|
От
|
Нумер
|
|
К
|
Нумер
|
|
Дата
|
07.09.2006 18:00:55
|
|
Рубрики
|
WWII; Суворов (В.Резун);
|
|
Дополненная версия про Эбен-Эмаэль согласно просьбам трудящихся и книги Кауфмана
Здравствуйте
Ну хорошо, с "Везерскими учениями"(1) мы разобрались. После этих "учений", как известно, на Западном фронте начались большие перемены. Выразились они в том, что кончилась так называемая "странная война"(2). Правда, на этом чудеса не закончились. Даже наоборт. Удар немцев начался ещё ночью, с засылки диверсантов известного полка "бранденбург-800". Переодетые в бельгийскую и голландскую форму они перешли границу и попытались захватить мосты - главное, что было в этих приморских государствах. Вскоре помощь им начали оказывать и немецкие бомбардировщики, особенно знаменитые "Штуки" Ju-87. Они бомбили укрепления возле мостов, стремясь уничтожить оборудование, предназначенное для взрыва мостов. Тут же десантировались и диверсанты, как из Вермахта, так и из всё тогоже полка Бранденбург-800. Вот список дел только одного этого полка.
9-10 мая - в ходе операции "Маастрихт" переодетые в форму голландских военнослужащих бойцы 3-й роты батальона "Бранденбург-800" приступают к захвату стратегических мостов и переправ на бельгийско-голландской границе. Задействованное в операции подразделение "Бранденбург-800" усилено отрядом особого назначения Абвера из Верхней Силезии (1000 человек) и бойцами сформированного агентом Юлиусом Хердтманом ВО "Нидерланды" (200 человек). Диверсанты захватывают Шельдский туннель под Антверпеном, действуют в тылу британской, бельгийской и французской армий под видом беженцев (автоматы и взрывчатка спрятаны под матрацами в детских колясках и в грузовиках с "захваченными из дома вещами". Группы захвата выдвигаются к резиденции королевы в Гааге, блокируют министерства и армейские штаб-квартиры. Мобильные группы диверсантов на тяжелых мотоциклах перерезают линии телефонной связи, захватывают стратегические объекты (телеграфы, мосты, электростанции), обеспечивая прорыв вермахта к Маасу и через Арденны.
10 мая - "Бранденбург-800" и парашютисты вермахта захватывают форт Эбен Эмаэль под Льежем и мосты через Шельду. Переодетые во французскую военную форму диверсанты осуществляют серию взрывов и поджогов в Абвиле, Реймсе, Париже и Дувре. В Бельгии "бранденбуржцы" захватывают и подрывают узел связи в Ставло. 4-я рота "Бранденбург-800" захватывает мосты через канал Юлианы в Берге, Урмонде, Обихте и Штайне вблизи города Ситтард.
Бойцы 2-й роты "Бранденбурга-800", замаскировавшись под колонну военнопленных, захватывают автодорожный мост под Геннепом в то время, пока переодевшиеся в форму путевых обходчиков штурмовые группы абвера блокируют железнодорожный мост и занимают город Рурмонд. При поддержке переодетых в голландскую униформу бойцов ВО "Голландия", диверсионные спецподразделения удерживают переправы до подхода танковой дивизии вермахта.
Бойцы 3-й роты "Бранденбурга-800" (в форме голландской конной и военной полиции) не удается захватить речные переправы - голландские саперы взрывают мосты через Маас в районе Маастрихта.
Серьёзно, не правда ли? И крайне непохоже это начало для бельгийцев и подданных страны тюльпанов на начало "правильной" оборонительной войны по В.Суворову. Но кое-что напоминает. Кажется, ни один советский фильм про начало войны не обходится без вездесущих немецких диверсантов, нарушающих связь, фашистских парашютистов и прочей нечести. Так может многие ошибки и неприятности начала нашей войны вызваны не "агрессивными" замыслами и не подготовкой к наступлению, а являются почти неизбежными болячками при нападении врага? Самое интересное, что если присмотреться, то мы найдём в событиях 10 мая и другие проблемы для бельгийской армии, которые стали штампами при описаний событий 22 июня.
