Интервью Маева журналу "Экспорт вооружений" про бронетехнику
Про БМПТ, БМП-3, БТР-90, "Курганец" и т.д. Вопросы составлял Ваш покорный слуга.
Добавлю, что это второй вариант присланных Маевым ответов, кое в чем довольно серьезно откорректированный по сравнению с первым. В первом варианте содержались такие любопытные вещи, о которых можно упомянуть:
1) Лица из высшего руководства ВС враждебно относятся к БМПТ и отказываются принимать эту машину на вооружение.
2) БТР-90 всё не может закончить госиспытания в том числе из-за неспособности волгоградцев довести его АКПП.
3) В первом варианте М. критически высказался о заднемоторной компоновке БТР-90 и более подробно осветил тему "Курганец", которая сейчас приостановлена. Просьба подробности не спрашивать :-))
Журнал "Экспорт Вооружений"
№ 5 (сентябрь - октябрь)
«БТР-90 – многострадальная машина»
Интервью генерал-полковника Сергея Маева, директора Федеральной службы по оборонному заказу
Маев Сергей Александрович. В 1964 г. окончил Омское танкотехническое училище, в 1972 г. – инженерный факультет Военной академии бронетанковых войск, в 1978 г. – факультет руководящего инженерного состава Военной академии бронетанковых войск, в 1984 г. – Военную академию Генерального штаба ВС СССР. За время службы в Вооруженных силах занимал должности от заместителя командира танковой роты до начальника эксплуатации вооружения и военной техники Министерства обороны РФ – начальника Главного автобронетанкового управления Минобороны. В 2004–2006 гг. занимал должность первого заместителя директора Федеральной службы по оборонному заказу. С июня 2006 г. – директор Федеральной службы по оборонному заказу; кандидат технических наук, имеет правительственные награды.
Во многих странах мира осуществляются программы модернизации бронетанкового вооружения и техники. Существует ли сейчас необходимость и есть ли база для модернизации отечественного бронетанкового вооружения и техники?
Прежде всего, давайте определимся в однозначном понимании термина «модернизация». Есть несколько определений данного термина. Общим для них является то, что под «модернизацией» понимается обновление морально устаревающих образцов военной техники путем изменения конструкции, материала или технологии изготовления в целях значительного улучшения их характеристик и повышения эффективности использования.
Согласитесь, что такое определение может иметь много толкований. Например, как определить момент, когда целесообразно приступать к обновлению морально устаревающих образцов военной техники? Или, как оценить «значительность» улучшения характеристик техники и повышения эффективности ее использования?
В поисках ответа на эти и другие вопросы в конце 1990-х гг. в структуре возглавляемого тогда мною Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны России специалисты пришли к следующим выводам. Во-первых, наличие в составе Вооруженных сил России большого количества морально устаревших образцов бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) с малым физическим износом однозначно диктует необходимость их модернизации. Во-вторых, главной целью модернизации БТВТ в сложившихся тогда условиях должно быть сбережение материальных и финансовых ресурсов, которые потребовались бы в случае разработки и производства новых образцов техники. В-третьих, затраты на осуществление модернизации одного старого образца БТВТ не должны превышать 60% от стоимости серийно выпускаемого нового.
С учетом этого, в конце XX в. КБ и предприятиями промышленности по заданиям ГАБТУ провели большое количество опытно-конструкторских работ по модернизации морально устаревших танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров и другой бронетанковой техники. Все эти работы успешно завершены государственными испытаниями. Поэтому ответ на поставленный вопрос кратко звучит следующим образом. Да, существует настоятельная необходимость в модернизации большого количества отечественных образцов БТВТ. Да, база для проведения такой модернизации создана. Более того, государственный оборонный заказ (ГОЗ) 2006 г. уже содержит задания, связанные с капитальным ремонтом и модернизацией в заводских условиях морально устаревших танков Т-72Б, БТР-70 и некоторых других образцов БТВТ. По результатам проведенных Рособоронзаказом в 2006 г. контрольных мероприятий, эти задания успешно выполняются.
Будет ли вестись модернизация танков на омском заводе по проекту омского КБ транспортного машиностроения?
Какого-либо проекта омского КБ по модернизации танков Т-80, включенного в задания ГОЗ 2006 г. и выполняемого омским заводом, назвать не могу. Вместе с тем, ГАБТУ в 1990-е гг. была разработана концепция модернизации танков Т-80. В разработке проекта принимали участие КБ транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге, омское КБ, организации, занимающиеся системами управления огнем в Красногорске и Челябинске, и другие.
Задача модернизации танков типа Т-80 по-прежнему актуальна, поскольку парк этих машин в Вооруженных силах РФ достаточно большой, и быстро заменить Т-80 на какую-либо новую машину не представляется возможным.
Наиболее приемлемым вариантом, по моему мнению, является размещение заказа на модернизацию Т-80 именно на омском заводе. Несколько доводов в пользу такого решения. Во-первых, омский завод в свое время осуществлял серийное производство танков Т-80, следовательно, имеет необходимое технологическое оборудование и оснастку. Во-вторых, надо учитывать фактор наличия квалифицированных кадров, которые на заводе еще имеются. В-третьих, крайне важно сохранить мобилизационные мощности на данном предприятии, учитывая его местоположение.
