От eugend Ответить на сообщение
К Гегемон Ответить по почте
Дата 27.09.2006 09:27:21 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; Искусство и творчество; Версия для печати

Re: Как сказать

>Скажу как гуманитарий

Волков передрал данные из статьи Чернавина В.В. "К вопросу об офицерском составе Старой Русской Армии к концу ее существования". Военный Сборник, 1924

Но не все

И картинка там весьма забавная.

Таким образом, от того строевого кадрового офицерского состава, который выступил на войну осталось к концу войны не 4%, а значительно менее.

Распределение небольшой, но наиболее ценной группы кадровых офицеров между частями равномерностью не отличается. В одних полках имеется (кроме командира полка) по 4-5 кадровых офицеров, в других - по 2. В одном из полков - всего один кадровый обер-офицер.

При разсмотрении данных таблицы, касающихся второй категории офицерского состава офицеров военного времени, обращает на себя внимание огромный процент офицеров в чине подпоручика и, в особенности, в чине прапорщика. Прапорщики составляют более 60% от общего числа офицеров, а в некоторых частях (40-й стр. сибирский полк) до 75%. Учитывая, что чин с достаточной степенью точности может считаться показателем продолжительности службы офицера, следует признать, что в группе офицеров военного времени значительное большинство состоит из лиц с минимальным боевым и служебным опытом.




>1. Базовое образование = способность воспринимать изменения в военном деле. Здесь интеллигенты с гимназией за спиной дают большую фору пролетариям и деревенским с 4 классами.

Отсутствие достаточного боевого опыта офицерского состава могло бы быть возмещено до известной степени теоретической подготовкой, учитывая при этом не только специально военную подготовку, но и общее образование, как показатель интеллигентности и степени развития. Общий и специально-военный образовательный ценз изследуемого офицерского состава показан в таблицах №№ 4 и 5.

Что же касается до офицеров военного времени, общеобразовательный ценз их, как по объему полученных знаний (от примитивной грамотности до законченного высшего образования) так и по типу пройденной школы чрезвычайно разнообразен.

Примечание:
В полковых сведениях в графе о полученном общем образовании против фамилии некоторых правда, немногочисленных офицеров, стоит пометка "грамотен".

В общем за время войны образовательный ценз и интеллигентность офицерского состава значительно понизились. Если судить по разсматриваемой группе командного состава, то свыше 50% офицеров обладало лишь низшим образованием. Надо отметить, однако, что % офицеров, получивших вполне достаточное общее образование не так уже низок. Даже офицеры получившие высшее образование составляют заметную группу, вместе с лицами, получившими полное среднее образование, в офицерском составе армии имелось почти 30% вполне интеллигентных офицеров. Значительно менее блaгoпpиятныe выводы должны быть сделаны на основании данных о военном образовании.

Высшее военное образование среди строевого офицерства отсутствует. Очевидно все, кончившие Военную Академию не по Генеральному Штабу, ушли на штабные должности. Полный курс вoeнного училища мирного времени прошла лишь ничтожная по численности группа кадрового офицерства. В сущности к концу войны строевой командный состав пехоты почти сплошь состоял из офицеров ускоренной военной подготовки причем большая часть его прошла через наименее удовлетворительный тип школы военного времени - через школу прапорщиков.

Общий вывод - строевой командный состав пехоты к концу войны сколько-нибудь удовлетворительной теоретической военной подготовкой не обладал.


>2. Опыт войны. Поручик командовал взводом / ротой на фронте против германцев, он прошел школу. Краском этого опыта не имеет, он из солдат / унтеров кавалерии окончил школу красных командиров (а программа была не для него составлена) и начал командовать в гражданской войне, в других условиях.

Данные таблицы № 3 должны приниматься с оговоркой. Прежде всего - боевой опыт зависит не только от времени пребывания на фронте. Длительные периоды боевого затишья и сидения в око пах опыта почти не дает, а для частей, офицерский состав которых разсматривается, время с конца 1916 года и по oceнь 1917 года было периодом позиционной войны при очень пассивном противнике. Следует предполагать сверх того, что по исчислении в частях времени пребывания в строю не для всех офицеров было точно учтено время отсутствия из части (эвакуация и т. д.). Это последнее предположение основывается на несоответствии чинов известной части младших офицеров с количеством месяцев, которое они, якобы, провели на фронте. Даже при очень медленном прохождении наградных представлений прапорщики с 10-12 месяцами службы в строю не должны бы встречаться в частях. Оба указанные выше обстоятельства приводят к заключению, что боевой ценз фактически должен быть еще ниже того, который дается таблицей.

Но даже без этой оговорки надо признать, что боевой опыт офицерского состава нашей пехоты ко времени фактического окончания войны был крайне невелик. От 50 до 75% разсматриваемого офицерского состава войны в сущности не знали (имели опыт лишь сидения в окопах).


>3. Школа. Того же унтера-самородка можно выучить, если поместить его в профессиональную среду, где ему придется тянуться за старшими. Но в РККА "старшими" были именно эти унтера, их вынесло вверх.

Вы просто не в курсе. В РККА на начало двадцатых значительная часть комсостава от уровня полка и выше были как раз офицерами царской армии. Причем среди штабных работников и комсостава от уровня дивизии доля именно кадровых офицеров была подавляющей. В РККА унтера были пусть яркими представителями высшего комсостава - но далеко не основными определяющими ход ее строительтва и не самыми многочисленными.

>С уважением