От СанитарЖеня Ответить на сообщение
К Мазила Ответить по почте
Дата 28.08.2006 09:33:53 Найти в дереве
Рубрики Загадки; 1917-1939; Версия для печати

"Зеленые" - партизаны гражданской войны.

>В городе Анапе, аккурат за Центральным рынком, пролегает улица с поэтическим названием, о происхождениии коего местные жители пожимают плечами. Называется "Улица Краснозеленых" (В одно слово, без дефиса).
>Кто что думает или знает - это в честь какого-то братания душ и совместных походов за светлое будущее или по другому поводу?

Названы по месту обитания, в лесах (чем глубже в лес, тем толще партизаны).
Как правило, были против любой организованной власти, стихийные анархисты.
Однако были и пробольшевисткие силы. Действовали, в частности, и в крымском регионе. Впрочем, были и антибольшевистские.
"Борьба с „зелеными", находившими надежное укрытие в малодоступных горных местностях Крыма, была поручена „государственной страже", организованной по военному образцу. Но ее отряды были слабы и им редко удавалось справиться с пов станцами. Осенью было решено приступить к созда нию настоящей тыловой армии, порученной ген. Носовичу, но она до эвакуации еще не стала действи тельно оперативной.
Главным источником пополнения „зеленых" бы ли люди, уклоняющиеся от мобилизации. Нередко отряды „зеленых" пользовались поддержкой, более или менее добровольной, населения районов, где они прятались в основном татар, особенно склон ных избегать участия в гражданской войне и поэто му сочувствовавших „зеленым", к тому же делив шимися с ними или продававшими им добычу от своих набегов 18. Впрочем отряды ,,зеленых" со стояли не из одних дезертиров и скитались не толь ко в горах: среди „зеленых" были и антикоммуни стически настроенные люди капитана Орлова, в начале 1920 года взбунтовавшегося против „гене ральской власти", но сторонника борьбы с больше виками, были и „краснозеленые" группы, непосред ственно связанные с коммунистическим подполь ем, как, например, отряд Голика, действовав ший в Северной Таврии в районе г. Ногайска. В августе Голик совершил набег на деревню Царе даровку, сборный пункт хлеба, отправляемого в Крым.
Определить количество „зеленых", скитавшихся по территории, занятой белыми, очень трудно. Ген. Слащев выдвигает маловероятную цифру в 10 000 человек, к концу лета. Зато количество „зеленых" весной сам Врангель оценивает в не сколько десятков человек, что, вероятно, слишком занижено. Представляется, что деятельность „зеле ных" касалась лишь определенных районов Крыма:
по свидетельству Б. Пылина, проведшего весной два месяца в деревне недалеко от Керчи, „зеле ные" были во всем этом районе фактически неза метны и за все время лишь один раз была перере зана неохраняемая линия полевого телефона.
Весьма активными были отряды, организован ные бывшим адъютантом ген. МайМаевского (на чальника Добровольческой армии в 1919 году) ка питаном Макаровым в горах, в районе деревни Мангуши. Макаров, еще будучи адъютантом Май Маевского, был советским агентом и его „зеленые" были скорее „красными". Он старался поддержи вать связь с городским подпольем и к нему присы лали людей из советской России. Как пишет сам Макаров в своих воспоминаниях, к нему весной | „ЦК командировал тринадцать человек, но в Крым попало лишь трое, двоих из них расстреляла евпа торийская контрразведка. Лишь товарищ Голубев пробрался в Севастополь"21. Как уже известно, | и Голубев был вскоре арестован.
Отряды Макарова укрывались в горных лесах совместно с татарами, бежавшими от мобилизации, ' с которыми были налажены добрососедские отно шения, но которые, как правило, к „зеленым" сами не шли, „за исключением двух небольших групп".
Макаров организовывал нападения на посты госу дарственной стражи, совершал „экспроприации" (порусски — грабежи), изготовлял воззвания к населению, содержащие ложные сведения о ссорах между генералами и псевдовысказывания ген. Вран геля: „наши воззвания читались внимательно, но особенного результата не давали", — печально за мечает Макаров в воспоминаниях2 3. В начале лета, помимо отряда самого Макарова, в котором числи лось 160 человек, в связи с ним действовало еще два отряда „зеленых" (в одном из которых было 60 человек).
5 августа из советской России приплыла на кате ре известная фигура времени Гражданской войны — матрос Мокроусов. Он привез с собой 20 человек, 500 миллионов „романовских рублей", 200 000 ту рецких лир и один пулемет. Пробравшись к Мака рову, он попытался, достаточно безуспешно, объе динить все „красные" отряды и принял звание „ко мандующего крымской повстанческой армией".
Привезенные им (огромные) средства помогли не сколько увеличить численность и боеспособность „повстанцев", которым удалось разграбить и частич но взорвать Бешуйские угольные копи и, несколько позже, совершить набег на город Судак. Врангель считал, что к концу лета у Мокроусова было, иногда лишь в номинальном подчинении, около 300 чело век, а Макаров приводил, не оспаривая ее, цифру из письма начальника штаба ген. Носовича 600 „зе леных" во всем горном районе Крыма25. В конце своих воспоминаний Макаров пишет, что против ..зеленых" „стали появляться все новые и новые ча сти" и что „настроение партизан резко упало", в частности с надвигающейся зимой, к которой они были плохо подготовлены26. О том, что „зеленые" все же продолжали сильно беспокоить крымскую власть, свидетельствует нижеприведенный текст секретного приказа ген. Врангеля от 9 октяб ря:
„Разбои зеленых приняли такие размеры, что вся кая нормальная жизнь тыла нарушена.
В настоящее время в тыловом районе войск бо лее чем достаточно для борьбы с этим злом.
Однако без содействия, и содействия самого ре шительного, не ограничивающегося „циркулярами" и „отношениями" со стороны гражданской власти, войска бессильны бороться с этим злом.
Требую в этом деле самой напряженной работы всех чинов гражданского управления, возлагая всецело ответственность за успешность его на На чальника Гражданской Части С. Д. Тверского и осо бенно помощника его Генерала Климовича".
Еще при Врангеле часть „зеленых" не подчини лась Мокроусову, а после эвакуации белых из Кры мы начала борьбу против советской власти. Отря ды „зеленых" тогда стали в основном пополняться бежавшими от массовых расстрелов белыми офи церами."
http://whiteforce.newmail.ru/rossgl10.htm

