|
От
|
Сергей Зыков
|
|
К
|
Lastik
|
|
Дата
|
18.10.2006 03:41:32
|
|
Рубрики
|
Современность;
|
|
Вот те статьи
только рисунки вытащить не могу из файла
ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 5'95
Олег АНТОНОВ, доктор технических наук
ИДЕЯ САМОЛЁТА-НЕВИДИМКИ F-117A ПРИНАДЛЕЖИТ РУССКОМУ — утверждает Бен Рич — бывший главный инженер американской фирмы, создавшей эту знаменитую машину
На рисунке показано, почему самолет-невидимка не обнаруживается локаторами. Важно, что уровни мощности отраженного от самолета сигнала по различным направлениям сильно отличаются.
1 — положение самолета, когда отраженный сигнал попадает на РЛС, расположенную сбоку от траектории полета.
2 — положение самолета через некоторое время, когда отраженный сигнал уже не попадает на данную РЛС, и она "сбрасывает" цель с сопровождения.
Об этом самолете, прозванном "ночным ястребом", ходят легенды, подогреваемые как нашими, так и зарубежными средствами массовой информации. Страницы многих газет мира обошли рассказы американских летчиков, участвовавших в операции "Буря в пустыне". Они рассказывают, что даже в воздухе радары иракских самолетов французского производства F-1 и советского МиГ-29 не замечали "ястреба". Новый всплеск интереса вызвали сообщения о решающей роли в его создании российского ученого.
"Первого апреля в мой офис ввалился 36-летний математик и специалист по радарам нашей фирмы Денис Оверхольцер, который преподнес мне подарок — прорыв в технологии самолета-невидимки, — пишет в журнале «Popular Science» Рич. — Он открыл этот "самородок" в недрах большой сугубо технической статьи по радарам, опубликованной в Москве несколькими годами раньше. Автором был Петр Уфимцев, ведущий сотрудник одного из московских радиотехнических институтов. По словам Дениса, статья была настолько бестолковая и непроходимая, что только червь из червей мог бы одолеть ее всю.
Уфимцев показал, как рассчитать отраженный радиолокационный сигнал от тела плоской треугольной формы. Правда, пока только в двух измерениях. Но можно разделить самолет на тысячи плоских треугольников, затем сложить их отдельные радиолокационные отражения и получить общую картину отраженного от самолета сигнала в целом.
Почему речь шла только о двумерных и только плоских поверхностях? Дело происходило в 1975 г., когда компьютеры еще не обладали достаточной памятью и быстродействием, чтобы эффективно работать с трехмерными конструкциями или округлыми формами, требовавшими громадного числа вычислений".
Итак, сами создатели самолета F-117A признают важность фундаментальной идеи Уфимцева. Но кто он? И как столь секретная информация могла быть опубликована в открытой печати? Немного истории.
Люди старшего поколения помнят, как в начале 60-х годов над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет U-2, созданный в том же засекреченном подразделении фирмы "Локхид". А нельзя ли точно так же уничтожать и головные части баллистических ракет противника на нисходящей части их траектории? Опыт наших военных удался: по телевизору показали кадры, запечатлевшие в бескрайней степи кучку железок, — все, что осталось от сбитой головной части баллистической ракеты. Позже Н.С. Хрущев широковещательно заявил: теперь через нашу границу даже муха не просочится. И началось создание противоракетной обороны (ПРО) страны.
Занимавшиеся этим фирмы представляли, что в будущем вся территория покроется сетью радиолокаторов и стартовых площадок зенитных ракет. Если бы эти планы реализовались, мы были бы сейчас еще бедней. Но в другой отечественной фирме, в теоретическом отделе, работала группа ученых, перед которой стояла противоположная задача:
придумать, как прорваться через американскую систему ПРО, может быть, и уменьшив заметность головных частей баллистических ракет.
Автору этих строк посчастливилось после аспирантуры попасть именно в этот отдел, возглавляемый в те годы Николаем Александровичем Кузьминым. Среди молодых и талантливых сотрудников были, в частности, Петр Уфимцев, Виктор Солнцев, Виктор Зубаков и другие.
Уже в 1966 — 1969 годах учеными поставленная проблема была в основном решена. Причем настолько эффективно, что стало ясно: создавать отечественную очень дорогостоящую систему ПРО — пустая трата денег. Ведь, несомненно, и американские ученые бьются над аналогичным вопросом, а значит, рано или поздно также найдут ответ. И тогда наша ПРО станет бессмысленной.
