|
От
|
Katz
|
|
К
|
Katz
|
|
Дата
|
18.09.2006 09:28:45
|
|
Рубрики
|
Локальные конфликты;
|
|
Нагорный Карабах
Нагорный Карабах
Армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха так же далек от решения, как и в 1994 году, когда поражением азербайджанских войск закончилась карабахская война. В отличие от грузино-абхазского конфликта здесь не два, а три непосредственных игрока - Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения. Азербайджан продолжает настаивать, что причиной конфликта 1988-1994 годов была агрессия Армении, в результате которой захвачено 20% территории Азербайджана; что все войска, которые находятся в Нагорном Карабахе, являются частью армии республики Армения, то есть оккупационными частями иностранного государства.
Армения, как и все мировое сообщество, официально не признала Нагорный Карабах как суверенное государство. Но армяне и карабахцы - это даже не два братских народа. Это один народ - армяне. Армии двух государств по сути составляют одно целое. Весь командный состав армянской армии проходил обкатку на карабахском фронте. Президент Армении Роберт Кочарян во время войны командовал Госкомитетом обороны НКР. Карабахские ветераны - самая сильная из правящих элит в Армении.
Армения является основным гарантом безопасности Нагорного Карабаха, и она не останется в стороне, если Азербайджан начнет боевые действия. Однако главными сторонами конфликта, по мнению Еревана, следует считать НКР и Азербайджан.
Армия Обороны Нагорного Карабаха в настоящее время считается военными экспертами лучшей армией на пространстве бывшего СССР. Карабах - полностью милитаризированное государство, построенное по принципу «военного коммунизма». Все в этой республике подчинено отражению возможного нападения агрессора. Численный состав вооруженных сил насчитывает почти 20 тысяч человек7, при этом на сегодняшний день все население республики составляет всего 150 тысяч человек. В случае мобилизации будет призвано не менее 40-50 тысяч человек, то есть воевать будет половина населения.
Основой армии стали добровольческие отряды, которые армянское население республики начало формировать еще в конце восьмидесятых годов. В начале войны они действовали партизанскими методами, но очень скоро начали строить свои ВС по принципу Советской Армии с ее иерархией и жесткой системой подчинения. Даже команды в Армии Обороны НКР отдаются на русском языке. По мнению ее командиров, советской армией был накоплен колоссальный боевой опыт, и большинство новых армий СНГ совершают большую ошибку, не используя его.
Структура вооруженных сил НКР построена по территориальному принципу. Они подразделяются на оборонительные районы. Каждый из таких районов по численности военнослужащих и укомплектованности техникой соответствует примерно полку бывшей Советской Армии, или чуть больше. В ходе войны армяне захватили семь районов, принадлежащих непосредственно Азербайджану (два района частично) - это примерно 9% территории республики. Эти районы составляют «пояс безопасности» НКР. До оккупации этих районов реактивная артиллерия азербайджанской армии могла обстреливать столицу НКР Степанакерт. Теперь это невозможно. Кроме того, оккупированные территории обеспечивают НКР стратегически важный выход в Иран (132 км участок границы) а через знаменитый Лачинский коридор - жизненно важный выход в Армению.
По некоторым данным, вдоль линии соприкосновения азербайджанских и карабахских войск установлено более 50 тысяч мин. Укрепрайоны, созданные на оккупированных территориях, представляют собой подобие гигантских казачьих станиц времен Кавказской войны или израильских киббуцев. Несмотря на централизованные поставки из Степанакерта, эти районы достаточно автономны.
Власти Нагорного Карабаха ограничивают распространение информации о состоянии Сил обороны НКР. На прошедшие недавно в Карабахе армейские учения с боевой стрельбой и привлечением мобилизационных ресурсов были приглашены только военные наблюдатели из Армении. Поэтому при оценке военного потенциала НКР можно оперировать только косвенными источниками.
Первую бронетехнику карабахцы получили от 366-го мотострелкового полка СА в начале войны. Президент Армении Роберт Кочарян, бывший в те годы председателем Госкомитета обороны НКР, заявлял, что начал войну с девятью танками, а закончил со 140. Сейчас, по непроверенным данным, бронетанковые войска НКР насчитывают 322 единицы ОБТ Т-72 и средних танков Т-55, 324 БТР-70, БТР-80, БМП-1 и БМП-2. Армия располагает 322 артсистемами, в том числе 44 РСЗО БМ-21 «Град». Однако бывший министр обороны НКР генерал-лейтенант Самвел Бабаян в одном из разговоров заметил, что сейчас у республики не менее 500 только закупленных танков. По его словам, были также закупки боевых самолетов8. Однако, поскольку в НКР нет подготовленных аэродромов, боевой авиации у Карабаха нет, она даже не выделена в отдельный вид вооруженных сил. Есть данные о наличии нескольких транспортных вертолетов.
