При этом храмы строились по типовым проектам в зависимости от числа прихожан
Приветствую, уважаемый Warrior Frog!
>Что да, то да. Построен в основном "на казенные деньги".
>Начало "каменного сторительства храмов" за счет "казны", было посути дела, положено еще при Николае 1м. И графе Уварове "Православие, самодержавие, народность".
В 1830 г. императору при посещении одной из церквей около Санкт-Петербурга не понравился ее фасад, и по его распоряжению профессор К. А. Тон составил атлас типовых церквей для губерний, где, по мнению императора, не было сведущих и опытных архитекторов. Кроме этого, император снял в 1835 г. запрет на строительство деревянных церквей, особенно это касалось бедных селений, которые были не в состоянии строить каменные: «Так как каменные церкви часто худо строят неопытные и неиску-
шенные мастера и требуют значительных издержек, а многие приходы не имеют средств заменить старые церкви каменными, многие прихожане остаются без посещения храмов, что способствует распространению раскольничества и язычества, по сему разрешить строить новые церкви из дерева».
В основе проектов К. А. Тона лежит крестово-купольная композиционная система, разработанная еще византийскими зодчими и затем широко распространившаяся в русской архитектуре. Традиционное русское пятиглавие дополнилось соответствующей компановкой фасадов, в отделке которых использовались русские мотивы архитектуры XV—XVII вв. — килевидные кокошники, закомары, арочные окна, декоративная аркатура на тонких колонках. В 1838 г. К. А. Тон издает особый альбом «Церкви, сочиненные архитектором его величества профессором архитектуры Императорской Академии художеств и членом иностранных академий Константином Тоном», который официально был в 1841 г. предписан в качестве образца для архитекторов православных церквей.
21 февраля 1857 г. было введено положение “О нормальных проектах и сметах на постройку православных церквей”. Особое внимание в этом документе уделялось “избежанию однообразия и повторения одного и того же типа в разных селениях”. Выбор того или иного проекта, представленного на рассмотрение местных прихожан, предполагал “сообразно с их желанием” относительную непохожесть на храмы, построенные по одному и тому же проекту в близлежащих селениях. Массовое строительство церквей, по мнению составителей положения, должно было привести к “восстановлению храмов Божиих в то устройство и благолепие, в коих им быть прилично”.
Синод и Министерство внутренних дел предполагали “на будущее время для удовлетворения нужд прихожан строить небольшие, но приличные святыне церковные здания, где можно было бы с удобством совершать богослужение, и, что сообразно простому быту и понятиям прихожан, в постройках надлежит отстранять всякие излишние украшения, а конструкцию оных до того упростить, чтобы как первоначальное возведение, так и последующие починки могли быть исправлены местными мастерами и самими крестьянами”.