От eugend Ответить на сообщение
К Random Ответить по почте
Дата 06.04.2007 15:57:07 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Re: sic!

>>Но странное дело - не касаясь личностей.
>>Не то антикоммунизм на психику влияет, не то наоборот антикоммунизм следствие повреждений психики.
>
>Недавно, щелкая телепультом по каналам, услышал буквально следующий монолог в исполнении некоей пожилой дамы:

>"...Корней Иванович сказал, что он придумал наконец окончание для своего "Крокодила": его сажают в клетку, а люди приходят смотреть и щекочут ему пузо тросточками.
>Вот так Чуковский предвидел репрессии тридцатых годов. Тогда, в двадцатые."

"Слышала звон, да знает где он"

В кругу моих друзей подобное «толкование» террора отвергалось и даже высмеивалось еще в конце 1950-х годов. В частности, я в то время, скрывая иронию, небезуспешно уверял иных простодушных собеседников, что 1937 год превосходно изображен в популярной стихотворной сказке Корнея Чуковского «Тараканище». Сначала там рисуется радостная картина «достижений первых пятилеток»: «Ехали медведи на велосипеде... Зайчики — в трамвайчике, жаба — на метле... Едут и смеются, пряники жуют» и т.д. Но, увы, наступает 1937-й: «Вдруг из подворотни — страшный великан, рыжий (тут я сообщал, что Иосиф Виссарионович до того, как поседел, был рыжеват) и усатый та-ра-кан. Он урчит и рычит и усами шевелит: «Приводите ко мне своих детушек, я их нынче за ужином скушаю». Звери задрожали — в обморок упали. Волки от испуга скушали друг друга (какая точная картина 1937-го! — комментировал я), а слониха, вся дрожа, так и села на ежа», — разумеется, на знаменитого наркома с «удачной» фамилией!

При этом я, естественно, умалчивал о том, что сказка «Тараканище» была опубликована не в 1938-м, а еще в 1923 году, и многие из тех, кому я читал процитированные только что строки, восхищались и меткостью, и редкостной смелостью сочинения Чуковского... И в конечном счете именно такое «толкование» 1937 года преподнесено в сочинениях о Сталине, написанных сыном Антонова-Овсеенко, или высокопоставленным армейским партаппаратчиком Волкогоновым, или литератором Радзинским, — сочинениях, которыми и по сей день увлекаются широкие круги людей, не отдающих себе отчета в том, что в основе «методологии» этих авторов как бы лежит та самая «модель», которая легла в основу увлекавшего их в детские годы «Тараканища»...


(с) В.Кожинов