Несколько слов о так называемой «Боевой машине поддержки танков» (БМПТ). Включена ли она в «Государственную программу вооружения на период до 2015 г.», когда можно ожидать начала ее серийного выпуска и какими темпами?
Работы по БМПТ велись и ведутся под руководством ГАБТУ Минобороны России. По моему мнению, это принципиально новый и перспективный вид боевой техники. В свое время мы приложили много усилий для завершения отработки конструкции и организации всесторонних испытаний БМПТ. По имеющимся данным, результаты испытаний неплохие и подтверждают высокий уровень боевых свойств, определенных тактико-техническим заданием (ТТЗ). Машина вызвала интерес у зарубежных специалистов в ходе ее демонстрации на международных выставках. Считаю, что машину можно принимать на вооружение.
Вопрос о включении БМПТ в «Государственную программу вооружения на период до 2015 г.», начале серийного выпуска и его темпах находится за пределами моей нынешней компетенции. Могу только с большой долей уверенности утверждать, что боевые возможности БМПТ значительно шире первоначально предполагаемых. Она четко обозначилась как эффективное и достаточно универсальное средство огневой поддержки танковых и мотострелковых подразделений. В связи с этим возникает необходимость еще раз тщательно продумать способы боевого применения БМПТ и структуру общевойсковых формирований, имеющих ее на вооружении.
Будут ли вестись закупки БТР-90? Каково ваше мнение о рациональности заднемоторной компоновки этой машины, вызывающей столько критики?
Это многострадальная машина. Завершение разработки опытного образца пришлось на конец XX в. и осуществлялось в условиях распада оборонно-промышленного комплекса, разрушения устоявшихся кооперационных связей, прекращения серийных закупок бронетехники и утери критических промышленных технологий.
Естественно, промышленность с большим трудом выполняла высокие требования ТТЗ. Государственные испытания, начавшиеся в 1996 г., не подтвердили полного выполнения ряда показателей ТТЗ и заставили конструкторов проводить необходимые доработки. По мере постепенного выхода предприятий из кризиса, возрастали темпы доработок, однако военные заняли жесткую позицию (и я разделяю ее полностью) в отношении выполнения требований ТТЗ к новому бронетранспортеру. Точку в работе над БТР-90 можно будет поставить только тогда, когда промышленность устранит последний из установленных в ходе государственных испытаний недостатков.
Относительно критики заднемоторной установки могу сказать следующее. Пусть критикующие попробуют заставить бронетранспортер массой почти 22 т преодолевать на плаву водные преграды и двигаться в морских условиях при волнении до трех баллов со скоростью до 11 км/ч при размещении двигателя и трансмиссии в носовой части корпуса. Принятое конструкторами компоновочное решение обеспечивает выполнение этих требований ТТЗ.
Если в будущем требования заказчика к новому БТР будут изменены в связи с потребностью доставлять личный состав к месту его боевого применения и обеспечивать максимальную защищенность при покидании машины, то компоновочное решение такого БТР может быть изменено. Однако конструкторам придется решать целый комплекс проблемных вопросов по обеспечению требования о преодолении водных преград с ходу.
Нет ли планов создания нового БТР с задним выходом?
Думаю, что сейчас уже нельзя мыслить категориями отдельно взятого образца БТВТ. Происходящие изменения в мире, возникновение новых угроз, быстрая эволюция форм и методов ведения вооруженной борьбы вплотную подвели всех нас к необходимости создания системы вооружения Сухопутных войск на новых принципах.
Важным представляется положение о том, что в случае развязывания войны основная роль в ее начальный период будет отводиться дальнобойному высокоточному оружию, действующему совместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть ведения боевых действий ляжет на Сухопутные войска.
Прогнозируется, что даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями. При этом основные задачи будут решаться не в ходе столкновения передовых частей и больших масс пехоты и танков, а путем огневого поражения с больших дальностей. Это заставит войска рассредоточиться, действовать в основном ротными и батальонными группами.
Для обеспечения необходимой тактической самостоятельности подобных формирований необходимо повысить уровень их огневой мощи, обеспечить равноценную защищенность входящих в их состав образцов ВВТ, одинаковую подвижность и командную управляемость всех образцов ВВТ, повышенный уровень живучести всего формирования. В большей степени эти условия выполняются при оснащении данных формирований бронированными машинами, предназначенными для решения широкого круга задач. По возможности, машины должны выполнятся на едином шасси.
Таким образом, система вооружения Сухопутных войск может и должна включать машины как гусеничные, так и колесные. Колесная бронетехника имеет хорошую подвижность, а это для условий военных конфликтов весьма важно. Поэтому, современный БТР как средство транспортировки пехоты и ее огневой поддержки, несомненно, будет востребован. Но наряду с ним в систему должны входить и самоходная артиллерийская установка, и зенитная самоходная установка, машины боевого управления, технического и тылового обеспечения. Весьма уместен в современных условиях и колесный танк со 125-мм пушкой. Кстати, БТР-90 оказался очень удачной базой для размещения тяжелого вооружения.