Так и оказалось. В результате СССР и США подписали Договор об отказе от создания систем ПРО, охватывающих всю территорию страны. Можно с полным основанием считать, что страна сэкономила миллиарды еще доперестроечных рублей.
Итак, головные части ракет можно сделать незаметными для радаров противника. А самолеты? Это в десятки раз труднее, ведь и формы самолетов, и траектории их полетов намного сложней и разнообразней. В нашем отделе начались первые прикидки, как подойти к проблеме. Запомним, что дело происходило в 1970 г., за пять лет до того, как Денис Оверхольцер наткнулся на статью Уфимцева. И кто знает, может, в СССР был бы раньше, чем в США, создан самолет-невидимка, если бы не вмешались, как теперь говорят, третьи силы...
В 1970 году Главным инженером института был назначен В.М.Лобанов, ранее занимавшийся сбором и систематизацией сведений по военной технике стран НАТО. Он был сыном крупного в прошлом партхозноменклатурного чиновника, которому был, по слухам, обязан своей карьерой зам. министра радиопромышленности П.С.Плешаков. Последний и назначил Лобанова на ответственную должность, позволявшую присвоить ему воинское звание генерала.
Прямо скажем, Лобанов успел принести немало вреда, в частности, ликвидировал теоретический отдел. Многие специалисты были вынуждены уйти на другие фирмы, работа над отечественным самолетом-невидимкой прекратилась. Люди возмущались, не понимали, в чем дело. И только через много лет кое-что прояснилось.
Что касается Уфимцева, то он перешел в Институт радиотехники и электроники АН СССР, параллельно преподавал в МАИ, а затем заключил контракт с одним из американских университетов в Калифорнии, где и поныне работает профессором.
Теперь о его реальной роли в создании самолета F-117A. Итак, он специализировался на расчетах отражений электромагнитной волны от геометрической фигуры в форме клина, наиболее похожей на головную часть баллистической ракеты. Уфимцев пришел к выводу, что в обратную сторону, к радиолокационному излучателю, возвращается лишь малая доля мощности посланного сигнала: практически все уходит по другим направлениям и в основном вбок. В том, что этот сугубо научный результат был опубликован, нет ничего удивительного. Ведь в статье речь о баллистических ракетах, конечно, не шла, рассматривался только клин. Заслуга Дениса Оверхольцера в том, что он сквозь множество сложнейших формул увидел нечто, ставшее основой концепции невидимого самолета.
А она, прямо скажем, не тривиальна. Укажем на два принципиальных момента.
Во-первых, Оверхольцер отказался от, казалось бы, естественного пути — создания самолета обтекаемой, "зализанной" формы. Во-вторых, нашел вариант, как сделать самолет невидимым, исходя из особенностей работы РЛС. Он рассуждал примерно так: пусть все части объекта отражают сигналы РЛС без всякого уменьшения их мощности. Главное — чтобы отражения возвращались не к этой РЛС, а шли в любую другую сторону. Пусть даже на направлении, куда переадресовывается отраженный сигнал, стоит другая РЛС, которая работает на той же длине волны. На ее экране самолет, конечно же, оставит след, но в течение очень короткого времени, пока отраженный от цели сигнал будет направляться в сторону именно этой РЛС.
Когда же он выйдет из зоны видимости радара, траектория, высвечиваемая ранее на экране или зафиксированная в системе автоматического сопровождения целей, оборвется и вновь уже не появится. Оператор РЛС воспримет ее как случайную помеху и не придаст значения, а система автоматического сопровождения выбросит из своей памяти, "сбросит" обнаруженную цель. Словом, самолет не будет обнаружен.
На самом деле ситуация для системы ПВО еще хуже. Чтобы однотипные РЛС работали, не мешая друг другу, частоты их сигналов немного "разносят". Следовательно, отраженные от самолета волны вообще не воспримутся ни одной из РЛС, расположенных сбоку от траектории полета.
Идея Оверхольцера была действительно блестящей. Но как ее реализовать, ведь самолет обладал очень плохой аэродинамикой? Компенсировать эти недостатки полагалось супермощному бортовому компьютеру, который для управления полетом должен рассчитывать тысячи параметров. По выражению Рича, он мог бы заставить выделывать фигуры высшего пилотажа даже статую Свободы.