Рассмотрим нападение на форт Эбен-Эмаэль. Что собственно это такое? Многие, наверное, при слове "форт" представили себе нечто похожее на угрюмую каменную крепость времён Средневековья или Наполеона. Но если бы эти люди оказались возле деревушки, в честь которой это чудо инженерной мысли и названо, то они бы вряд ли его вообще нашли. Лучше всего, по-моему его характеризует словосочетание "подземный город". Действительно, укрепления, распологавшиеся в форме треугольника были в большинстве своём под землёй. А на поверхность выходило всего несколько замаскированных бетонных или стальных сооружений - казематов и башень. Всего 17 сооружений. Из них одна башня для двух 120 мм орудий, две башни для 75 мм спаренных орудий, ещё в 4 казематах стояло по 3 75 мм орудий. В ещё 2 блоках имелись пулемёты, вход в форт также не был беззащитен - два пулемёты и 2 60 мм противотанковых орудия могли заставить хорошенько подумать тех, кто собирался сунуться внутрь, в ещё 3 блоках - пулемёты и по 2 60 мм орудия, в остальных 4 - пулемёты и по одному 60 мм орудию. Итого 2 120 мм, 16 75 мм орудий, 12 60 мм орудий, плюс множество пулемётов. Сила, сравнимая с силой арт.полка пехотной дивизии, но эти орудия были не в пример устойчивостей к обстрелу обычных пушек и гаубиц войсковой артиллерии. Некоторым недостатком было то, что защитой с воздуха служило только 4 пулемёты, но надо помнить, что поразить небольшие и укреплённые казематы с воздуха было сложнейшей задачей, а в случае высадки десант поджидали орудия всей крепости, полностью простреливавшие территорию форта. Но тут в дело вмешалась внезапность и всё те же неприятности внезапного нападения на мирную страну.
Итак, что же за неприятности? Для этого потребуется рассказать, что представлял из себя гарнизон к 10 мая. По штату в форте должно было служить 1322 человека в военное время. Но несмотря на мобилизацию, перед штурмом в нём имелось только 989 солдат и офицеров.Лишь немного пехотинцев оказалось в роковой день в пехотных блоках. К тому же гарнизон был основательно разложен. Форт находился "на отшибе" Бельгии и потому служба считалась непрестижной, в деревеньке Эбен-Эмаэль развлечься было нечем. Соответственно никто из артиллеристов (а именно они составляли гарнизон) совсем не хотел там служить. Наиболее грамотные и усердные быстро переводились оттуда. Из 28 офицеров 17 были резервистми и прибыли только 2 мая. Понятное дело, что они за это время не успели "вспомнить" как надо стрелять и обслуживать технику. Так что многочисленные отказы техники, которую всвязи с мирным временем недостаточно проверяли не должны удивлять.
9 мая в 14.00 бельгийский военный аташе в Германии предупредил о возможном нападении немцев (помните все эти истории с тучами советских разведчиков, которые предупреждали, а им "не верили"?!). Но, видимо, чередному предупреждению в бельгийском командовании тоже не особенно поверили и оповещение войск началось только в 22.30 (через 2 года директива №1, предупреждающая советские части о возможной войне полетит в части примерно в 0.30!) И даже в маленькой Бельгии до командования форта оно доходит в 0.30. Комендант форта майор Жоттранд прибыл на КП(3) в час ночи (помните истории про то, как командующий войсками Западного фронта Павлов проводил вечер перед нападением немцев в театре?), в 2.00 он приказал разобрать два административных здания, которые закрывали обстрел из казематов. Но это ведь Европа, где ко всему подходят аккуратно! Вместо того, чтобы с помощью лома, топора и какой-то матери быстренько справиться с этой проблемой, солдаты начали сначала выносить имущество, потом аккуратно разбирать здания. Конечно, у майора есть оправдание, ведь от границы с Германией его форт отделяло примерно 15 км территории фактически союзной Голландии. Но он не учёл, что немцы могут высадить десант.
На этом цепочка "случайностей", так помогших немцам, не закончилась. По установленному порядку башни 75 мм орудий должны были предупредить мирно спящих вне форта солдат и офицеров о тревоге холостыми выстрелвами. Расчёт одной башни разбирал домики, расчёт второй в это время отправился для этого... за ударниками. Дело в том, что их сняли недавно после учений. Ничего не напоминает? Только в 3.25 прозвучали первые холостые выстрелы и...от них загорелась маскировочная сеть на башне. Дым закоптил перископ. Нескольких солдат послали его чистить. Время, столь необходимое защитникам форта для организации обороны терялось зря. В 3.25 уже взлетели "тётушки"(4) с фашистскими десантниками.
Но даже на этом бардак в форте не заканчивался. Помните про "на провокации не поддаваться" и всвязи с этим запечатанные коробки патроными, которые нельзя было открывать без приказа? Без описания этого эпизода не обходится ни один обличительный фильм по поводу катастрофы 22 июня. Думаете, у мирных бельгийцев что-то иначе? Фигушки! Если в мирное время не положено открывать коробки с патронами, где они особым образом запечатаны, чтобы влага не поступала, то никто не должен их открывать до войны! Как раз во время предыдущих тревог один из командиров казематов распечатал коробки и...получил взыскание. 9-10 мая никто из офицеров и солдатов получить новое взыскание уже не рисковал.
