От Китоврас Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 21.06.2001 10:18:32 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Политек; Версия для печати

Друзья и Враги России - как думают люди..

Доброго всем здравия!
Вот закончил маленькое исследование. Забавные материалы получились.
Отношениее граждан России к зарубежным странам.
(по материалам исследований РОМИР 1998 – 2001 гг.)
Для российского массового сознания 90-х годов характерен незначительный уровень интереса к внешнеполитическим проблемам. Сложная социально-экономическая ситуация в стране, насыщенный внутриполитический фон, значительные изменения в системе ценностей, - все это способствовало некоторому оттеснению проблем внешней политики и национальной безопасности на задний план.
В марте 1998 года РОМИР провел специальное исследование (n=1500), участникам которого предлагалось выделить наиболее важные и острые проблемы, стоящие перед страной. Показательно, что такие проблемы как «укрепление позиций России на международной арене», «недопущение расширения НАТО», «объединение с Белоруссией», заняли последние места в рейтинге.
На изменение общественных настроений оказал влияние следующие ряд факторов:
1. Вооруженное вмешательство НАТО в конфликт в югославском крае Косово, что спровоцировало в России рост антиамериканских и антизападных настроений, а также серьезную озабоченность проблемами национальной безопасности. Так, 60,8% граждан России считают возможным военное вмешательство со стороны НАТО и США в других точках мира, в т.ч. России. Причем, больше половины россиян (55,2%) расценили военный конфликт в Югославии как начало новой «холодной войны». (РОМИР, апрель 1999 n=1500).
2. Агрессия со стороны чеченских боевиков в Дагестане и последовавшая за этим контртеррористическая операция Российской армии в Чечне. В отличие от первой чеченской кампании, российские вооруженные силы действовали на этот раз, опираясь на поддержку большинства населения России и с использованием мощного информационного ресурса. В октябре 1999 года 66,4% наших сограждан в целом поддерживали силовые меры Правительства России по отношению к Чечне. (РОМИР октябрь 1999 n=2000).

События в Югославии и Чечне наглядно показали роль военной силы в решении политических конфликтов, в том числе и на международной арене. В условиях ослабления российского военного потенциала – 45,3% граждан России в целом согласны с утверждением, что вооруженные силы нашей страны сильно уступают вооруженным силам НАТО. - противоположного мнения придерживается 30,3% респондентов (РОМИР сентябрь 2000 n=2000), и не могут, с т.з. массового сознания надежно защитить страну от угрозы внешнего вторжения (надежным щитом России от внешних угроз российскую армию считает в той или иной степени 41,1% респондентов). То есть возможная угроза внешнего нападения на Россию начинает вызывать у наших сограждан беспокойство.
Как показали результаты опроса (РОМИР май 2001 n=2000), 45,6% опрошенных полагают, что угроза внешнего нападения на Россию в той или иной степени существует. Противоположного мнения придерживаются 49% респондентов, и 5,4% затруднились с ответом на данный вопрос.
При рассмотрении социально-демографических характеристик респондентов заметно, что женщины больше опасаются угрозы внешнего вторжения, чем мужчины. Наиболее сильно эту угрозу ощущают также жители Дальнего Востока: 62,6% опрошенных, проживающих в данном регионе в той или иной степени уверены в ее существовании. Это может быть вызвано как периферийным положением региона, в связи с чем последствия системного кризиса там сказываются сильнее, чем в целом по стране, так и наличием у региона общей границы с Китаем, который жители Дальнего Востока считают скорее противником России, чем партнером и союзником. (Расходясь, тем самым, с общероссийским общественным мнением см. ниже).
В ходе специального исследования РОМИР (май 2001 n=2000) респондентам предлагалось назвать страны, которые они считают союзниками и партнерами России, а также страны, занимающие по отношению к нашей стране недружественную и даже враждебную позицию. В первом случае всего было названо 68 стран и политических образований (например СНГ), а во втором – соответственно 76.
Результаты опроса приведены в таблицах:

Таблица 1. Страны союзники и партнеры России. Были возможны два варианта ответа.
Страна в % от числа опрошенных
Беларусь 41,5
Китай 22,9
Германия 21,0
Украина 15,4
Франция 10,7
Япония 9,7
Индия 8,9
Америка\США 8,5
Казахстан 7,8
Англия 4,7
Югославия 4,5
Финляндия 4,3
Молдавия 4,0
Болгария 4,0
Корея 3,4
Куба 3,2
Польша 3,1
Италия 2,4
Ирак 1,9
Узбекистан 1,7
Грузия 1,5
Армения 1,5
Монголия 1,4
Вьетнам 1,3
Швеция 1,3
Иран 1,2
Турция 1,1
Таких стран нет 10,9