Самолет-невидимка F-117A.
Процесс отработки аэродинамики оказался, по-видимому, очень сложным, так как во время испытаний разбилось несколько машин. Вот как Рич вспоминает о первом из полетов. "Билл Парк", наш старший пилот-испытатель, жаловался, что это самый уродливый самолет из тех, в которые он садился. Поразительно, но голова Билла на экране радара в 100 раз более видима, чем сама машина.
Чтобы не демаскировать себя в полете, самолет не имеет форсажных камер, сокращающих разбег при взлете, поэтому ему требуется такая же длинная взлетная полоса, как и "Боингу-727". Билл дает полный газ и проносится мимо нас. Мы абсолютно не уверены, что этот сосунок действительно сможет оторваться от земли. Ведь он самый неустойчивый и странный на вид самолет со времен летающего крыла фирмы "Нортроп", построенного просто по прихоти в конце 40-х годов. Наконец мы увидели, что он медленно, словно "реактивный толстяк" "Боинг-747", который в сотни раз тяжелее, все-таки поднимается".
Даже по этой крайне скудной информации специалист легко поймет, какие трудности стояли перед создателями самолета. И не понятно, сумели ли они их преодолеть до конца? Остается множество неясностей. Например, какова устойчивость машины при посадке, особенно при боковом ветре? И сотни других вопросов.
Не случайно американцы создали еще один самолет-невидимку на основе уже упомянутого летающего крыла — бомбардировщик Б-2. В его конструкции реализована другая концепция уменьшения заметности, не противоречащая требованиям аэродинамики. О нем мы расскажем в следующем номере.
ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6'95
Олег АНТОНОВ, доктор технических наук
САМОЛЕТЫ-НЕВИДИМКИ:
МИФ и ПРАВДА
Продолжаем разговор о самолетах-невидимках, начатый в предыдущем номере.
После войны в Ираке американские самолеты-невидимки объявили машинами, которые вообще невозможно сбить.
Одновременно появлялись сообщения, что созданы радиолокаторы, которые запросто обнаруживают и распознают невидимки, а значит, последние вроде бы не представляют угрозы (см."ТМ" № 3 за 1995 г.). Ну а на самом деле?
Начнем с того, что название «самолет-невидимка» не отражает сути. Скорей, оно рассчитано на то, чтобы поразить воображение широкой публики. Конструктор вообще не ставит задачу сделать самолет невидимым. Понимает — это невозможно в принципе. Цель иная — машина не должна быть сбита противником. И здесь арсенал средств обороны разнообразен: передатчики помех, ухудшающие работу РЛС, ловушки для противосамолетных ракет, а также поглощающие покрытия, «впитывающие» в себя излучение локаторов противника и уменьшающие его отраженную долю. Снизить отраженный сигнал в сторону локатора можно еще и за счет изменения формы самолета.
Проследим, хотя бы в общих чертах, логику инженера, который проектирует защиту от систем ПВО. Он поставлен в очень жесткие условия, так как характеристики, которым всегда отдавался приоритет, были грузоподъемность, скорость, высота, дальность. И создавать «оборону» приходилось на ограниченном пространстве, которое оставалось после конструкторов, отвечающих за эти параметры.
Создатель средств обороны прежде всего изучает систему ПВО противника. Она состоит, как правило, из трех ступеней. Первая — локаторы дальнего обнаружения обозревают определенные зоны воздушного пространства и информируют, какие там находятся цели, куда они направляются, на каких дальностях. Такие системы работают в диапазоне длин волн от 30 м до 10 — 20 см и могут фиксировать цели, находящиеся на расстоянии до 200 — 300 км.
Используя большую длину волны, они «видят» сквозь облака. Против них бесполезны такие ухищрения, как изменение формы самолета, покрытие его материалами, поглощающими радиолокационный сигнал. Цель все равно обнаруживается и четко видна на экране. Причина в законах физики: чем больше длина волны,посылаемой локатором,тем больше в данном случае будет отражающая поверхность самолета. (Когда длина волны соизмерима с габаритами машины, происходит так называемое резонансное отражение, значительно увеличивается интенсивность отраженного сигнала.)
