От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К Lastik Ответить по почте
Дата 18.10.2006 03:41:32 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Вот те статьи

только рисунки вытащить не могу из файла

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 5'95
Олег АНТОНОВ, доктор технических наук

ИДЕЯ САМОЛЁТА-НЕВИДИМКИ F-117A ПРИНАДЛЕЖИТ РУССКОМУ — утверждает Бен Рич — бывший главный инженер американской фирмы, создавшей эту знаменитую машину

На рисунке показано, почему самолет-неви­димка не обнаружива­ется локаторами. Важ­но, что уровни мощнос­ти отраженного от са­молета сигнала по раз­личным направлениям сильно отличаются.
1 — положение самолета, когда отраженный сиг­нал попадает на РЛС, расположенную сбоку от траектории полета.
2 — положение самоле­та через некоторое время, когда отражен­ный сигнал уже не по­падает на данную РЛС, и она "сбрасывает" цель с сопровождения.


Об этом самолете, прозванном "ночным яс­требом", ходят легенды, подогреваемые как нашими, так и зарубежными средства­ми массовой информации. Страницы многих газет мира обошли рассказы аме­риканских летчиков, участвовавших в опе­рации "Буря в пустыне". Они рассказывают, что даже в воздухе радары иракских само­летов французского производства F-1 и со­ветского МиГ-29 не замечали "ястреба". Новый всплеск интереса вызвали сообще­ния о решающей роли в его создании рос­сийского ученого.
"Первого апреля в мой офис ввалился 36-летний математик и специалист по ра­дарам нашей фирмы Денис Оверхольцер, который преподнес мне подарок — про­рыв в технологии самолета-невидимки, — пишет в журнале «Popular Science» Рич. — Он открыл этот "самородок" в недрах большой сугубо технической статьи по ра­дарам, опубликованной в Москве не­сколькими годами раньше. Автором был Петр Уфимцев, ведущий сотрудник одно­го из московских радиотехнических ин­ститутов. По словам Дениса, статья была настолько бестолковая и непроходимая, что только червь из червей мог бы одолеть ее всю.
Уфимцев показал, как рассчитать отра­женный радиолокационный сигнал от тела плоской треугольной формы. Правда, пока только в двух измерениях. Но можно разде­лить самолет на тысячи плоских треуголь­ников, затем сложить их отдельные радио­локационные отражения и получить общую картину отраженного от самолета сигнала в целом.
Почему речь шла только о двумерных и только плоских поверхностях? Дело проис­ходило в 1975 г., когда компьютеры еще не обладали достаточной памятью и быстро­действием, чтобы эффективно работать с трехмерными конструкциями или округлы­ми формами, требовавшими громадного числа вычислений".
Итак, сами создатели самолета F-117A признают важность фундаментальной идеи Уфимцева. Но кто он? И как столь секрет­ная информация могла быть опубликована в открытой печати? Немного истории.
Люди старшего поколения помнят, как в начале 60-х годов над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет U-2, созданный в том же засекре­ченном подразделении фирмы "Локхид". А нельзя ли точно так же уничтожать и голо­вные части баллистических ракет против­ника на нисходящей части их траектории? Опыт наших военных удался: по телевизору показали кадры, запечатлевшие в бескрай­ней степи кучку железок, — все, что оста­лось от сбитой головной части баллистиче­ской ракеты. Позже Н.С. Хрущев широкове­щательно заявил: теперь через нашу грани­цу даже муха не просочится. И началось со­здание противоракетной обороны (ПРО) страны.
