнюю службу в Вооруженных Силах было предостаточно. Но тот единственный в своем роде разведывательный полет, состоявшийся в 1982 году, особенно врезался в память.
В 20-х числах января наша тактическая группа в составе экипажей майоров Р. Маннанова (ведущий) и К. Захарова (ведомый) перелетела на кубинский аэродром Сан-Антонио. В то время я был штурманом эскадрильи и в ходе командировки дополнительно выполнял обязанности инструктора. Группой руководил полковник М. Дьяченко - старший инспектор, - летчик из штаба ВВС Северного флота.
После положенного двухсуточного отдыха нас неожиданно подняли по тревоге. Тут же была поставлена боевая задача - в составе тактической группы скрытно, в режиме радиомолчания взлететь ночью и подойти в район предполагаемого места ходовых испытаний нового американского атомного многоцелевого авианосца (АВМА) "Карл Винсон", обнаружить его и облетать. По данным нашей разведки, последний покинул ВМБ Норфолк и держит курс к Бермудским островам. Забегая вперед, отмечу, что летать в район знаменитого своей коварностью "Бермудского треугольника" мне довелось в течение 15 лет. Скажу прямо: никаких сверхъестественных явлений при этом ни мой, ни другие экипажи не наблюдали.
Готовились на земле очень тщательно, отработав все элементы взаимодействия по скрытному подходу к предполагаемому району патрулирования "Карла Винсона". По сигнальной ракете взлет произвели в ночных условиях, в 2 часа по местному времени, как обычно, с интервалом между кораблями в две минуты. Радиопереговоры не ведем, все технические средства на излучение не работают. Эшелоны высот меняем согласно плану полета. В район вышли восточнее островов. На расчетной дальности от главной цели включаем РЛС "Успех", операторы РТР и радиоразведки напряженно замерли на приеме излучения от авианосца.
Засветка появилась внезапно на максимальном масштабе обнаружения - 410 км. Но в данном месте могут находиться и другие корабли противника? Радует одно: на таком удалении только от кораблей с большим водоизмещением может отбиваться засветка на экране индикатора РЛС. А ведь водоизмещение авианосца такого класса, каким является "Карл Винсон", составляет порядка 89 тысяч тонн, его длина доходит до 340 метров, а ширина угловой палубы - до 70 метров.
Зная свое место в координатах широты и долготы, по пройденному расстоянию определяем место обнаружения цели. Тут же докладываю командиру ее координаты. Получается, что предполагаемый авианосец находится ближе чем в 300 км от побережья, но дальше 100-километровой зоны. Подлетаем ближе на высоте 9.000-9.300 метров, береговой черты американского побережья по РЛС не наблюдаем. Координаты цели есть, но не исключена ошибка в точности, ведь полет проходит вне видимости радиолокационных ориентиров. Через 10 км появилась береговая черта, сделали радиолокационную коррекцию местоположения нашего самолета и одновременно определили уточненное местонахождение засвеченной цели. Получилось, что от своей базы Норфолк она находится на удалении 162 км. Делать нечего, решение одно - сближаться и выявлять наблюдаемую по РЛС надводную цель. Полная же уверенность, что это авианосец, появилась лишь на дальности от него в 250 км. Тогда операторы доложили командиру Р. Маннанову, что уже прослушивают позывные авианосца, используемые им в целях навигации. Тут же с нашего борта ушло радиодонесение (РДО) на КП ВВС СФ, КП в Гавану и в Москву об обнаружении предполагаемой цели - АВМА "Карл Винсон". На удалении 20 км от него командир экипажа запросил оператора РР - идет ли наведение на нас истребителей с авианосца или от ПВО США? Как ни странно, наведения не было. Подошли к цели еще на 10 км, рубеж снижения из расчета выхода на корабль на высотах 400-500 метров. С эшелона полета в 9.000 метров снижаемся. На экране индикатора РЛС лишь одна крупная засветка, других целей рядом нет. Необходимо визуально подтвердить, что это искомый "Карл".