Конечно, применив поглощающее покрытие, можно и в этом диапазоне волн попытаться сделать самолет невидимкой. Но оно получается настолько толстым, что его просто бессмысленно крепить к корпусу машины.
И все же выход, причем известный давно, есть. В диапазоне длинных волн довольно просто сделать малогабаритный и дешевый источник радиопомех. Установленный на борту самолета, он создает на экранах локаторов множество ложных целей, перегружающих ЭВМ в командных пунктах и затрудняющих выбор действительно опасных объектов,
И наконец, самое главное. Точность, с которой длинноволновый локатор определяет координаты цели, недостаточна, чтобы навести на нее зенитные ракеты. Поэтому полученная информация используется только для того, чтобы решить, какой зенитный комплекс или истребитель-перехватчик следует задействовать против вражеской машины.
На дальнейшее учтем: чем меньше длина волны, излучаемой локатором, тем точнее при фиксированных размерах антенн определяются координаты цели. Но поскольку короткие волны сильно поглощаются средой, дальность действия локаторов высокой точности ограничена и для них требуются источники питания большой мощности.
Вторая ступень ПВО — локаторы зенитно-ракетных комплексов (ЗРК). Их волновой диапазон от 20 см до 5 — 6 см. Осматривая определенную воздушную зону, они обязаны обнаруживать в ней все цели и выбрать среди них наиболее опасные для первоочередного уничтожения. Точность фиксации координат выше, чем у систем дальнего обнаружения. Создать высокоэффективные передатчики помех для борьбы с такими локаторами уже сложней.
Третья ступень — локаторы истребителей-перехватчиков и ЗРК, обеспечивающих наведение ракет непосредственно на цель, излучают короткие волны от 5 см до 2 — 3 см, реже до 0,8 см. По сути, именно от этих систем зависит, будет ли сбит противник. Они должны за очень короткое время и с высокой точностью определить его координаты, чтобы ракетчики успели подготовиться к пуску и произвести залп. Причем желательно не один, а для большей надежности — несколько.
Бороться с такими локаторами довольно трудно, тем более что для этого частотного диапазона еще сложней создать приемлемые передатчики помех. Они получаются громоздкими, тяжелыми и дорогими. Зато начинает играть решающую роль иное средство обороны — поглощающие покрытия. Именно для коротких волн они получаются тонкими и легкими. А если еще самолету придать угловатую форму, как у F-117A, или сглаженную, как у В-2, за счет чего отраженные к локатору сигналы уменьшаются, то удается еще более «скрыть» машину.
Итак, сделать самолет незаметным во всех диапазонах частот невозможно. Поэтому конструктор обязан выбрать концепцию защиты. На сегодня она такова. Самолет должен быть невидимым (иметь минимальную заметность) для локаторов ЗРК и истребителей-перехватчиков третьей ступени, отвечающих непосредственно за поражение цели.
Что касается локаторов дальнего обнаружениям в принципе не страшно, что они заметят самолет. Ведь они не могут навести ракеты, чтобы его сбить. Как говорится, видит око, да зуб неймет. Ну а если есть желание скрыться и от них, то достаточно включить передатчик помех ("ТМ", № 12 за 1994 г).
Исходя из этой концепции, и были сделаны американцами самолеты В-2 и F-117A. В них используются однотипные поглощающие покрытия и разные способы изменения формы.
Особо надо сказать о проблеме защиты самолета-невидимки от истребителей-перехватчиков, особенно когда они атакуют с хвоста. У них, помимо коротковолновых локаторов, имеются ракеты с тепловыми головками которые самонаводятся на сопло двигателя. Поэтому требуется так охлаждать сопло, чтобы оно по температуре ничем не отличалось от других частей самолета. Например, в F-117A выхлопная струя дробится на 12 частей и выходит через плоскую широкую щель, что ускоряет ее смешивание с наружным холодным воздухом.
Существует и другой способ защитить машину: создать в стороне от нее ложную тепловую цель, чтобы она «перетягивала» на себя ракеты. Так, в частности, поступали наши летчики в Афганистане, выбрасывая из самолета саморазгорающиеся тепловые ловушки.
Из сказанного уже понятно: снижение заметности является лишь одной из альтернатив создания высокоэффективной защиты, но никак не единственно возможным средством.