"Но вернемся в Севастополь 1920 года. К счастью, после ареста Макаров не был расстрелян, как герой актера Соломина, а совершил побег из-под стражи, и примкнул к так называемой красно-зеленой повстанческой армии. В фильме «Адъютант Его превосходительства» показана банда зеленых с характерным девизом, написанном на тачанке: «Бей белых пока не покраснеют, бей красных пока не побелеют!». Мы привыкли воспринимать зеленых как бандитов, не поддерживавших ни одну из сторон в гражданский войне. Однако отряды в которые попал Макаров, не придерживались нейтралитета. Французское слово partisan еще не прижилось в Крыму и добровольцы вооруженной борьбы на территории, занятой противником именовали себя зеленогвардейцами, повстанцами, красно-зелеными, но никак не партизанами. Макаров, возглавив т.н. Симферопольский полк краснозе-леных повстанцев, использовал весь свой военный опыт и знание противника в боях против войск Врангеля, Он был известен не только среди своих, но и среди врагов. Сам Врангель упоминает отряд Макарова в своих «Записках», изданных в Берлине, как подразделение зеленых, доставившего серьезное беспокойство его тылам в октябре 1920 года «...Симферопольский полк под командой уже известного капитана Макарова...»

Стороны вели и идеологическую борьбу друг против друга. Врангель заявил, что если «краснозеленые протянут им руку, то они ее пожмут». Но Макаров, потерявший в застенках брата, не мог в это поверить. В листовках, отпечатанных на трофейной машинке, и распространяемых как среди населения, так и в рядах белых, он наоборот призывал белых переходить на сторону повстанцев. И если в отношении офицеров такая пропаганда была малоэффективна, то солдаты белой армии уходили в леса целыми группами.

Военный прокурор белогвардейцев И.Калинин прямо указывает, что вождь зеленых капитан Макаров мстил за своего казненного брата. Его отряды пользовались поддержкой татарского населения. Местные отряды государственной стражи (полиции) не могли бороться с этими «шайками», и Врангель был вынужден создавать тыловую армию, поручив ее командование генералу Носовичу, но было уже поздно, так как и фронтовая армия дрогнула12.

Третий Симферопольский повстанческий полк под командованием Макарова нападает на расположенное в горах месторождение угля — Бешуйские копи и выводит их из строя. Отрезанный от Донбасса Врангель, надеялся на Бешуйский уголь для нужд флота. С этой целью была даже восстановлена узкоколейка от ст. Сюрень. За успешные операции против белогврадейцев Макаров был награжден штабом Крымской повстанческой армии именными серебряными часами, которые ему вручил лично И.Д. Папанин.
К моменту ухода Белой армии в отряде Макарова было 279 чел. На вооружении было: винтовок - 235; револьверов -12; пулеметов - 11. Для передвижения в отряде было 13 лошадей и 16 повозок "
http://www.grafskaya.com/article.php?id=485

Тж. Козлов А.И. Борьба трудящихся Черноморья за власть Советов. Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1972, 10,5 п.л.