Стало светло. Местное время 8 часов утра. Но погода не радует - облачность 10 баллов, верхняя кромка облаков 8.000 метров. Сохраняя боевой порядок в тактической группе по времени и техническим средствам, ныряем в облака. Аппаратура на излучение не работает.
Главное для нас - не нарушить американские терводы и не войти в 100-километровую запретную зону. Продолжаем пробивать облачность. Высота 4.200-4.500 метров, дальность до цели 60 км. На удалении 20 км вышли под облака и снизились до 400 метров. Верхняя же кромка облачности чуть выше - на 100 метров. Видимость 3-4 км, волнение моря - 2-3 балла. И вот через
10 км в разрывах белых облачных "барашков" мы вдруг увидели долгожданный силуэт надводной цели. Сомнений нет - авианосец! Ни кораблей охранения, ни самолетов вокруг. Красота! Еще через 5 км четко различаем бортовой номер - "70". Это и есть "Карл Винсон"! Командование ВМС США явно не ожидало такой дерзости с нашей стороны. Оно не предполагало, что русские решатся подлететь столь близко к их побережью. И просчиталось!
Предлагаю Р. Маннанову подойти к АВМА по борту на удалении 2 км, чтобы заполучить его четкий снимок. Ведь видимость из-за погодных условий постоянно меняется. Но остановила команда старшего на борту: не подлетать ближе 5 км, как этого требуют руководящие документы. Ничего не поделаешь - единоначалие, хотя погода и не соответствует качественной аэрофотосъемке. Проходим вдоль "Карла" левым бортом, срабатывает наш перспективный АФА-42/100. Не спеша делаем повторный заход для дублирующего снимка - ограничений по топливу и времени нет.
Во время облета авианосца отчетливо наблюдаем, что на его полетной палубе отсутствуют истребители и лишь одиноко красуется вертолет. Даже в скверную погоду бросалось в глаза техническое совершенство атомного исполина, оказавшегося полностью беззащитным в тот день.
Наконец работа закончена. В Североморск летит РДО: "Обнаружил визуально АВМА "Карл Винсон" - БН 70. Широта
35о 50`, северной, долгота 74о33` западной. Скорость 5 узлов, курс 45о. Погода в районе цели..." Р. Маннанов и правый летчик переходят в набор высоты, курс - на Кубу. Как только отошли от авианосца на 60 км и пробили облака, на высоте 6.000 метров внезапно к нам пристроился одиночный "Фантом" F-4 ВМС США. Поздно, батенька, пить "Боржоми"! Дело-то сделано. Но странно: обычно они выходят на перехват парой, а тут один?! Да еще и нарушил договор (1972 г.), приблизившись на 30-50 метров вместо положенных 500. Как бы реабилитируясь за упущенное, янки сделал несколько снимков нашего "медведя" и без проявлений агрессии "отвалил" на свою авиабазу. Спустя 4 часа нас гостеприимно принял аэродром Сан-Антонио. Ценную пленку срочно сняли с борта, доставили в Хосе-Марти и аэрофлотским Ил-62 отправили в столицу.
После отдыха мы сделали перелет в Анголу, два вылета к южноафриканскому побережью, затем на Кубу и в Союз. Шел 1982 год. Полет наш в Москве посчитали обыденным. И это действительно было будничной боевой работой нашего полка.
* * *
Прошло почти 20 лет, но все помнится в деталях. Сегодня перехваты ВВС ДВО авианосца "Китти Хок" в прибрежном Японском море уже считаются чуть ли не подвигом (см. "Красная звезда" от 17.11. 2000 г.). Думаю, что правду о полетах североморцев также должны знать наши дети и внуки, все россияне. Морская авиация переживает не лучшие времена - нет топлива, запчастей, не хватает жилья для личного состава. Но по-прежнему есть преданные делу и службе военные люди, избравшие нелегкую профессию защитников Родины.
На снимке: Ту-95 РЦ и АВМ "Карл Винсон". Фотомонтаж Игоря САМАРЕВА.