Что касается бронетанковых войск, то они действительно многочисленны и полностью укомплектованы. В Карабахе несколько танковых полков, построенных по советскому принципу. Если исходить из штатного расписания танкового полка СА - три батальона по 30 танков - у Карабаха не менее трех танковых полков. В 1997 году генерал Рохлин обнародовал данные по тайным поставкам российских вооружений Армении. Поставки производились с 1992 по 1996 год, всего было поставлено 84 танка Т-72, 50 БМП, 18 реактивных установок «Град», 50 гаубиц, ЗРК различных типов, 8 оперативно-тактических комплексов Р-17 «Скад» и большое количество стрелкового оружия9. Как видно, поставки начались как раз тогда, когда начались активные боевые действия на карабахском фронте. Нетрудно предположить, что часть этих вооружений попала в Карабах.
Экономика Карабаха построена по законам военного времени. Из разрушенных предприятий были восстановлены прежде всего те, которые способны выполнять военный заказ. На конденсаторном заводе в Степанакерте оборудованы цеха по ремонту стрелкового оружия, швейная и обувная фабрики выпускают военную амуницию, автопредприятия ориентированы на ремонт колесной и гусеничной бронетехники. В Ходжале действует учебный военный центр, который готовит сержантский состав. С 1997 года функционирует и единственное в НКР военное училище, готовящее офицерский состав для всех имеющихся видов войск: бронетанковых, инженерных, артиллерии и мотострелков.
Самая закрытая тема – войска противовоздушной обороны. Их роль в победе в 1994 году немаловажна, ведь долгое время азербайджанская авиация господствовала в воздухе. Армянские ВВС, которые помогали карабахцам, были очень малочисленны. Поэтому большинство сбитых азербайджанских самолетов во время войны приходится на долю карабахских ПВО. Во время боев были задействованы зенитные установки типов ЗУ-23-2, ЗСУ-23-4 «Шилка». Всего этих комплексов было несколько десятков. Часть была захвачена у азербайджанцев, часть прибыла из Армении. Но мощной система ПВО стала тогда, когда карабахцы получили мобильные зенитно-ракетные комплексы «Оса» и «Круг». Нагорный Карабах имеет возможность закупать новую военную технику через Армению. Есть данные о закупке НКР у Китая систем залпового огня «Тайфун».
Армия Азербайджана насчитывает 72 тысячи бойцов, 220 танков Т-72 и Т-55, 150 единиц различной бронетехники, 282 артсистемы различных типов. Авиация располагает четырьмя Су-17, пятью Су-24, два Су-25, пятью МиГ-21, тридцатью одним МиГ-25, тремя МиГ-25УБ, вертолетным полком, в котором состоят 15 ударных вертолетов Ми-24, а также значительным парком транспортной авиации. В ангарах стоит не менее 33 боевых неоперациональных самолетов. Войска МВД и пограничники насчитывают 15 тысяч человек и располагают тремя танками Т-55, 136 БТР и БМП10. Таким образом, теоретически Азербайджан имеет серьезное военно-техническое и численное превосходство над Силами обороны Карабаха. Однако азербайджанская армия находится в стадии становления, боеспособных частей почти нет, до сих пор не создан военно-промышленный комплекс. Бесконечные военные поражение в начале девяностых годов, мятежные командиры, борьба за власть в Баку, клановость - все это не способствовало созданию азербайджанской армии нового типа. Продавая нефть, Азербайджан может и дальше закупать вооружение, но качественного превосходства над армией Нагорного Карабаха он достигнет еще не скоро. Уволенные высокопоставленные офицеры Азербайджанской армии через местные СМИ постоянно заявляют о том, что нынешнее руководство министерства обороны закупило морально устаревшее вооружение и боевую технику, причем по завышенным ценам11.
Кроме того, рассматривать Карабах вне связи с Арменией, которой по сути правит военная элита, невозможно. В условиях почти полной блокады и экономической разрухи Ереван сумел построить боеспособные вооруженные силы, победившие в карабахской войне. Арменией правит военная элита. Численность армянской армии достигает 41 тысячи 300 человек, она располагает 102 ОБТ Т-72, 204 единицами различной бронетехники, причем довольно устаревшей, в основном БМП-1, 229 артиллерийскими системами. ВВС насчитывают пять Су-25, один МиГ-25 и два Л-39, семь ударных вертолетов Ми-24Р, три Ми-24К, семь вертолетов Ми-8МТ и парк тренировочной авиации. МВД располагает подразделениями численностью 1000 человек, которые имеют 81 бронемашину12.
Стоит также учесть российское военное присутствие в Армении. На 102-й военной базе дислоцированы 3 тысячи 100 военнослужащих и 74 танка13. Основу военной мощи России в Закавказье составляют эскадрилья МиГ-29 и батарея ЗРК С-300В, способные прикрыть воздушное пространство не только Армении, но и Нагорного Карабаха.
Таким образом, сравнение военных потенциалов противоборствующих сторон в зоне армяно-азербайджанского конфликта показывает, что, как и в случае с Абхазией, самопровозглашенная республика пока обладает достаточными ресурсами для обеспечения военными средствами своего суверенитета.