Реально ли сделать самолет абсолютно невидимым для систем ПВО третьей ступени? Конечно, нет. Он же обязан выполнять боевую задачу. А для этого на его борту предусмотрены антенны, окна для инфракрасных и лазерных систем, с помощью которых ведется поиск целей и прицеливание. И суммарная отражающая их поверхность достаточно велика, чтобы невидимку могли обнаружить и успеть обстрелять истребители-перехватчики и ЗРК.
Разумеется, на пути к цели невидимка может скрыть эту «засветку». Так, у F-117A для снижения заметности убираются вовнутрь антенны, оптические головки инфракрасной и лазерной прицельной аппаратуры закрываются специальными экранами. Но как ни старайся, а, атакуя противника, все равно придется открыть радиопоглощающие шторки, предохраняющие окна бортовой аппаратуры, выпустить убирающиеся в фюжеляж подвески с ракетами или бомбами. А бомбардировщику В-2 включить локатор обзора земной поверхности и поиска целей.
Словом, как только самолеты-невидимки начинают выполнять боевую задачу, они намного проще обнаруживаются системой ПВО, и появляется шанс их поразить. Поэтому невидимки — отнюдь не чудо-оружие, о котором нередко пишут в печати. Они вполне по зубам современным противовоздушным установкам.
Возникает вопрос, а почему не был сбит ни один самолет F-117A во время операции «Буря в пустыне»? Причина в том, что Ирак перед войной почти всю свою авиацию перегнал в Иран. Поэтому американские штурмовики иракскими истребителями не атаковывались. Немногочисленные стационарные радиолокаторы дальнего обнаружения зенитно-ракетных комплексов были подавлены, и в системе ПВО остались лишь те средства ЗРК, по отношению к которым самолет F-117A и делался невидимым. Так что до сих пор невидимка просто не попадал в ситуацию, когда бы он прошел серьезную проверку, атакован современными ЗРК и истребителями-перехватчиками. (Как сообщал научный сотрудник ЦАГИ В.Ильин в "ТМ" № 7 за 1991 г., один F-117A все же был сбит. — Ред.)
Конечно, надо признать, что в извечном состязании «снаряда» и «брони» самолеты-невидимки сейчас вырвались вперед. Чтобы увеличить эффективность систем ПВО, в них придется вложить в десятки раз больше средств, чем потребовалось для создания невидимок.
Однако вполне реально обойтись куда меньшими суммами. Зачем совершенствовать системы ПВО, если можно сбить с толку датчики самолетов-невидимок, с помощью которых они находят цели. Например, использовать хорошо известные методы искажения карты местности, высвечивающейся на экране перед летчиком. Против F-117A, применяющего инфракрасную систему обзора, это костры, дымы, охлаждение объектов, тепловые ловушки и т.д. Против В-2, имеющего на борту радиолокатор, — наземные передатчики помех, поглощающие покрытия на целях, радиолокационные отражатели и т.д. Так что пусть себе летают, но целей не найдут!
Штурмовик F-117A.
Бомбардировщик В-2
Когда в начале 80-х годов американцы объявили о программе создания самолетов-невидимок, на руководство СССР и военно-промышленного комплекса это произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Особенно унизительно, что они получили информацию не от своих разведовательных органов, а из телевизионной передачи политического обозревателя Леонида Зорина.
На все предприятия, которые могли хоть что-то сказать о проблеме, посыпались запросы. Среди ответов было немало домыслов, всяческих фантазий, «убедительных доказательств», что все это очередная дезинформация. (Кстати, мне до сих пор неясно, зачем американцы рассекретили программу до начала серийного выпуска самолетов Но слово не воробей, вылетело...)
С нашим институтом, который был в Министерстве авиационной промышленности головным по многим направлениям, тогда от Минобороны работал подполковник А.Ю.Савин (ныне генерал-майор), человек прогрессивно мыслящий. Он предложил автору этих строк, изучавшему проблему незаметности головных частей баллистических ракет, в инициативном порядке заняться тем же вопросом, но уже для самолетов. После непродолжительных комплексных исследований ситуация прояснилась. У новых, только еще проектируемых летательных аппаратов надо было менять традиционные формы, размещение воздухозаборников, сопл двигателей и т.д. Но такие машины могли взлететь минимум через 8 — 10 лет. А как быть с существующим авиапарком? Уменьшить заметность самоле-
тов можно было, только покрыв поверхность радиопоглощающими материалами.
