От Сергей Стрыгин Ответить на сообщение
К Dassie Ответить по почте
Дата 09.09.2006 17:11:29 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Спецслужбы; Загадки; Версия для печати

Безымянных воинских захоронений в России очень много

>Есть ли другие случаи захоронения советских военнослужащих, павших в бою или умерших от ран, на закрытых НКВД-шных территориях с последующим уводом этих захоронений в небытие - ни обелиска со звездой, ни креста? По-моему, такие захоронения устраивали прямо в деревне - например, там, где был госпиталь или на видном месте на сельском кладбище. В общедоступном месте, разумееется.

К сожалению, случаи полного стирания со временем существовавших на поверхности земли следов воинских захоронений в нашей стране не редкость, а скорее - даже норма. Как в ненаселенных местностях, так и вблизи населенных пунктов, как на охраняемых участках территорий, так и на общедоступных городских и сельских кладбищах. К нашему глубочайшему сожалению и стыду.

Например, в 1976 г. рядом с дер. Красота на севере Селигера в районе села Полново я в густом лесу случайно наткнулся на остатки прямоугольного могильного холма размером примерно 4 на 4 метра. Насыпь на могиле практически сровнялась с окружающей поверхностью земли. И на самом холме, и вокруг него росли 20-летние сосенки. Никаких табличек, надписей, ограждений, площадок или тропинок уже давно не осталось - все заросло густой травой и мхом. Единственным признаком, по которому можно было догадаться, что это могила, была выцветшая полоска красной материи, повязанная на одном из деревьев. Я испытал настоящий шок, когда узнал от местных жителей, что в этой братской могиле захоронены свыше 450 человек – целый батальон РККА, практически в полном составе расстрелянный немцами из пулеметов на открытой заболоченной местности во время неудачной атаки на деревню.

Рудольф Волжанин, бывший сотрудник УИНа МВД СССР, автор статьи «Некоторые соображения полковника МВД по поводу Катынского дела», рассказал мне на днях про то, что он провел свои детские годы в Лихославле. Родственники, у которых он там жил, были родом из села Медного и он с ними часто ездил в Медное в гости к их знакомым. Про спецкладбище расстрелянных людей на территории дачного поселка УНКВД старики в селе знали. Но никто никогда не говорил ничего про каких-либо поляков, захороненных на этом спецкладбище, тем более, про 6.300 расстрелянных военнопленных из Осташковского лагеря. А ведь, если бы 6.311 военнопленных действительно расстреляли в Калинине, то весь апрель и всю первую декаду мая 1940 года в дачный поселок должны были приезжать каждую ночь целые автоколонны по 15-20 грузовиков с телами казненных! Плюс к этому, до начала расстрелов на огороженном спецкладбище в зимних условиях заснеженного леса должен был несколько дней или даже недель работать экскаватор, что также запомнилось бы местным жителям.

Многие путают понятия и не обращают внимания на то, что братские могилы красноармейцев на территории дачного поселка Калининского УНКВД располагались за пределами собственно самого спецкладбища. Красноармейцев хоронили не на спецкладбище вместе с казненным преступниками, а совсем в другом месте! Почему умерших красноармейцев не похоронили на общедоступном сельском кладбище в Медном – это уже другой вопрос. Возможно, считали, что на территории дачного поселка УНКВД за могилами будет более достойный уход. Возможно, просто не хотели афишировать большие человеческие потери в войне.

Например, по словам Р.Волжанина, на общедоступном городском кладбище Лихославля в конце 1940-х годов была братская могила красноармейцев, умерших от ран в городских госпиталях. На могиле стояла табличка с фамилиями 12 человек, но работавший с довоенных лет кладбищенский сторож по секрету говорил о том, что в этой могиле захоронены около 300 умерших от ран красноармейцев.


>Сергей, Вы заведомо считате репрессированных реальными врагами народа и преступниками, так Вы пишете в своем отчете .

Если Вы внимательнее прочтете репортаж, то обратите внимание что в тексте слова «враги народа» взяты в кавычки. Большинство из этих людей к настоящему времени официально реабилитированы и я, как законопослушный гражданин свой страны, отношусь к ним, как к невиновным людям.

Но в 1930-е годы, когда они были репрессированы, их судили и расстреливали на основании законов и юридических норм того времени. Можно и нужно говорить, что те законы были слишком жестокими. Можно и нужно говорить, что отдельные следователи НКВД и прокуратуры фабриковали доказательства. Можно и нужно говорить, что некоторые арестованные специально оговаривали себя и других и что всесторонней проверки этих бредовых показаний в ходе следствия не проводилось. Но с формально-юридической точки зрения сами судебные и внесудебные приговоры был абсолютно законными и обоснованными (еще раз подчеркну, по нормам того времени).

Я не возражаю против того, чтобы справедливо или несправедливо репрессированным людям ставились памятники и на их могилах устривались поминальные мероприятия. Мое недоумение вызвал факт официального оказания этим людям воинских почестей.


>Разве Сталин был исключительно белым и пушистым? Не было репрессий в отношении невинных граждан? А закон о реабилитации жертв политических репрессий от 1991 года тогда зачем? И ХХ съезд КПСС зачем был, да и ХХI?

Сталин не был "исключительно белым и пушистым". Он был реальным политиком, а государства без насилия не бывает. Наоборот, дозированное и разумное государственное насилие на законных основаниях – единственная гарантия от во много крат более масштабного, жестокого и бессмысленного криминального насилия со стороны отдельных групп населения и граждан друг против друга.

Все политические действия Сталина, даже самые жестокие политические репрессии, инициированные им в годы своего правления, были логичными, вполне разумными и совершено законными. Кроме того, не надо забывать, что Сталин одновременно проводил и весьма либеральную политику по ряду вопросов – например, фактически реабилитировал в 1943 г. Русскую православную церковь, ввел в СССР в 1947 г. запрет на смертную казнь, достаточно мягко обошелся с репатриированными в 1945-46 г.г. в СССР власовцами, вопреки рекомендациям не наказал Турцию за ее участие в войне на стороне гитлеровской Германии, постоянно спасал от травли талантливых писателей и ученых (например, Михаила Булгакова), после войны велел К.Симонову сделать «Литературную газету» рупором либерально настроеннной части советской интеллигенции и публиковать в этой газете мнения, отличные от официальной позиции ВКП(б) по некоторым вопросам и т.д.