Есть еще один аспект - это те, кто "мог бы внести" (и обрусеть?), но не сделал.
К таковым относятся:
1. МОЦАРТ. Посол России в Австрийской империи Разумовский начинал закидывать удочки по поводу приглашения Моцарта. Как раз в это время у Вольфганга Леопольдовича были денежные затруднения, поэтому вовсе не исключено, что он бы согласился. Но это началось уже в 1791 году - и потому запоздало.
В России Моцарта знали: вел. кн. Павел Петрович и Мария Федоровна в свое время присутствовали на состязании Моцарта с Клементи, которое состоялось в присутствии Иосифа II.
Если бы приглашение Моцарта состоялось, то это, разумеется, было бы самым крупным приобретением России в данной области (по сравнению с Арайей, Манфредини, Галуппи и пр.). Но "что выросло, то выросло"...
2. ШОПЕН. Сын ополячившегося француза, он родился в 1810 году еще в НЕЗАВИСИМОЙ Речи Посполитой - до ее раздела, тем не менее вырос уже как подданный русского императора. Когда он переехал в Париж, то посол России во Франции Поццо ди Борго (если не ошибаюсь) предлагал ему звание придворного пианиста при русском дворе. Подобное звание - придворного пианиста австрийского императора - носил знаменитый тогда Сигизмунд Тальберг, почитавшийся в то время соперником Листа и Шопена.
Но Шопен наотрез отказался, ответив в том смысле, что он всей душой вместе с теми, кто восстал в 1830 (?) г. против владычества России в Польше и т. п.
Источники: общедоступная биографическая литература. :-)))