В то время в МАПе такие работы вела сравнительно малочисленная лаборатория одного из институтов. Покрытия делались в виде тяжелых пластин, наклеиваемых на корпус. Это было, во-первых, крайне нетехнологично; во-вторых, покрытия отрывались в полете; в третьих, они всего в 1,3 — 1,5 раза снижали мощность отраженного от них сигнала локатора.
Как часто бывает, помог случай. Расскажу о нем чуть подробнее, потому что он стал передаваться из уст в уста, оброс многочисленными подробностями, которых на самом деле не было.
Итак, для одной из плановых работ, не имеющей никакого отношения к проблеме заметности, мне потребовалась помощь химика. Друзья познакомили с А.В.Смирновым, который привез на полигон для испытаний специальный порошок. Когда его в экспериментальной установке радиооблучили, вместо ожидаемого результата увидели нечто непонятное: сигнал после отражения то появлялся, то исчезал... Решили упростить задачу и нанесли порошок на небольшой металлический шарик. Чтобы покрытие лучше держалось, попросили у красивших рядом забор солдат олифу.
Результат поразил: уровень отраженного от шарика сигнала в приемнике резко уменьшился. (В одной из легенд пространно повествуется, как поглощающей краской покрасили забор и он исчез с экрана локатора.)
Что же было дальше? Смирнов, докладывая о результатах опытов начальнику химических войск СССР генерал-полковнику В.К.Пикалову, вскользь упомянул про опыты с шариком. Тот вначале не обратил на это внимания, но потом вдруг попросил рассказать подробнее После чего воскликнул: «Вот же главное в вашем эксперименте!»
А затем во всю мощь проявило себя «телефонное право». Без всяких постановлений правительства, на основании только устных договоренностей Пикалова с высшими должностными лицами различных министерств и предприятий, немедленно началась работа, в которую включились многие военные и гражданские НИИ и КБ. После первых же испытаний было оценено огромное, чисто технологическое преимущество нового метода — ведь поглощающий материал не наклеивался на корпус, а распылялся из краскопульта, как обычный лак.
И очень скоро обычная серийная машина с нанесенным покрытием поднялась в воздух. Были измерены ее отражающие характеристики. Результат оказался ошеломляющим:
заметность самолета, у которого не изменялась ни форма, ни что либо другое, снизилась почти в 10 раз!
Теперь дела пошли еще интенсивней. В нашем институте была создана уникальная экспериментальная аппаратура для измерений образцов радиопоглощающих материалов, разработаны методы расчета отражающих свойств любых самолетов и т.д.
Неожиданно все изменилось. Началось с того, что под смехотворным предлогом тематику снижения заметности передали в другое подразделение института. Туда же перевели часть сотрудников и экспериментальную базу. Сразу же прекратились работы на полигоне. И скоро это научное направление в институте тихо и благополучно скончалось...
И хотя группа военных химиков продолжала сотрудничать с КБ самолетостроения и даже было несколько постановлений правительства, во внедрении поглощающих покрытий этого типа начались сбои. А тут еще произошла чернобыльская трагедия. Естественно, все силы химических войск, от рядового до генерала, сосредоточились на ней. Тут уж не до невидимок.
Когда через несколько лет появилась возможность к ним вернуться, выяснилось, что «иных уж нет, а те далече»: часть военных химиков, начинавших работу, по возрасту уволилась из армии. Ушел в отставку и В.К.Пикалов.
Подытожим сказанное. СССР мог практически ликвидировать отставание от США, покрыв серийные самолеты поглощающим материалом Значит, не потребовались бы огромные затраты на создание новых машин, аналогичных американским.
Конечно, они были бы более заметны, чем F-117A и В-2, но эта разница легко компенсировалась бы применением других дешевых средств обороны. Скажем, маломощных и малогабаритных передатчиков помех.
От редакции. Так почему все-таки у нас не появился самолет-невидимка? Автор не раскрыл всех обстоятельств этой злополучной истории, причин, по которым руководители отрасли фактически торпедировали работы.
Может быть, дело в борьбе различных ведомств за выделение средств? Ведомственные амбиции? Или какая-то нестыковка в их деятельности? Очевидно, чтобы разобраться в столь сложной ситуации, необходимо провести соответствующее расследование.