Занимавшиеся этим фирмы представ­ляли, что в будущем вся территория по­кроется сетью радиолокаторов и старто­вых площадок зенитных ракет. Если бы эти планы реализова­лись, мы были бы сейчас еще бед­ней. Но в другой отечественной фирме, в теоретическом отделе, работала группа ученых, перед ко­торой стояла противоположная задача:
придумать, как прорваться через амери­канскую систему ПРО, может быть, и уменьшив заметность головных частей баллистических ракет.
Автору этих строк посчастливилось по­сле аспирантуры попасть именно в этот от­дел, возглавляемый в те годы Николаем Александровичем Кузьминым. Среди моло­дых и талантливых сотрудников были, в ча­стности, Петр Уфимцев, Виктор Солнцев, Виктор Зубаков и другие.
Уже в 1966 — 1969 годах учеными постав­ленная проблема была в основном решена. Причем настолько эффективно, что стало ясно: создавать отечественную очень доро­гостоящую систему ПРО — пустая трата де­нег. Ведь, несомненно, и американские ученые бьются над аналогичным вопросом, а значит, рано или поздно также найдут от­вет. И тогда наша ПРО станет бессмыслен­ной.
Так и оказалось. В результате СССР и США подписали Договор об отказе от со­здания систем ПРО, охватывающих всю территорию страны. Можно с полным осно­ванием считать, что страна сэкономила миллиарды еще доперестроечных рублей.
Итак, головные части ракет можно сде­лать незаметными для радаров противни­ка. А самолеты? Это в десятки раз труд­нее, ведь и формы самолетов, и траекто­рии их полетов намного сложней и разно­образней. В нашем отделе начались пер­вые прикидки, как подойти к проблеме. Запомним, что дело происходило в 1970 г., за пять лет до того, как Денис Овер­хольцер наткнулся на статью Уфимцева. И кто знает, может, в СССР был бы раньше, чем в США, создан самолет-невидимка, если бы не вмешались, как теперь говорят, третьи силы...
В 1970 году Главным инженером инсти­тута был назначен В.М.Лобанов, ранее занимавшийся сбором и систематизацией сведений по военной технике стран НАТО. Он был сыном крупного в прошлом партхозноменклатурного чиновника, которому был, по слухам, обязан своей карьерой зам. министра радиопромышленности П.С.Плешаков. Последний и назначил Ло­банова на ответственную должность, поз­волявшую присвоить ему воинское звание генерала.
Прямо скажем, Лобанов успел принести немало вреда, в частности, ликвидировал теоретический отдел. Многие специалисты были вынуждены уйти на другие фирмы, работа над отечественным самолетом-не­видимкой прекратилась. Люди возмуща­лись, не понимали, в чем дело. И только че­рез много лет кое-что прояснилось.
Что касается Уфимцева, то он перешел в Институт радиотехники и электроники АН СССР, параллельно преподавал в МАИ, а затем заключил контракт с одним из амери­канских университетов в Калифорнии, где и поныне работает профессором.
Теперь о его реальной роли в создании самолета F-117A. Итак, он специализиро­вался на расчетах отражений электромаг­нитной волны от геометрической фигуры в форме клина, наиболее похожей на голов­ную часть баллистической ракеты. Уфим­цев пришел к выводу, что в обратную сто­рону, к радиолокационному излучателю, возвращается лишь малая доля мощности посланного сигнала: практически все ухо­дит по другим направлениям и в основном вбок. В том, что этот сугубо научный ре­зультат был опубликован, нет ничего уди­вительного. Ведь в статье речь о баллисти­ческих ракетах, конечно, не шла, рассмат­ривался только клин. Заслуга Дениса Оверхольцера в том, что он сквозь множество сложнейших формул увидел нечто, став­шее основой концепции невидимого само­лета.
А она, прямо скажем, не тривиальна. Укажем на два принципиальных момента.

