От М. Нечволодов Ответить на сообщение
К М. Нечволодов Ответить по почте
Дата 22.09.2006 13:50:29 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Память; Загадки; Версия для печати

Версия произошедшего

Версия происходящего.

Сначала выдержка из какой-то статьи

«Первым настиг "Меркурия" 110-пушечный "Селимие", командир которого хотел зайти в корму и губительным продольным залпом сразу решить исход боя в свою пользу. Однако Казарский, умело маневрируя, уклонился от первого залпа. Выбрав удачный момент, он дал полный залп правым бортом по неприятелю.
Через несколько минут и 74-пушечный корабль "Реал-бей" подошел к левому борту "Меркурия". Бриг оказался между неприятельскими кораблями, то есть был взят в два огня. Турки буквально засыпали бриг ядрами, которые ударялись в корму и в нос, некоторые пробивали борт навылет. Затем в бриг полетели книпели и брандскугели. Но, к счастью, мачты пока оставались невредимыми. То в одном, то в другом месте на бриге вспыхивали пожары, но матросы, ни на минуту не прерывая стрельбу, в считанные минуты заливали их водой. Появились убитые и раненые.
После двух полных залпов с турецкого 110-пушечника закричали: "Сдавайся, убирай паруса!". Но в ответ под громогласное "Ура!" с брига гремели новые выстрелы. С марсов и реев как ветром сдуло абордажные партии неприятеля.
Понимая, что по корпусу стрелять бесполезно, Казарский приказал бить по рангоуту и парусам. Удачным выстрелом удалось перебить бейфут гротмарса-рея 110-пушечного корабля, у которого сразу же марсель и брамсель заполоскали и беспомощно повисли. Благодаря этому попаданию турецкий корабль несколько отстал, а затем привелся к ветру для устранения повреждений. В отчаянии турецкий командир вдогонку бригу дал полный залп и сбил со станка одну из пушек. Снова появились новые убитые и раненые. Командир 74-пушечника уже не подставлять свой борт бригу: он зашел в корму, посылая все новые и новые залпы в сторону брига. Каким-то чудом Казарскому удалось развернуть бриг и дать удачный залп всем бортом. Получив повреждения в парусах, и этот корабль лег в дрейф. "Меркурии" же, подняв все паруса, начал удаляться от неприятеля.»
К картинам действительно необходимо относиться с осторожностью, но все-таки их интересно проанализировать. Я думаю, к профессии художника-мариниста в то время относились со всей серьезностью, поскольку возможные ошибки художников во времена использования парусного флота могли распознать гораздо большее количество неспециалистов, чем сейчас – ошибки режиссера в использовании той или иной военной техники.

Для начала - слева (по правому борту Меркурия) на всех четырех картинах по всей видимости находится 110-пушечный «Селиме», справа (по левому борту) – «Реал Бей». Этот вывод я делаю исходя из визуально большего количества пушек у левого корабля у Айвазовского, болтающемуся парусу с грот-мачты у Красовского и обрушенным реям грот-мачты у Барри (возможно следствие повреждения гротмарса-реи).

Итак, при анализе картин в первую очередь необходимо обратить внимание на направление ветра, это ключевой момент, а также на курсы кораблей. На картине Айвазовского, в отличие от всех остальных картин, корабли идут параллельными курсами на всех парусах, при этом ветер строго попутный, курсовой угол 0, что является преимуществом для линейных кораблей – более легкий и маневренный бриг имеет лучшее соотношение прямых/косых парусов для хода на острых углах. На картинах Красовского и Барри курс ветра 40-45 градусов по отношению к курсу брига.

Вот почему благополучный исход на картине Айвазовского выглядит наиболее фантастичным, - безнадежность положения брига на его полотне 1892 года видимо призвана подчеркнуть и преувеличить подвиг русских моряков.
Не берусь оценивать художественную технику картин, но картина Айвазовского выглядит наименее интересно по причине отсутствия интриги. В то же время, на картинах Красовского и Барри изображен (немного по разному) кульминационный момент сражения, из деталей картин складывается следующая версия:

Исходные данные:

Курс кораблей – 0 градусов
Курс ветра – 55-70 градусов

Начало:

Селимее идет в хвост бригу и догоняет его, более легкий 74-пушечный «Реал-Бей» идет много левее наперерез бригу, закрывая выгодный для брига острый к ветру курс. При этом, либо позиция «Реал-Бей» изначально много левее кораблей, либо он как более легкий корабль просто имеет лучшие возможности для хода на острых углах. Представьте картину Айвазовского, только левый корабль идет в килеватер на два корпуса сзади, а правый – в три раза дальше, чем он изображен. Бриг пытается уйти, помогает веслами, но когда дистанция сокращается начинает маневрировать перед носом «Селимее», стараясь дать бортовой залп, «Селимее» стреляет по нему из погонных пушек, в то время как по левому борту бриг обходит «Реал-Бей». Не знаю, была ли возможность у «Реал-Бея» дать залп правым бортом, возможно нет, иначе не понятно, что принудило его к маневру, который во многом решил исход боя – «Реал-Бей» делает поворот фордевинд (по ветру), чтобы дать залп левым бортом. Возможно, в имеющихся условиях он не мог «довернуть» путем поворота против ветра («оверштаг» - поворот, при котором нос корабля пересекает курс ветра). В результате и получаются встречные курсы, что видно на картинах Красовского и Барри. Т.е. это не встречные курсы, это результат разворота Реал-Бея. Где-то в этот момент Бриг Меркурий дает залп правым бортом по «Селимее» и перебивает эту жизненно важную рею и поворачивает налево, «Реал-Бей» дает неудачный бортовой залп по разворачивающемуся бригу и оказывается в результате разворота ровно против ветра

Об этом говорит картина Красовского – кульминация его картины это болтающиеся в разнобой паруса правого корабля (Реал-бея) – в результате разворота он встал под слишком острым углом к ветру и потерял маневренность - и ему понадобится много времени, чтобы развернуться! А у Селимее рея сломана, он уже не сможет догнать Меркурий!

Как видно на картине Барри, в результате поворота фордевинд Реал-Бея бригу открыт путь к спасению – теперь он может пройти за кормой реал-бея и острым углом, на котором он имеет преимущество, спастись. Кульминация картины Барри – это залп меркурия по Реал-бею во время прохождения за кормой, в результате которого ломается мачта Реал-бея – послу этих повреждений он уже не сможет догнать бриг.

Короче говоря, Реал-бей решил сделать быстрый фордевинд, чтобы развернувшись бортом за кормой брига одним залпом завершить бой. Залп оказался неудачным, наверное пришелся на разворот брига, который прошел за кормой Реал-бея, который был вынужден делать теперь поворот оверштаг, потерял время в результате этого и отказался от преследования.

Примерно так, извините за возможно неправильно использование терминов.