Будут ли производится закупки новых БМП-3? Какова в целом ситуация с ними в российских войсках?
К сожалению, в силу сложностей с финансированием ГОЗ, ранее было закуплено небольшое количество БМП-3, которое позволило укомплектовать всего один мотострелковый полк. Сейчас положение с финансированием государственного оборонного заказа более благоприятное. Подчеркну, что завод-изготовитель сумел не только сохранить технологию ее изготовления, но и в сложных экономических условиях 1990-х гг. модернизировал свое производство, а также и саму БМП-3.
Думаю, что БМП-3 надо поставлять в Вооруженные силы, так как ее боевые и технические характеристики одни из самых высоких в мире. Необходимо и далее сохранять и развивать технологию ее производства, поскольку БМП-3 востребована не только нашими Вооруженными силами, у нее есть достаточно хороший экспортный потенциал.
Эти машины воевали в Чечне, не так ли?
В Чеченскую республику в свое время был направлен один мотострелковый батальон на БМП-3. Я как раз этот батальон там принимал. Несмотря на нестандартные способы боевого применения, БМП-3, по моей оценке, показала себя с хорошей стороны.
В прессе проходила информация о ее слабой боевой стойкости. Могу только сказать, что батальон действовал в Чечне в самое нелегкое время (1994-1996 гг.), однако при этом он нес сравнительно меньшие потери. Сам факт, что батальон БМП-3, находясь в жесточайших условиях эксплуатации, сумел в течение двух лет сохранять боевую готовность, говорит о многом.
Считаю, что сейчас в отношении этих машин принято правильное решение. Поскольку они были выпущены до 1994 г. и прослужили в войсках более 12 лет, им необходимо провести регламентированное обслуживание и ремонт, а затем – использовать для проведения боевой учебы.
Несколько лет назад были сообщения о передаче БМП-3 на хранение и замене в частях на легкобронированные тягачи МТЛБ. Вы можете прокомментировать эти сообщения?
Упомянутый тягач создавался для буксировки артиллерийских орудий типа Д-30. Одним из его достоинств является большой ресурс работы двигателя. Устанавливаемый на МТЛБ ярославский двигатель типа «ЯМЗ» может работать до 10 тыс. моточасов. Ресурс двигателей бронетанковой техники существенно меньше.
Практика проведения контртеррористических операций в Чеченской республике показала, что высокие боевые свойства дорогостоящей бронетехники с меньшим ресурсом (типа БМП) не всегда полностью востребуются. Поэтому на части МТЛБ стали устанавливать упрощенный вариант вооружения БМП-2 и использовать их для огневой поддержки в необходимых случаях. Модернизированные варианты МТЛБ оказались востребованными и в некоторых других регионах.
Большой ресурс и сравнительная дешевизна модернизированной МТЛБ, их достаточное количество, очевидно, и привели к решению переместить часть относительно новых БМП-3 на базу хранения, а вместо них использовать в процессе боевой подготовки МТЛБ и машины на ее базе.
На какой стадии находится программа единой боевой машины по теме «Курганец»?
Во-первых, речь не идет о создании новой единой боевой машины так называемой «легкой категории по массе». Просто, ГАБТУ Минобороны России последовательно ведет курс на максимально возможную унификацию шасси для легкобронированной техники массой до 20 т. В свое время были осуществлены необходимые научные проработки и сформулированы основные тактико-технические требования к такому шасси. Затем открыли ОКР и создали макетный образец, проверив выбранные конструкторские решения. В нужное время полученные результаты явятся прочной основой для создания семейства машин легкой категории по массе не унифицированном шасси.
Имеют ли перспективу для РФ разработки тяжелых БМП и тяжелых БТР на танковом шасси?
Думаю, что сейчас необходимости в разработке какой-то БМП или тяжелого БТР на танковом шасси нет. Однако опыт создания и использования тяжелого БТР в Израиле не дает основания для совершенно категоричного отрицательного ответа. Вполне возможно, что при изменении условий боевого использования общевойсковых формирований такая машина, как тяжелый БТР, может быть востребована. Думаю, что имеющиеся наработки позволят быстро решить эту задачу.
На Западе большое внимание уделяется созданию легкой колесной бронетехники с повышенной защищенностью от мин и фугасов. Каковы перспективы в этом направлении в России?
В России работы по противоминной стойкости никогда не прекращались. Особенно серьезных результатов удалось добиться по повышению противоминной стойкости танков и БМП. Огромное влияние на этот процесс оказала война в Афганистане. Кстати, этот опыт показывает, что наши бронетранспортеры сконструированы в отношении обеспечения боевой живучести при подрывах на минах достаточно удачно.
В последние годы делается все возможное, чтобы внедрить имеющиеся наработки в области противоминной стойкости в конструкцию модернизируемых образцов бронетанковой и военной автомобильной техники. Думаю, что, несмотря на большую сложность решения данной проблемы, усилия российских конструкторов принесут свои плоды.