А теперь вспомним истории про то, как немцы бомбили наши аэродромы в 1941 году, а лётчики думали, что атакуют советские самолёты. Вспомнили? Так вот с фортом получилось также. Первоначально бельгийцы были уверены, что это самолёты англичан или французов. Но даже когда стало ясно, что самолёты и планеры немецкие, был отдан сигнал "общая атака", означавший атаку с прилегающей территории, а более логичным в этом случае был сигнал "массированная атака" - со всех направлений. При этом должны были привести в готовность казематы, защищавние территорию форта. Но этого не случилось. По планерам, уже садившимся внутри форта ударили 4 зентных пулемёта. Но и тут не прошло всё гладко: 2 тут же заклинило. 9 планёров DFS-230, наконец, заскользили по земле. Счёт времени пошёл на секунды. Немцы должны были добежать до спасительных казематов, где можно было бы спрятаться от кинжального пулемётного и шрапнельного(5) огня и выполнить задачу по подрыву объектов. Для этого у немцев имелись различные кумулятивные(6) боеприпасы массой от 1 кг до 50 кг, последний был из 2 половинок. Всего у немцев было около двух тонн(!) взрывчатки. Бельгийцев же неудачи преследовали вновь и вновь. В одной из башен выходит из строя элеватор, подающий снаряды. Пока пытались организовать доставку из погребов с помощью солдат, немцы подорвали несколько зарядов на крыше башни. Надо похвалить сталеваров, броня башни взрывы выдержала. А вот башню заклинило. Отрубило и электричество. Расчёт орудий не пострадал и ушёл на нижний уровень подземного города. Другой пулемётный каземат оказался вообще пуст. Его расчёт в это время всё ещё разбирал домики.
Планер, солдаты из которого должны были уничтожить ещё один каземат приземлился в 80 м от него. Конечно, в других условиях он мог быть запросто растрелян. Но в нём ещё не распечатали коробки с боеприпасами, не привели в боеготовое состояние пулемёты. Пока бельгийцы занимались этим, немцы заложили бомбы и взорвали его. В стене образовался пролом, а гарнизон ДОТа спешно ушёл вниз. Наконец, в последнюю оставшуюся башню с 75 мм орудиями принесли-таки снаряды. Дело было в 7.45. Но стрелять было не по кому - все немецкие диверсанты скрылись за казематами. Бельгийцы пытались обстреливать их и выпускали один за другим снаряды до капитуляции. Но особой роли это не сыграло.
Казематы с 75 мм орудиями были уничтожены первыми, так как именно они представляли наибольшую опасность для штурмовавших. Здесь особого сопротивления и не было, так как их просто не успели привести в готовность. Интересно, что немцы атаковали и фальшивые установки 120 мм орудий, это связано с тем, что разведданные по форту получались от гражданских немецких самолётов, фотографировавших этот район при полётах в Бельгию. Что же до настоящей 120 мм батареи, то её первоначально никто не атаковал - группа, назначенная для этого просто не долетела до Бельгии. Остальные же группы растратили свои боеприпасы на цели, для которых и предназначались. Батарея не могла открывать по скопившимся немецким войскам за Маасом просто потому, что у неё не было приказа стрелять по территории Голландии! Точно как у нас 22 июня запрещали переходить границу! Только в 10.00 приказ был получен, но вскоре десантники добили и эту батарею, получив новые боеприпасы в качестве манны небесной - их доставили на парашютах бомбардировщики Не-111.
Так как в крепости служили артиллеристы, не имевшей хорошей пехотной подготовки, то предпринятая контратака остатков гарнизона провалилась. Но, несмотря на это, время работало на бельгийцев. Положение десанта, который должен был получить поддержку со стороны наземных войск ещё в 10 часов 10 мая, становилось всё опаснее. Помощи всё не было, а вокруг собирались бельгийские войска, готовые растерзать остатки 75 десантников. Но 10 числа атаки не последовало, а 11 мая подошли уже и немецкие войска, которые с помощью десанта штурмом взяли форт и заставили остатки гарнизона капитулировать.
