ВОЕННЫЙ корреспондент «АиФ» вернулся из уникальной дивизии РВСН в Алтайском крае, где стоят 36 мобильных комплексов «Тополь» на колёсах. Задача дивизии — «стрельба» не по отдельным целям, а по целым площадям: один ракетный залп может смести с лица земли не только целые города, но и континенты.
По тайге с комфортом
ИЗ ТАЙГИ медленно и величаво выплывает ядерный ракетоносец «Тополь». Мягко шурша по песку четырнадцатью двухметровыми колёсами, он заезжает в специальный ангар, скорее похожий на фермерский склад сена, чем на сверхсекретный объект. Командир полка Александр Данилюк смотрит на часы — ядерный дивизион с боевого задания вернулся вовремя. Хотя на маршруте патрулирования (а его площадь составляет до 125 тыс. км2) ракетчики попали в жуткий ливень.
Мне разрешили сделать недозволенное для гражданского человека — посидеть в кабине водителя ракетоносца. Конечно, не салон «Мерседеса», но очень комфортно: мягкое сиденье, климат-контроль. С удивлением вижу коробку-автомат и две педали: газа и тормоза. Максимальная скорость семиосного «МАЗа» — 60 км/ч, по хорошей дороге — 40, по пересечённой местности и в предгорье — 15–20. И всю эту 100-тонную махину тянет двигатель в 720 «лошадок». Прошу завести мотор: велик соблазн «прокатиться» хотя бы метр. Не положено! Здесь нужны специальные права, которые не купишь в ГАИ, и 3-летний курс обучения в специальной, единственной в РВСН школе прапорщиков. (Кстати, жалованье механика-водителя ракетоносца «Тополь» — всего 6–7 тыс. руб.)
Пересаживаюсь в кабину командира. Здесь приборы, маршрутный компьютер и средства спецсвязи. Над головой — волосы дыбом встают! — в тёмно-зелёном пластиковом контейнере лежит 47-тонный ядерный «Тополь». И летит такой «тополёк» на 10 тыс. км туда, куда ему прикажет бортовая ЭВМ. Ракету можно пускать из любой точки маршрута патрулирования. Для этого пусковая установка устанавливается на домкратах за 2 минуты. Затем контейнер с ракетой поднимается вертикально вверх… Но конечную точку приземления «Тополя» не знает даже командир дивизии. Об этом известно лишь немногим людям в стране.
Картонные дурилки
«ЗОНА охвата» дивизии — весь Алтайский край. Все 36 мобильных установок имеют персональные маршруты, заложенные в бортовой компьютер. Об особенностях своих «мобильников» рассказывает командир дивизии полковник Сергей Матвеев:
— Координаты наших комплексов противнику неизвестны. Мы перемещаемся с позиции на позицию в зависимости от того, где в это время находится группировка космической разведки противника. «Тополь» на колёсах просто неуязвим. Стоит, например, в одном месте дивизион — 3 мобильных «Тополя», но по тревоге они «разбегаются» в разные стороны. Ну-ка отыщи!
Как можно обнаружить мобильный «Тополь» в тайге? По тепловому и радиоэлектронному излучению. Поэтому мы мимикрируем, сливаемся с окружающей средой, располагаем боевые позиции в населённых пунктах: возле зернохранилищ, токов, металлических ангаров.
Для разведки противника мы устраиваем ложные «аэродромы», они и «бомбят» наши картонные дурилки. Используем и методы маскировки из опыта войны в Ираке, Югославии. В определённых местах, рядом с тепловыми имитаторами, ставим специальные решётчатые кубы. И противник на сто процентов уверен, что это «Тополь». Дудки! Дивизион уже далеко — за десятки километров. Мы это не раз проверяли во время совместных учений с нашей тактической авиацией. И каждый раз лётчики ошибались: они всегда принимали ложную цель за настоящую.
Барнаульская дивизия давно доказала, что их «Тополя» не липа, а мощнейшее оружие России. Комдив поскромничал и не рассказал о том, как они выдержали президентский экзамен. Читатель наверняка помнит, как во время учений на Северном флоте на глазах у Президента РФ В. Путина прошли три неудачных пуска МБР «Синева» с крейсера и подводной лодки. На фоне морского конфуза отличились ракетчики РВСН, проведя пуски «Тополя» с полигона в Плесецке на Камчатку. Попадание в цель было точным. Как говорят специалисты, «в кол» (погрешность — несколько квадратных метров). Так вот, эти ракеты были сняты с реального боевого дежурства. И запускали их штатные офицеры одного из полков Барнаульской дивизии неуловимых мобильных «Тополей» — подчинённые полковника Матвеева.