|
От
|
И. Кошкин
|
|
К
|
CANIS AUREUS
|
|
Дата
|
12.07.2001 00:16:55
|
|
Рубрики
|
Древняя история;
|
|
Немного поразбираемся...
Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>Поскольку былины о Муромце, Добрыене и Поповиче - слоеный пирог ассоциативных наворотов, имеющий очень малую историческую отправную часть.
Это сомнений не вызывает.
>Историческими можно считать, пожалуй, только имена героев и некторые раздичия в типажах.
Вот и хочется выяснить, были ли прототипы у героев. А то вон выяснилось, что в пещерах Киево-Печерской лавры (ничего не путаю?) все это время лежала мумия Ильи Ивановича. Кою, типа, еще при СССР исследовали... И типа умер он таки от несовместимых с жизнью увечий, нанесенных всякими предметами острыми. Вот уже одиннадцать лет не перестаю ломать голову - трава или нет?
>Далее языческие навороты (питье воды, обретение меча, бой со змием, калинов мост и проч), и христианские (кальки из библии типа обоюдоострого меча и проч).
Питье - таки да. Но вот обретение меча и калинов мост - оне не из былинного цикла. В былинах сабельки вострые - они расходный материал у богатырей. Типа как только притупилия - отбрасывать нахрен и давай ломать друг друга по беспределу. А данные элементы - из красивейшей и поэтичнейшей СКАЗКИ об Иване Крестьянском сыне и Чуде Юде Поганом. (ИМХО - всякие Толкины тут отдыхают). Там вообще есть былинные элементы, типа трижды повторяющийся бой описываемый в ПОЧТИ одинаковых выражениях, но все же это другая область.
>Самое интересное, что летописи также для усиления восприятия имеют вставные кальки, в, основном библейские, как, например, штампы Невского о мече (кто придет и проч) и новгородцах (и будете вы вторые жиды).
Насчет вторых жидов - откуда? Что-то в Житии не припомню... Хотя могу ошибаться.
>Так же летописи могут иметь и языческие кальки, где для усиления восприятия вплетаются былинные богатыри со всей адской смесью наворотов.
Мммя, бОльшая часть богатырей (даже подавляюще бОльшая) - абсолютно христианские. Языческими считаются, насколько помню, Святогор (это вообще полный трындец - непонятно, нахрена его такого рожали и с кем он дрался. Разве что со Скименом), Микула, Вольх Всеславьевич, Вольга (последних отождествляют) и, в какой-то мере, Михайло Потык. Более того, в одном из вариантов былины "Как не стало богатырей на Руси" богатыри, отпинав очередного внешнего врага и при этом ни капли не уморившись вызвали на бой "силу небесную", за что немедленно поплатились - были обращены в камень...
>С уважением
>Владимир
Взаимно,
И. Кошкин