От Максим Гераськин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.07.2001 11:23:52 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Суворов (В.Резун); Версия для печати

Комментарии к Ледоколу. Глава 13

ЛЕДОКОЛ. ГЛАВА 13

О КРЫЛАТОМ ТАНКЕ

     ВИКТОР СУВОРОВ: Было очевидно, что выброска миллиона парашютистов мо-
жет быть осуществлена только при условии абсолютного советского господства
в воздухе.

     КОММЕНТАРИЙ: Вот  что сказал генерал-лейтенант авиации,  помощник на-
чальника Генерального штаба Красной Армии по ВВС,  Я.В.  Смушкевич на  де-
кабрьском совещании руководящего состава РККА:  "относительно господства в
воздухе я вообще не понимаю как можно стратегическое господство в  воздухе
завоевать.  Если мы будем воевать с таким противником,  как финны, то гос-
подство можно завоевать,  но если будет более или иенее равный  противник,
господство в воздухе во всей стране завоевать нельзя.  (Русский архив: Ве-
ликая Отечественная, Т. 12(1), стр. 197)

     ВИКТОР СУВОРОВ: Главным залогом успеха операции советские уставы счи-
тали ее внезапность.  Внезапная операция по разгрому авиационной мощи про-
тивника должна была проводиться "в интересах войны в целом".  Иными слова-
ми, внезапный удар по аэродромам должен быть настолько мощным, чтобы авиа-
ция противника не могла от него оправиться до самого конца войны.
     В декабре 1940 года высшие командиры Красной Армии в присутствии Ста-
лина и членов Политбюро на секретном совещании обсуждали в деталях  именно
такие  операции.  Они на советском жаргоне назывались "особые операции на-
чального периода войны".

     КОММЕНТАРИЙ: В частности,  на декабрьском совещании генерал-лейтенант
авиации,  командующий ВВС Прибалтийского военного округа,  Г.П. Кравченко,
сказал: "Основным является воздушный бой...Нужно считать, что основные по-
тери противник будет нести в воздушных боях. Превосходство в воздухе будет
определяться превосходством в количестве самолетов...Я считаю, что соотно-
шение между потерями на аэродромах будет такое: в частности, на Халхин-Го-
ле у меня было так - 1/8 часть я уничтожил на земле и 7/8 в воздухе...Поэ-
тому надо ориентироваться на это и готовиться в основном к сражению в воз-
духе". (Русский архив: Великая Отечественная, Т. 12(1), стр. 177)

     ВИКТОР СУВОРОВ:  Командующий советской авиации генерал П.  В.  Рычагов
особо подчеркивал необходимость тщательно замаскировать подготовку советс-
кой авиации к нанесению внезапного удара,  чтобы "застать всю авиацию про-
тивника на ее аэродромах".

     КОММЕНТАРИЙ: Начальник  Главного управления ВВС Красной армии,  гене-
рал-лейтенант авиации П.В. Рычагов сказал также следующее.
     П.В. Рычагов:  Завоевание  господства в воздухе во фронтовой операции
достигается:
     1) уничтожением  авиации  на  аэродромах с одновременным ударом по ее
тылам...;
     2) уничтожением авиации противника в воздухе и над полем боя;
     3) наличием превосходства в силах.  
Наиболее сложной  при  выполнении является первая задача,  так  как для ее 
выполнения необходимо застать авиа цию противника на ее аэродромах, а  это 
при современной глубине базирования и способности авиации к маневрированию 
представляет большую трудность. Большинство таких налетов  будет постигать 
неудача.

     ВИКТОР СУВОРОВ:  Совершенно очевидно, что "застать авиацию противника
на  аэродромах"  в военное время невозможно.  Это возможно только в мирное
время, когда противник не подозревает об опасности. Нельзя начать войну, а
потом нанести внезапный удар по большинству аэродромов в надежде захватить
всю авиацию на стоянках, но можно нанести удар в мирное время, и этот удар
будет началом войны.

     КОММЕНТАРИЙ: Касательно  возможности  завоевания господства в воздухе
путем удара по аэродромам единого мнения на декабрьском совещании не  наб-
людалось.  Мнения  варьировались  от "в начальном этапе войны такие налеты
будут давать колоссальные результаты" (генерал-лейтенант  М.М.  Попов)  до
"нужно  сказать,  что все-таки господство в воздухе достигается в основном
не ударами по аэродромам. Оно достигается, главным образом, разгромом про-
тивника в воздушных боях" (генерал-полковник Штерн). В заключительном сло-
ве П.В.  Рычагов сказал:  "Выступавшие тт.  Кравченко и Штерн склонны счи-
тать,  что основное уничтожение авиации будет осуществляться в воздухе,  а
не на земле. Я всегда был противником этих крайностей. Мы обязаны одинако-
во хорошо бить противника и на земле, и в воздухе".
     Если же говорить о завоевании господства в воздухе вообще,  то на де-
кабрьском  совещании  рассматривалось  несколько примеров завоевания этого
господства в "военное время". Это действия немецкой авиации в мае 1940 го-
да во Франции и действия ВВС Красной Армии на Халхин-Голе.