дно название «спецназ» уже, как правило, несет в себе определение функций и задач специфической направленности, для выполнения которых должны привлекаться подготовленные и обученные формирования в соответствии с требованиями к такого рода деятельности.
В газете «Независимое военное обозрение» (от 15-21.12.2000г. №47) в статье « 6- летний итог Чеченской компании» поднимается много вопросов о качестве руководства, ведении действий войсковыми, милицейскими подразделениями против бандформирований. В частности под заголовком «Схемы действий» высказано мнение о недостатках, которые, в общем, по мнению автора, имеют место в подразделениях, которые привлекаются для выполнения специфических задач. Так же в статье сделана попытка проследить, как был использован опыт войны 1994-1996 г.г. в период второй чеченской компании.
Как обычно и, увы, это становится правилом государство собрало, все что, возможно, привлечь для ведения боевых действий. Хотелось остановиться на таком факте, что наряду с уже известными подразделениями ( ОМОН, СОБР) в районы боевых действий были направлены сотрудники отделов специального назначения Минюста РФ или как еще совсем недавно их называли «тюремный ОМОН» («тюремный спецназ»).
О деятельности ОМОНа, СОБРа - в той или иной мере можно узнать из телепередач, газет. Хотя наряду с ними в боевых действиях участвовали и сотрудники ОСН, в 1994-1996г.г. и сейчас начиная с Дагестана. Но не суть важно, какое название ведь лучшим показателем является дело. И что же было сделано для того, что бы ОСН качественно выполняли поставленные задачи, об этом и хотелось бы и поговорить. Поговорить о том, что же сделано было с учетом война 1994-1996г.г., с учетом того, какие задачи приходилось и приходится выполнять ОСН Минюста РФ на территории Чечни сейчас. Давайте обратимся к одному из примеров, используя статью из «Независимое военное обозрение» как исходный материал для анализа и критики.
Поскольку на данный момент ОСН являются исключительно офицерскими отрядами, вероятно, нужно предполагать и соответствующий уровень знаний и подготовки. Безусловно, определенные знания и опыт с учетом выезда в командировки в Чечню уже имеются. Но меняется тактика, способы ведения боевых действий, и что же было сделано для того, что бы повысить качество и уровень подготовки бойцов, увеличить потенциал, заинтересованность?
Возьмем, к примеру, ОСН ГУИН Минюста РФ по Самарской области. Еще до начала боевых действий было отмечено почти резкое
прекращение уделения внимание на подготовку бойцов ОСН Самары, именно к такого рода деятельности. И это несмотря на то, что тогда еще пока сейчас у спецназовцев есть огромное желание и понимание необходимости в повышении своей профессиональной подготовки, как по специфике службы, так и военной, именно военной подготовки. Ведь не редко приходилось выполнять задачи бок обок с уже упомянутыми ОМОНом,СОБРом, частями Минобороны.
За несколько лет не один из сотрудников ОСН Самара не был направлен на спец. курсы по повышению квалификации по таким важным специальностям как снайпер, взрывник и т.д. Не говоря уже о том, что совсем не проводились учения с местными отрядами ОМОНа и СОБРа. Выезды на территории с заброшенными зданиями для отработки ведения боевых действий в городе вообще были прекращены. Уже на тот момент обеспечение ГСМ практически отсутствовало, а на данный момент техника морально и физически так изношена, что, не смотря на ее количество с трудом может совершать выезды, едва ли одна единица. Боевая техника (БТР) положенная по штату отсутствует совсем. Соответвенно многие из сотрудников лишь непосредственно в командировках знакомятся с ней. Очень грустно и, увы, не весело говорить о том, что для проведения занятий под час не было холостых выстрелов, взрывпакетов, а боевые стрельбы вообще превратились в такое событие, которое бывает раз в году как Новый год. И это не все.
К примеру, экипировка для сотрудников, как правило, шьют в колониях или закупают в фирме «Сплав». Не смотря на то, что уже давно созданы и опрабированы многие экземпляры экипировки в таких фирмах как «НПО» и «АНА» в которых заказывают себе форму и снаряжение ОМОН, СОБР, спецназ ВВ и. т.д., руководство ГУИН Самары с завидным упорством поставляет экипировку для сотрудников ОСН Самары из колоний и фирмы «СПЛАВ». К сожалению, то,что изготавливают в местах лишения свободы, чаще всего низкого качества или не функционально применительно к работе спецназа, а из того, что приобретается в фирме «СПЛАВ» пожалуй, лишь разгрузочные жилеты («Тарзан», «Пионер») заслуживают внимание.