Во-первых, Оверхольцер отказался от, ка­залось бы, естественного пути — созда­ния самолета обтекаемой, "зализанной" формы. Во-вторых, нашел вариант, как сделать самолет невидимым, исходя из особенностей работы РЛС. Он рассуждал примерно так: пусть все части объекта от­ражают сигналы РЛС без всякого умень­шения их мощности. Главное — чтобы от­ражения возвращались не к этой РЛС, а шли в любую другую сторону. Пусть даже на направлении, куда переадресовывает­ся отраженный сигнал, стоит другая РЛС, которая работает на той же длине волны. На ее экране самолет, конечно же, оста­вит след, но в течение очень короткого времени, пока отраженный от цели сигнал будет направляться в сторону именно этой РЛС.
Когда же он выйдет из зоны видимости радара, траектория, высвечиваемая ранее на экране или зафиксированная в системе автоматического сопровождения целей, оборвется и вновь уже не появится. Опера­тор РЛС воспримет ее как случайную поме­ху и не придаст значения, а система авто­матического сопровождения выбросит из своей памяти, "сбросит" обнаруженную цель. Словом, самолет не будет обнару­жен.
На самом деле ситуация для системы ПВО еще хуже. Чтобы однотипные РЛС ра­ботали, не мешая друг другу, частоты их сигналов немного "разносят". Следователь­но, отраженные от самолета волны вообще не воспримутся ни одной из РЛС, располо­женных сбоку от траектории полета.
Идея Оверхольцера была действительно блестящей. Но как ее реализовать, ведь са­молет обладал очень плохой аэродинами­кой? Компенсировать эти недостатки пола­галось супермощному бортовому компью­теру, который для управления полетом должен рассчиты­вать тысячи параме­тров. По выражению Рича, он мог бы за­ставить выделывать фигуры высшего пи­лотажа даже статую Свободы.

Самолет-невидимка F-117A.

Процесс отработки аэродинамики ока­зался, по-видимо­му, очень сложным, так как во время испытаний разбилось несколько машин. Вот как Рич вспоминает о первом из полетов. "Билл Парк", наш старший пилот-испыта­тель, жаловался, что это самый уродливый самолет из тех, в которые он садился. По­разительно, но голова Билла на экране ра­дара в 100 раз более видима, чем сама ма­шина.
Чтобы не демаскировать себя в полете, самолет не имеет форсажных камер, со­кращающих разбег при взлете, поэтому ему требуется такая же длинная взлетная полоса, как и "Боингу-727". Билл дает пол­ный газ и проносится мимо нас. Мы абсо­лютно не уверены, что этот сосунок дейст­вительно сможет оторваться от земли. Ведь он самый неустойчивый и странный на вид самолет со времен летающего крыла фирмы "Нортроп", построенного просто по прихоти в конце 40-х годов. Наконец мы увидели, что он медленно, словно "реак­тивный толстяк" "Боинг-747", который в сотни раз тяжелее, все-таки поднимается".
Даже по этой крайне скудной информа­ции специалист легко поймет, какие труд­ности стояли перед создателями самолета. И не понятно, сумели ли они их преодолеть до конца? Остается множество неясностей. Например, какова устойчивость машины при посадке, особенно при боковом ветре? И сотни других вопросов.
Не случайно американцы создали еще один самолет-невидимку на основе уже упомянутого летающего крыла — бомбар­дировщик Б-2. В его конструкции реализо­вана другая концепция уменьшения заметности, не противоречащая требованиям аэродинамики. О нем мы расскажем в сле­дующем номере.


ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6'95

Олег АНТОНОВ, доктор технических наук

САМОЛЕТЫ-НЕВИДИМКИ:
МИФ и ПРАВДА


Продолжаем разговор о самолетах-неви­димках, начатый в предыдущем номере.
После войны в Ираке американские са­молеты-невидимки объявили машина­ми, которые вообще невозможно сбить.
Одновременно появлялись сообщения, что созданы радиолокаторы, которые запросто обнаруживают и распознают невидимки, а значит, последние вроде бы не представляют угрозы (см."ТМ" № 3 за 1995 г.). Ну а на са­мом деле?
Начнем с того, что название «самолет-не­видимка» не отражает сути. Скорей, оно рас­считано на то, чтобы поразить воображение широкой публики. Конструктор вообще не ставит задачу сделать самолет невидимым. Понимает — это невозможно в принципе. Цель иная — машина не должна быть сбита противником. И здесь арсенал средств обо­роны разнообразен: передатчики помех, ухудшающие работу РЛС, ловушки для противосамолетных ракет, а также поглощающие покрытия, «впитывающие» в себя излучение локаторов противника и уменьшающие его отраженную долю. Снизить отраженный сиг­нал в сторону локатора можно еще и за счет изменения формы самолета.
Проследим, хотя бы в общих чертах, логику инженера, который проектирует защиту от систем ПВО. Он поставлен в очень жесткие условия, так как характеристики, которым всегда отдавался приоритет, были грузо­подъемность, скорость, высота, дальность. И создавать «оборону» приходилось на ограни­ченном пространстве, которое оставалось после конструкторов, отвечающих за эти па­раметры.
Создатель средств обороны прежде всего изучает систему ПВО противника. Она состо­ит, как правило, из трех ступеней. Первая — локаторы дальнего обнаружения обозревают определенные зоны воздушного пространства и информируют, какие там находятся цели, ку­да они направляются, на каких дальностях. Та­кие системы работают в диапазоне длин волн от 30 м до 10 — 20 см и могут фиксировать це­ли, находящиеся на расстоянии до 200 — 300 км.
Используя большую длину волны, они «ви­дят» сквозь облака. Против них бесполезны такие ухищрения, как изменение формы са­молета, покрытие его материалами, погло­щающими радиолокационный сигнал. Цель все равно обнаруживается и четко видна на экране. Причина в законах физики: чем боль­ше длина волны,посылаемой локатором,тем больше в данном случае будет отражающая поверхность самолета. (Когда длина волны соизмерима с габаритами машины, происхо­дит так называемое резонансное отражение, значительно увеличивается интенсивность отраженного сигнала.)
Конечно, применив поглощающее покры­тие, можно и в этом диапазоне волн попы­таться сделать самолет невидимкой. Но оно получается настолько толстым, что его про­сто бессмысленно крепить к корпусу маши­ны.
И все же выход, причем известный давно, есть. В диапазоне длинных волн довольно просто сделать малогабаритный и дешевый источник радиопомех. Установленный на борту самолета, он создает на экранах лока­торов множество ложных целей, перегружаю­щих ЭВМ в командных пунктах и затрудняю­щих выбор действительно опасных объектов,
