От bvl Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 08.09.2006 14:52:26 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; 1917-1939; Версия для печати

Пыхалову: Ворошилов о кавалерии.

В продолжение разговора о «конниках» и «мотористах» в «Великой оболганной…», хочу обратить ваше внимание, что на заседании Военного совета Красной Армии (ноябрь 1937 г.) Ворошилов выступил с заключительным словом, где среди прочего затронул вопрос о кавалерии и ее будущем.

Ворошилов. Наша конница. Здесь о коннице всякие разговоры ведутся. Причем разговоры, на мой взгляд, неправильные. Некоторые товарищи прямо задают себе вопрос – не отжила ли конница свой век, и так втихомолку шушукаясь, кивают в сторону конников, что это, мол-де, бывшие люди и т.д. Конники же, закусив удила по-конному, заявляют – конница была, есть и будет.

Ни то, ни другое неправильно. Не отжила еще, если можно так выразиться, конница. И конница такой, какой она была, уже ни в коем случае быть не может, дорогие товарищи. И поэтому не следует к этому вопросу относиться слегка. У нас конницы очень много, Семен Михайлович.

Буденный. Очень мало. Вы меня не убедите. Как только начнется война, все будут кричать – давай конницу!

Ворошилов. Подождите. Это ваше кавалерийское сердце, я его отлично понимаю, но по человеческому и по кавалерийскому моему сочувствию.


(Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. Ноябрь 1937 г.: Документы и матекриалы. – М.: РОССПЭН, 2006, с. 315)

Показав на двух примерах слабости кавалерии в современном бою, Ворошилов продолжил:

…Прямо должен об этом сказать: кавалерия будет играть скромную роль на нашем западном театре, архискромную, а может быть, и вспомогательную, и третьестепенную роль. И мы должны готовить кавалерию по-настоящему, чтобы она могла драться и по-старому и по-новому. У нас, кроме западного, есть восточный и ближневосточный участки. Не исключена возможность, что когда-нибудь придется конницу использовать на этих участках. Там и местность иная, условия топографии иные, и, очевидно, противник буде иным, легче будет кавалерии действовать в ее прежнем, испытанном и проверенном применении.

Поэтому, мне кажется, нужно прекратить всякого рода разговоры о том, что кавалерия отжила свой век. Она не отжила. У нас есть другие театры и даже на крайнем Севере, есть Юг нашего западного театра. Там тоже положение несколько иное, чем на севере.

Нужно забыть о том, что кавалерия все смела, снесла. Когда мы говорим, что кавалерию нужно подсократить, потому что ее очень много, мы делаем правильно, надо ее подсократить и увеличить другие рода войск, которые будут противостоять другим частям противника. Кавалерии у наших вероятных противников очень мало, а кавалерии брать танки, мы с вами брали и танки…

Буденный. И будут брать.

Ворошилов. Будут случаи, я это не отрицаю, что и танки будут брать, но редко, это исключение, и поэтому возводить в правило нет надобности – это вредно.


(Там же, с 317)

*****
Имеющий глаза да увидит:

Взгляд «тупого», «недалекого» Ворошилова – не в пример горлопанам с любой из спорящих сторон – очень взвешен и продуман. И если после ХVII съезда позиция Ворошилова в чем-то изменилась, то она просто стала более основательной.

Нет даже малейшей попытки свалить беды и проблемы кавалерии на только что расстрелянных маршалов – Тухачевского и Ко.

С уважением,

bvl