Партнеры и союзники России.
Первым и основным союзником России участники исследования назвали Беларусь. Этот факт свидетельствует о том, что процесс российско-белорусского сближения воспринимается как реальность на уровне массового сознания. Показательно, что отношение к первому союзнику России практически не зависит от социально-демографических характеристик, можно отметить лишь, что наиболее высоко оценивают соседа как партнера и союзника жители Северо-западного региона (имеющего границу с Беларусью) и Северного Кавказа.
На втором месте среди союзников России в общественном мнении стоит Китай. Во многом это объясняется происходящим в последние годы сближением позиций двух стран на международной арене в частности по проблемам ПРО, сепаратизма, а также интенсивными контактами в военно-технической сфере.
В то же время, жители непосредственно граничащего с КНР дальневосточного региона, имеют прямо противоположное общероссийскому мнение. Так партнером и союзником России его считают лишь 11,3% дальневосточников, в то время как 33,3% жителей региона склонны рассматривать его как угрозу.
Третье место Германии в списке партнеров и союзников России легко объяснимо, если вспомнить, что эта страна является основным торговым партнером нашей страны в Европе. Как отметил Президент России В.Путин, «Отношения с ФРГ - одно из приоритетных направлений внешней политики России» (из интервью немецкому изданию «Вельт ам Зоннтаг» 10 июня 2000 г.). Среди россиян, считающих Германию партнером и союзником России, почти треть (29,3%) составляет молодежь, в возрасте от 18 до 29 лет. Гораздо меньше доверия к Германии у граждан старшей возрастной группы – от 60 лет и старше. Среди этой группы респондентов только 6,8% назвали Германию союзником или партнером нашей страны. Такая возрастная динамика говорит о возможности дальнейшего укрепления германо-российских связей. Наибольшую заинтересованность в развитии партнерских отношений с Германией высказали жители сибирского региона.
Отметим, что из первой десятки партнеров и союзников России четыре страны (Германия, Франция, Англия и США) являются членами блока НАТО, а три (Беларусь, Украина, Казахстан) – участниками СНГ. Причем если с Белоруссией и Казахстаном Россию действительно связывают союзнические отношения (в рамках «Договора о коллективной безопасности» ), то отнесение сюда Украины вызвано скорее устоявшимися в обществе взглядами и исторической традицией, так как политика этого государства по отношению к России не однозначна.
Откуда исходит угроза России?
Таблица 2. Страны занимающие по отношению к России недружественную или даже враждебную позицию. Возможны два ответа.
Страна в % от числа опрошенных
Америка\США 55,2
Афганистан 18,5
Япония 8,4
Германия 8,2
Латвия 8,2
Англия 7,9
Китай 7,5
Чечня 6,4
Литва 6,3
Украина 6,2
Эстония 6,2
Пакистан 4,3
Турция 3,9
Иран 3,5
Прибалтика 3,4
Ирак 3,3
Грузия 3,2
Франция 3,2
Израиль 2,4
Польша 2,0
Югославия 1,6
Албания 1,2
Таджикистан 1,0
Таких стран нет 13,4

Распространение в современном российском обществе такой позиции относительно США вызвано целым комплексом причин, из которых можно выделить следующие:
1. США были главным противником СССР в годы «холодной войны». В советском массовом сознании вокруг этой страны целенаправленно создавался стереотип недружественного государства.
2. Разочарование значительной части российского общества в социально-экономических преобразованиях 90-х гг., которые в массовом сознании связываются с западным, прежде всего американским влиянием. Так 32,4% граждан России назвали одной из основных причин финансово-экономического кризиса августа 1998 года навязывание Западом российскому руководству вредного для России курса. (РОМИР октябрь 1998 n=1500).
3. Внешняя политика США во второй половине 90-х годов. Расширение блока НАТО на восток, многочисленные нарушения международного права, вооруженные акции против т.н. «стран-изгоев» и в завершении этого военная операция НАТО в Югославии – все это вызвало большую озабоченность российского общества.
4. Немалую роль сыграл и внешнеполитический курс новой администрации США. Заявления о намерении разорвать договор по ПРО от 1972 года, шпионские скандалы, выдворение российских дипломатов и ряд других действий американских властей (например – введение транзитных виз для граждан России) – не способствовали улучшению отношения граждан нашей страны к Америке.

Второе место в списке недругов занимает Афганистан, что, видимо, объясняется тем, что эта страна является в глазах граждан России одним из центров международного терроризма и исламского экстремизма. Этим же можно объяснить и наличие в списке Чеченской республики, которая является субъектом РФ.

Некоторые итоги
Таким образом, в качестве основных партнеров и союзников российское массовое сознание выделяет Беларусь, Китай и Германию. Важно отметить, что эти страны принадлежат к различным культурно-историческим регионам и проводят разную политическую линию на международной арене. Это свидетельствует о понимании на уровне массового сознания основы внешнеполитической парадигмы России – стремление к созданию многополярного мира. Такая позиция российского общественного мнения позволяет говорить о том, что современная внешняя политика России иметь высокую общественную поддержку. Так 71,3% граждан нашей страны считают, что современный внешнеполитический курс в целом отвечает национальным интересам государства. (РОМИР февраль 2001 n=1500).
С другой стороны, в российском массовом сознании начинает складываться новый «образ врага» в лице США. Причиной этому служат расхождения между Россией и США на международной арене по ряду значимых для нашей страны вопросов (пересмотр договора по ПРО, ситуация на Балканах, расширение НАТО), а также новый внешнеполитический курс администрации Дж.Буша. Все это может значительно осложнить дальнейшее развитие российско-американских отношений.

Аналитическая служба РОМИР

С уважением, Китоврас