И наконец, самое главное. Точность, с ко­торой длинноволновый локатор определяет координаты цели, недостаточна, чтобы наве­сти на нее зенитные ракеты. Поэтому полу­ченная информация используется только для того, чтобы решить, какой зенитный комплекс или истребитель-перехватчик следует задей­ствовать против вражеской машины.
На дальнейшее учтем: чем меньше длина волны, излучаемой локатором, тем точнее при фиксированных размерах антенн опреде­ляются координаты цели. Но поскольку ко­роткие волны сильно поглощаются средой, дальность действия локаторов высокой точ­ности ограничена и для них требуются источ­ники питания большой мощности.
Вторая ступень ПВО — локаторы зенитно-ракетных комплексов (ЗРК). Их волновой диа­пазон от 20 см до 5 — 6 см. Осматривая опре­деленную воздушную зону, они обязаны об­наруживать в ней все цели и выбрать среди них наиболее опасные для первоочередного уничтожения. Точность фиксации координат выше, чем у систем дальнего обнаружения. Создать высокоэффективные передатчики помех для борьбы с такими локаторами уже сложней.
Третья ступень — локаторы истребителей-перехватчиков и ЗРК, обеспечивающих наве­дение ракет непосредственно на цель, излу­чают короткие волны от 5 см до 2 — 3 см, ре­же до 0,8 см. По сути, именно от этих систем зависит, будет ли сбит противник. Они долж­ны за очень короткое время и с высокой точ­ностью определить его координаты, чтобы ракетчики успели подготовиться к пуску и произвести залп. Причем желательно не один, а для большей надежности — несколько.
Бороться с такими локаторами довольно трудно, тем более что для этого частотного диапазона еще сложней создать приемлемые передатчики помех. Они получаются гро­моздкими, тяжелыми и дорогими. Зато начи­нает играть решающую роль иное средство обороны — поглощающие покрытия. Именно для коротких волн они получаются тонкими и легкими. А если еще самолету придать угло­ватую форму, как у F-117A, или сглаженную, как у В-2, за счет чего отраженные к локатору сигналы уменьшаются, то удается еще более «скрыть» машину.
Итак, сделать самолет незаметным во всех диапазонах частот невозможно. Поэтому конструктор обязан выбрать концепцию защиты. На сегодня она такова. Самолет должен быть невидимым (иметь ми­нимальную заметность) для локаторов ЗРК и истребителей-перехватчиков третьей ступе­ни, отвечающих непосредственно за пораже­ние цели.
Что касается локаторов дальнего обнару­жениям в принципе не страшно, что они за­метят самолет. Ведь они не могут навести ра­кеты, чтобы его сбить. Как говорится, видит око, да зуб неймет. Ну а если есть желание скрыться и от них, то достаточно включить пе­редатчик помех ("ТМ", № 12 за 1994 г).
Исходя из этой концепции, и были сделаны американцами самолеты В-2 и F-117A. В них используются однотипные поглощающие по­крытия и разные способы изменения формы.
Особо надо сказать о проблеме защиты са­молета-невидимки от истребителей-пере­хватчиков, особенно когда они атакуют с хво­ста. У них, помимо коротковолновых локато­ров, имеются ракеты с тепловыми головками которые самонаводятся на сопло двигателя. Поэтому требуется так охлаждать сопло, что­бы оно по температуре ничем не отличалось от других частей самолета. Например, в F-117A выхлопная струя дробится на 12 час­тей и выходит через плоскую широкую щель, что ускоряет ее смешивание с наружным хо­лодным воздухом.