К сожалению, не только с такими проблемами пришлось столкнуться спецназу Минюста РФ из Самары. Если вы обратили внимание, то заголовок этого повествования выглядит так:
спецназ не нужен?
В место того, что бы хотя бы как- то поддерживать то, что еще осталось, сотрудников ОСН Самара уверенно и непринужденно задействуют везде, где только могут заплатить. Используют там, где должны быть задействованы созданные для такого рода деятельности службы и частные охранные фирмы.
К примеру, только за охрану двух филиалов СОРП г.Самары, ежемесячно выделяется до 120 тыс. руб. Заметим, что до сих пор автопарк ОСН так и не был обновлен, база практически пришла в упадок, питьевая вода до сих пор привозная и это, не говоря о том, боевая, служебная подготовка осуществляется в основном только на бумаге, так как большая часть бойцов как правило находится в командировке, остальные находятся вне базы – осуществляя всевозможные охранные функции. Только по охране «СОРП» задействовано целое штурмовое отделение, а ведь остальные в это время находятся в Чечне.
Как уже было сказано выше, до сих пор ни чего в лучшую сторону не изменилось. То есть, по другому мало того, что происходит падение престижа службы, полное отсутствие ведения того рода деятельности, в который присущ исключительно спецназу, так еще выходит, что единственное силовое подразделение просто продают. Выходит что спецназ, как боевая составляющая не нужен? А ведь совсем недавно было отмечено 10-е создания спецназа УИС Минюста РФ. Что же буде еще через 10 лет?
Боюсь что вопросы, поставленные автором статьи в газете «Независимое военное обозрение» уже превратились в сверхзадачи. Вопрос стоит уже не о состоянии спецназа, а именно о его существовании как боевого подразделения, восприятия самими сотрудниками себя частью этого подразделения.
Напрашивается вывод, что повидемому деньги гораздо важнее того, что вероятно вскоре бойцам спецназа придется выезжать на территорию Чечни. И если случится страшное, как смогут, что скажут близким, родным, друзьям те, кого больше волнует толщина своего кошелька.Так что же спецназ не нужен? «В мирное время, когда западные офицеры доводили свои войска до седьмого пота, русские генералы, увы, полагались на «авось»».
(А.Уткин «Россия над бездной»)
Мы их знаем и видим почти каждые день. Мы имеем возможность, слушать в их исполнении великолепные речи и аплодировать при этом словно актерам. Что ж, заслужили. Ведь надо иметь много «таланта» что бы взволновано рассуждая о достоинстве и чести людей несущих службу в такое время и в таких условиях, продавать их словно породистых щенков увешанных бесполезно звенящими наградами.
Больно и стыдно, что лизоблюдство и угодничество возведено в ранг наилучшего, за которое при должном усердие можно и звание и много чего еще отхватить. Завидую? Нет. Стыжусь и презираю. И радуюсь.
Радуюсь, что в нашей среде смотрят на настоящее качество, которые вряд ли можно сравнить с длинной языка применительно к одному месту.
Презираю за то, что думают господа в погонах о нас как о собственности. Стыжусь того, что мундир на нас одинаковый и потому хуже они врагов наших. Ведь продавая нас здесь, они предали нас там. Предали СВОИ.
Страшно. Люди хотят делать вое дело, быть готовыми выполнить любой приказ своей Родины, а в место этого их которые были в Афганистане и Чечне и участвовали в выполнении многих других задач известных и не известных. Так вот этих людей эта страна в лице господ в погонах в угоду сиюминутной выгоды продает. Не дорого стоит опыт и достоинство всего-то 120 тысяч рэ.
«Заработайте для нас! Не хватает на джип и ресторан! Ну а потом война, война! Родина понимайте ли, зовет…» Цена жизни офицера спецназа по бандитским расценкам. Вот так.
А ЕСЛИ ВДРУГ ? Можете не сомневаться. Поставят плиту, посадят глупые фикусы и будут по праздникам около плиты толкать бредятину.
Знайте, господа в погонах, что каждый раз обращаясь к вам «товарищ» токовым считать вас, не буду.
Мне горько подумать, если в очередной командировке кто - то из моих товарищей (не дай бог!) будет убит, эти наездники души, эти господа будут стоять рядом и совершенно бессовестно говорить о том, что они все сделали.