Что послежило причиной этого поражения? Я бы сказал, что назвать одну причину будет сложно. Во-первых, конечно, большой ошибкой бельгийцев было то, что они не придали вопросу ПВО форта большого значения и "сэкономили" на этом. А ведь можно было купить дивизион автоматических пушек у, например, Швеции. Забегая вперёд, можно сказать, что те же проблемы были и у Красной Армии. А почему - это чуть позже. Далее нельзя сказать,что гарнизон показал высокие качества. Техника непрерывно отказывала, приказы совершенно не соответствовали обстановке, гарнизон активных действий, по сути, не предпринял. Тут можно конечно сказать, что крепостная артиллерия не была элитой что в бельгийской армии, что в любой другой. И даже по меркам второсортных вооружённых сил этой страны подготовка страдала. Но мы также помним, что артиллеристам пришлось действовать в крайне запутанной и сложной обстановки превращения мира в войну. Применительно к поражениям РККА в первые дни войны надо вспомнить, насколько выросла Красная армия в предвоенные годы. Соответственно пришли не очень компетентные люди и сложно требовать от них чётких активных действий, когда на них внезапно свалилась война. Некоторые вроде Резуна пытаются свалить ошибки вроде невзорванных мостов на границы на "агрессивность" Красной Армии. Но как видим, и у "неагрессивных" бельгийцев не то, что мосты захватывались, захватывались крохотными отрядами даже огромные крепости, стоившие четверть миллиарда франков. Также сыграли роль и другие факторы, которые также будут встречаться нам всвязи с печальными событиями 22 июня. Немцы господствовали в небе Бельгии. И без авиаподдержки десант был бы раздавлен днём 10 мая, именно поддерживавшая авиация расстроила контрудар бельгийской армии, именно она снабжала диверсантов боеприпасами. В первые дни Отечественной войны немцы также будут кружить над полем боя, расстраивая колонны с подкреплением, боеприпасами, топливом, просто сея смерть и, главное, ужас в головах выживших.
Но и даже это не всё. Немцы прорвали оборону. А дальше? По большому счёту, никто им больше и не мешал. Бельгийская армия только успевала откатываться с рубежа на рубеж. Многие форты, на которые не высаживался десант и которые штурмовали "по настоящему" достаточно долго держались, но после того, как немцы хотя бы в одном месте прорвали фронт, их усилия были просто бессмысленными. И тогда немцы шаг за шагом разваливали могучие стены, выжигали гарнизоны огнемётами, пробивали бронеколпаки из зениток. Один за другим пали Фемаль, Бархорн, Понтисс, Флерон, Эвеньи, Мазерат, Обен-Нефшато, Баттис. Только форт Танкремонт пал после капитуляции. Также хорошо потрепали немцев Баттис и Обин-Нефшато. При этом нужно сказать, что все эти форты сдавались много позже обхода их немцами, а значит и толку от них к тому времени было мало. Это говорит о, так сказать, одноразовости всех Линий. Да, они могут обеспечить хорошую защиту, пока находятся на линии фронта. Но как только их обходят, смысл в их ужержании, как правило, пропадает. А ведь на все эти сооружения были затрачены огромные средства! Вместе с тем, механизированное соединение, которое могло бы "заткнуть" проры немцев стоило бы казне Бельгии много дешевле в то время, как именно один удар 40 Матильд, как мы увидим, доставил немцам как бы не больше неприятностей, чем все действия фортов вместе взятые. Но его у Бельгии не было, насмотревшись на героические бои за "избушку лесника" в виде развалин форта Дуомон под Верденом, бельгийцы буквально зарыли сотни миллионов франков в землю, а потом всё это залили бетоном. Да, конечно, можно сказать, что если б бельгийское механизированное соединение и было бы создано, то оно было бы скорее всего быстро раздавлено немцами, уж слишком неравны силы Бельгии и Германии. Но ведь надо также помнить и то, что и в Польше и в Норвегии там, где появлялись танки, немцы сразу получали большие проблемы и эффект от умелого применения целого соединения мог бы быть несравнимо большим, чем от единичной атаки сводного батальона английских танков под Аррасом.
Что даёт нам этот пример? Во-первых он показывает, что крайне сложно подготовить армию мирного времени к боям так, чтобы начало боевых действий прошло без сучка и задоринки. Суть в том, что механизмы, приводившие к поражению что бельгийцев что Красную Армию в первые дни войны ОДИНАКОВЫ. А раз так, то нельзя говорить, что РККА проигрывала из-за какой-то особой агрессивности по сравнению с другими странами, той же Бельгией например, не верно. А во-вторых Владимир Богданович вообще не упоминул бои в Бельгии и Голландии в "Самоубийстве", где он доказывал, что немцы не имели боевого опыта.
----------------
1 - Название операции по захвату Дании и Норвегии.
2 - Это тоже название, данное дурналистами, если не ошибаюсь, американскими. "Странность" её заключалось в том, что армии на границе Германии и Франции практически не стреляли и спокойно стояли друг против друга.
3 - Командный пункт
4 - Название транспортных Ju-52 в немецкой армии.
5 - Шрапнель - это такие шарики. При выстреле из пушки шрапнельный снаряд сначала летит, а потом взрывается, выталкивая в разных направлениях эти шарики, поражающие неукрытую пехоту. Поверьте мне, это ужасное оружие.
6 - Называются так, потому что при их взрыве образуется так называемая кумулятивная струя - тонкая струя металла, бьющая вперёд со скоростью 10 000 м/с, великолепно пробивает броню.