Существует и другой способ защитить ма­шину: создать в стороне от нее ложную теп­ловую цель, чтобы она «перетягивала» на се­бя ракеты. Так, в частности, поступали наши летчики в Афганистане, выбрасывая из само­лета саморазгорающиеся тепловые ловушки.
Из сказанного уже понятно: снижение заметности является лишь одной из альтерна­тив создания высокоэффективной защиты, но никак не единственно возможным средст­вом.
Реально ли сделать самолет абсолютно невидимым для систем ПВО третьей ступени? Конечно, нет. Он же обязан выполнять боевую задачу. А для этого на его борту предусмотрены антенны, окна для ин­фракрасных и лазерных систем, с помощью которых ведется поиск целей и прицелива­ние. И суммарная отражающая их поверх­ность достаточно велика, чтобы невидимку могли обнаружить и успеть обстрелять истре­бители-перехватчики и ЗРК.
Разумеется, на пути к цели невидимка мо­жет скрыть эту «засветку». Так, у F-117A для снижения заметности убираются вовнутрь антенны, оптические головки инфракрасной и лазерной прицельной аппаратуры закрыва­ются специальными экранами. Но как ни ста­райся, а, атакуя противника, все равно при­дется открыть радиопоглощающие шторки, предохраняющие окна бортовой аппаратуры, выпустить убирающиеся в фюжеляж подвес­ки с ракетами или бомбами. А бомбардиров­щику В-2 включить локатор обзора земной поверхности и поиска целей.
Словом, как только самолеты-невидимки начинают выполнять боевую задачу, они на­много проще обнаруживаются системой ПВО, и появляется шанс их поразить. Поэто­му невидимки — отнюдь не чудо-оружие, о котором нередко пишут в печати. Они вполне по зубам современным противовоздушным установкам.
Возникает вопрос, а почему не был сбит ни один самолет F-117A во время операции «Бу­ря в пустыне»? Причина в том, что Ирак перед войной почти всю свою авиацию перегнал в Иран. Поэтому американские штурмовики иракскими истребителями не атаковывались. Немногочисленные стационарные радиоло­каторы дальнего обнаружения зенитно-ракетных комплексов были подавлены, и в сис­теме ПВО остались лишь те средства ЗРК, по отношению к которым самолет F-117A и де­лался невидимым. Так что до сих пор неви­димка просто не попадал в ситуацию, когда бы он прошел серьезную проверку, атакован современными ЗРК и истребителями-пере­хватчиками. (Как сообщал научный сотрудник ЦАГИ В.Ильин в "ТМ" № 7 за 1991 г., один F-117A все же был сбит. — Ред.)
Конечно, надо признать, что в извечном со­стязании «снаряда» и «брони» самолеты-не­видимки сейчас вырвались вперед. Чтобы увеличить эффективность систем ПВО, в них придется вложить в десятки раз больше средств, чем потребовалось для создания не­видимок.
Однако вполне реально обойтись куда меньшими суммами. Зачем совершенство­вать системы ПВО, если можно сбить с толку датчики самолетов-невидимок, с помощью которых они находят цели. Например, ис­пользовать хорошо известные методы иска­жения карты местности, высвечивающейся на экране перед летчиком. Против F-117A, применяющего инфракрасную систему обзо­ра, это костры, дымы, охлаждение объектов, тепловые ловушки и т.д. Против В-2, имею­щего на борту радиолокатор, — наземные пе­редатчики помех, поглощающие покрытия на целях, радиолокационные отражатели и т.д. Так что пусть себе летают, но целей не най­дут!

