|
От
|
Евграфов Юрий
|
|
К
|
Паршев
|
|
Дата
|
15.02.2007 12:12:11
|
|
Рубрики
|
Современность; Армия;
|
|
Re: Что-то мне...
С уважением!
Меньше всего мне бы хотелось вводить в заблуждение такого исследователя, как Вы.
Поэтому поясняю без шутовства, что мой пост про "генеральскую" подпись как раз и преследовал цель показать, что существуют вещи либо слабо, либо совсем не нашедшие отражения в документах.
В данном случае особые (не отражённые в нормативных документах) правила составления документов передавались изустно от старших чиновников к младшим. С объяснением логики или сути дела.
Подобные вещи важно знать и учитывать при работе с документами прошлого.
Например, мой самый первый начальник, вводя молодого специалиста Евграфова в курс дела, сурово так мне сказал, что надо обязательно научиться читать подтекст любого документа в деле данной ОКР. При этом заметил, что у такого правильного комсомольца-романтика как я это произойдёт нескоро. И как же он был прав! Если в наши дни кто-нибудь доберётся до дела ОКР "Судья", то вряд ли что уразумеет.
Теперь хочу привести яркий, на мой взгляд, пример, когда исследователь-профессионал явно непонимает сути публикуемого документа.
В книге М.И. Мельтюхова «Упущенный шанс Сталина» [издание 2-е]есть такое место:
14 мая 1941 г. начальник ГБТУ генерал-лейтенант Я.Н. Федоренко обратил внимание наркома обороны на то, что из-за неполного обеспечения механизированных корпусов танками по штатам «они являются не полностью боеспособными. Для повышения их боеспособности впредь до обеспечения их танками, считаю необходимым вооружить танковые полки мехкорпусов 76- и 45-мм орудиями и пулемётами с тем, чтобы они в случае необходимости могли бы драться, как противотанковые полки и дивизионы». Для проведения этого мероприятия имелось 1200 76-мм орудий, 1000 45-мм противотанковых орудий и 4000 пулемётов «ДП», которых хватило бы на 50 танковых полков по 24 76-мм орудия, по 18 45-мм орудий и по 80 пулемётов. Для перевозки этого вооружения предлагалось выделить 1200 машин «ЗИС» и 1500 машин «ГАЗ». К докладной прилагалась ведомость распределения вооружения и автомашин... [ стр. 282]
Сразу после этого текста Мельтюхов удовлетворённо констатирует:
Таким образом, сухопутные войска Красной Армии во второй половине 1939 - первой половине 1941 гг. значительно возросли и организационно преобразовались. [там же]
По приведённому фрагменту, Михаила Ивановича можно упрекнуть во многом, начиная с "рваного" цитирования записки и кончая тем, что исследователь не "усёк" обозначенного Федоренко уровня небоеспособности (50 полков из 80-ти в перечисленных в записке 16-ти мк Западного направления). Но есть ещё один момент - Мельтюхов проходит мимо формулы обращения Федоренко к наркому. Что значит "обратил внимание наркома"? Там какие были слова? Скорее всего - "Обращаю ваше внимание" или "Довожу до вашего сведения". А что это значит на военном канцелярите? Что данная записка не является исполнением приказа или поручения, а есть инициатива(!) начальника ГАБТУ. Если к этому прибавить, что Федоренко предлагает распорядится чужим имушеством (пушечки-то и пулемёты числятся за ГАУ) и предлагает организацию за Генштаб, то нам самое бы время выделить документ из общего потока и заняться его изучением "под микроскопом". Но увы!
И ещё. Документ с подписью Абакумова напомнил мне, что да, генеральская подпись (а не её расшифровка) часто содержит первый инициал. Что говорит в пользу существования обсуждаемой традиции.
Прощу прощения, что вышло слишком длинно.
Здоровья Вам и успехов!