|
От
|
Максим Гераськин
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
04.07.2001 11:23:52
|
|
Рубрики
|
WWII; 1941; Суворов (В.Резун);
|
|
Комментарии к Ледоколу. Глава 13
ЛЕДОКОЛ. ГЛАВА 13
О КРЫЛАТОМ ТАНКЕ
ВИКТОР СУВОРОВ: Было очевидно, что выброска миллиона парашютистов мо-
жет быть осуществлена только при условии абсолютного советского господства
в воздухе.
КОММЕНТАРИЙ: Вот что сказал генерал-лейтенант авиации, помощник на-
чальника Генерального штаба Красной Армии по ВВС, Я.В. Смушкевич на де-
кабрьском совещании руководящего состава РККА: "относительно господства в
воздухе я вообще не понимаю как можно стратегическое господство в воздухе
завоевать. Если мы будем воевать с таким противником, как финны, то гос-
подство можно завоевать, но если будет более или иенее равный противник,
господство в воздухе во всей стране завоевать нельзя. (Русский архив: Ве-
ликая Отечественная, Т. 12(1), стр. 197)
ВИКТОР СУВОРОВ: Главным залогом успеха операции советские уставы счи-
тали ее внезапность. Внезапная операция по разгрому авиационной мощи про-
тивника должна была проводиться "в интересах войны в целом". Иными слова-
ми, внезапный удар по аэродромам должен быть настолько мощным, чтобы авиа-
ция противника не могла от него оправиться до самого конца войны.
В декабре 1940 года высшие командиры Красной Армии в присутствии Ста-
лина и членов Политбюро на секретном совещании обсуждали в деталях именно
такие операции. Они на советском жаргоне назывались "особые операции на-
чального периода войны".
КОММЕНТАРИЙ: В частности, на декабрьском совещании генерал-лейтенант
авиации, командующий ВВС Прибалтийского военного округа, Г.П. Кравченко,
сказал: "Основным является воздушный бой...Нужно считать, что основные по-
тери противник будет нести в воздушных боях. Превосходство в воздухе будет
определяться превосходством в количестве самолетов...Я считаю, что соотно-
шение между потерями на аэродромах будет такое: в частности, на Халхин-Го-
ле у меня было так - 1/8 часть я уничтожил на земле и 7/8 в воздухе...Поэ-
тому надо ориентироваться на это и готовиться в основном к сражению в воз-
духе". (Русский архив: Великая Отечественная, Т. 12(1), стр. 177)
ВИКТОР СУВОРОВ: Командующий советской авиации генерал П. В. Рычагов
особо подчеркивал необходимость тщательно замаскировать подготовку советс-
кой авиации к нанесению внезапного удара, чтобы "застать всю авиацию про-
тивника на ее аэродромах".
КОММЕНТАРИЙ: Начальник Главного управления ВВС Красной армии, гене-
рал-лейтенант авиации П.В. Рычагов сказал также следующее.
П.В. Рычагов: Завоевание господства в воздухе во фронтовой операции
достигается:
1) уничтожением авиации на аэродромах с одновременным ударом по ее
тылам...;
2) уничтожением авиации противника в воздухе и над полем боя;
3) наличием превосходства в силах.
Наиболее сложной при выполнении является первая задача, так как для ее
выполнения необходимо застать авиа цию противника на ее аэродромах, а это
при современной глубине базирования и способности авиации к маневрированию
представляет большую трудность. Большинство таких налетов будет постигать
неудача.
ВИКТОР СУВОРОВ: Совершенно очевидно, что "застать авиацию противника
на аэродромах" в военное время невозможно. Это возможно только в мирное
время, когда противник не подозревает об опасности. Нельзя начать войну, а
потом нанести внезапный удар по большинству аэродромов в надежде захватить
всю авиацию на стоянках, но можно нанести удар в мирное время, и этот удар
будет началом войны.
КОММЕНТАРИЙ: Касательно возможности завоевания господства в воздухе
путем удара по аэродромам единого мнения на декабрьском совещании не наб-
людалось. Мнения варьировались от "в начальном этапе войны такие налеты
будут давать колоссальные результаты" (генерал-лейтенант М.М. Попов) до
"нужно сказать, что все-таки господство в воздухе достигается в основном
не ударами по аэродромам. Оно достигается, главным образом, разгромом про-
тивника в воздушных боях" (генерал-полковник Штерн). В заключительном сло-
ве П.В. Рычагов сказал: "Выступавшие тт. Кравченко и Штерн склонны счи-
тать, что основное уничтожение авиации будет осуществляться в воздухе, а
не на земле. Я всегда был противником этих крайностей. Мы обязаны одинако-
во хорошо бить противника и на земле, и в воздухе".
Если же говорить о завоевании господства в воздухе вообще, то на де-
кабрьском совещании рассматривалось несколько примеров завоевания этого
господства в "военное время". Это действия немецкой авиации в мае 1940 го-
да во Франции и действия ВВС Красной Армии на Халхин-Голе.