Штурмовик F-117A.
Бомбардировщик В-2


Когда в начале 80-х годов американцы объявили о программе создания самолетов-невидимок, на руководство СССР и военно-промышленного комплекса это про­извело впечатление разорвавшейся бомбы. Особенно унизительно, что они получили ин­формацию не от своих разведовательных ор­ганов, а из телевизионной передачи полити­ческого обозревателя Леонида Зорина.
На все предприятия, которые могли хоть что-то сказать о проблеме, посыпались за­просы. Среди ответов было немало домыс­лов, всяческих фантазий, «убедительных до­казательств», что все это очередная дезин­формация. (Кстати, мне до сих пор неясно, зачем американцы рассекретили программу до начала серийного выпуска самолетов Но слово не воробей, вылетело...)
С нашим институтом, который был в Мини­стерстве авиационной промышленности го­ловным по многим направлениям, тогда от Минобороны работал подполковник А.Ю.Са­вин (ныне генерал-майор), человек прогрес­сивно мыслящий. Он предложил автору этих строк, изучавшему проблему незаметности головных частей баллистических ракет, в ини­циативном порядке заняться тем же вопро­сом, но уже для самолетов. После непродол­жительных комплексных исследований ситуа­ция прояснилась. У новых, только еще проек­тируемых летательных аппаратов надо было менять традиционные формы, размещение воздухозаборников, сопл двигателей и т.д. Но такие машины могли взлететь минимум через 8 — 10 лет. А как быть с существующим авиапарком? Уменьшить заметность самоле-
тов можно было, только покрыв поверхность радиопоглощающими материалами.
В то время в МАПе такие работы вела срав­нительно малочисленная лаборатория одного из институтов. Покрытия делались в виде тя­желых пластин, наклеиваемых на корпус. Это было, во-первых, крайне нетехнологично; во-вторых, покрытия отрывались в полете; в тре­тьих, они всего в 1,3 — 1,5 раза снижали мощ­ность отраженного от них сигнала локатора.
Как часто бывает, помог случай. Расскажу о нем чуть подробнее, потому что он стал пере­даваться из уст в уста, оброс многочисленны­ми подробностями, которых на самом деле не было.
Итак, для одной из плановых работ, не име­ющей никакого отношения к проблеме замет­ности, мне потребовалась помощь химика. Друзья познакомили с А.В.Смирновым, кото­рый привез на полигон для испытаний специ­альный порошок. Когда его в эксперимен­тальной установке радиооблучили, вместо ожидаемого результата увидели нечто непо­нятное: сигнал после отражения то появлял­ся, то исчезал... Решили упростить задачу и нанесли порошок на небольшой металличес­кий шарик. Чтобы покрытие лучше держа­лось, попросили у красивших рядом забор солдат олифу.
Результат поразил: уровень отраженного от шарика сигнала в приемнике резко умень­шился. (В одной из легенд пространно пове­ствуется, как поглощающей краской покраси­ли забор и он исчез с экрана локатора.)
Что же было дальше? Смирнов, доклады­вая о результатах опытов начальнику химиче­ских войск СССР генерал-полковнику В.К.Пикалову, вскользь упомянул про опыты с шари­ком. Тот вначале не обратил на это внимания, но потом вдруг попросил рассказать подроб­нее После чего воскликнул: «Вот же главное в вашем эксперименте!»
А затем во всю мощь проявило себя «телефонное право». Без всяких постановлений правительства, на основании только устных договоренностей Пикалова с высшими долж­ностными лицами различных министерств и предприятий, немедленно началась работа, в которую включились многие военные и граж­данские НИИ и КБ. После первых же испыта­ний было оценено огромное, чисто техноло­гическое преимущество нового метода — ведь поглощающий материал не наклеивался на корпус, а распылялся из краскопульта, как обычный лак.
И очень скоро обычная серийная машина с нанесенным покрытием поднялась в воздух. Были измерены ее отражающие характерис­тики. Результат оказался ошеломляющим:
заметность самолета, у которого не изменя­лась ни форма, ни что либо другое, снизилась почти в 10 раз!
Теперь дела пошли еще интенсивней. В на­шем институте была создана уникальная экс­периментальная аппаратура для измерений образцов радиопоглощающих материалов, разработаны методы расчета отражающих свойств любых самолетов и т.д.
Неожиданно все изменилось. Началось с того, что под смехотворным предлогом тема­тику снижения заметности передали в другое подразделение института. Туда же перевели часть сотрудников и экспериментальную ба­зу. Сразу же прекратились работы на полиго­не. И скоро это научное направление в инсти­туте тихо и благополучно скончалось...
И хотя группа военных химиков продолжа­ла сотрудничать с КБ самолетостроения и да­же было несколько постановлений прави­тельства, во внедрении поглощающих покры­тий этого типа начались сбои. А тут еще про­изошла чернобыльская трагедия. Естествен­но, все силы химических войск, от рядового до генерала, сосредоточились на ней. Тут уж не до невидимок.

Когда через несколько лет появилась воз­можность к ним вернуться, выяснилось, что «иных уж нет, а те далече»: часть военных хи­миков, начинавших работу, по возрасту уво­лилась из армии. Ушел в отставку и В.К.Пикалов.
Подытожим сказанное. СССР мог практи­чески ликвидировать отставание от США, по­крыв серийные самолеты поглощающим ма­териалом Значит, не потребовались бы ог­ромные затраты на создание новых машин, аналогичных американским.
Конечно, они были бы более заметны, чем F-117A и В-2, но эта разница легко компенси­ровалась бы применением других дешевых средств обороны. Скажем, маломощных и малогабаритных передатчиков помех.

От редакции. Так почему все-таки у нас не появился самолет-невидимка? Автор не рас­крыл всех обстоятельств этой злополучной истории, причин, по которым руководители отрасли фактически торпедировали работы.
Может быть, дело в борьбе различных ве­домств за выделение средств? Ведомствен­ные амбиции? Или какая-то нестыковка в их деятельности? Очевидно, чтобы разобраться в столь сложной ситуации, необходимо про­вести соответствующее расследование.