От СВАН Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 13.10.2006 22:06:01 Найти в дереве
Рубрики WWII; Память; Версия для печати

Ещё раз про бронетрамвай

Мой двоюродный брат - фанат истории "городского электротранспорта" (есть и такие люди). По моей просьбе он прислал такие цитаты, и обещал поискать ещё.

Речь идёт о 9 мая 2005 г.:

Ленинград:
На пересечении Невского и Садовой ветеранский марш встретился с еще одним парадом — передвижной выставкой военных трамваев. Одним из главных участников этой неожиданной и по-своему трогательной экспозиции стал поезд ЛМ-ЛП-33, знаменитая «американка». Горожанам эти трамваи запомнились больше других, ведь они работали на маршрутах почти 45 лет — с середины тридцатых годов до конца семидесятых. А в годы войны именно эти вагоны были переоборудованы в санитарные — в них раненых бойцов доставляли с линии фронта прямо в питерские госпитали.

Кроме «американки» в трамвайном параде приняли участие вагоны МС — «моторные стальные». Эти трамваи можно назвать легендой — именно они открывали после 4-месячного перерыва движение в осажденном немцами Ленинграде. Эти вагоны были легче других, и изможденные голодом люди могли в случае бомбежки вытолкнуть их за пределы поврежденного участка. Тогда же, во время блокады, на базе такого вагона был создан опытный образец бронетрамвая для ведения уличных боев.

и Одесса:
Увы, все фотографии кроме одной уже исчезли. Остались только подписи.

Вагон 58 на Мемориале 411-й Батареи.

Мемориал и парк открыты в середине 70-х годов. Здесь под открытым небом выставлены экспонаты военной техники, в том числе трамвайный вагон с прицепом, на котором установлена зенитная пушка. На указателе значится маршрут 21а "2-я Застава - Фронт". Такой маршрут действительно существовал в довоенное время и проходил по Столбовой улице от 2-й до 1-й Заставы, т.е. практически до линии фронта.

На самом же деле в качестве экспоната выставлен отнюдь не бельгийский вагон, а ширококолейный вагон типа «Х» в цельнометаллическом кузове 50-х годов.

Усилиями вандалов кузов лишился дверей, стёкол и даже маршрутного указателя.

В 2003 году вагон получил свежую краску.
Через год вагон все так же стоит без стекол, но видно, что он не забыт - свежевыкрашены и вагон и прицеп с пушкой.

И в следующем году вагон все так же выкрашен и пользуется успехом у туристов.



СВАН