От И.Пыхалов Ответить на сообщение
К Любитель Ответить по почте
Дата 04.08.2006 03:51:51 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Re: Ув. Пыхалову...

>1. Что же касается вхождения терских казаков в тейп Гуной, то этот явный бред даже комментировать неохота. Единственное возможное здесь рациональное зерно — что отдельные чеченцы из тейпа Гуной могли быть в свое время приняты в терские казаки. Но никак не наоборот.

>Почему "бред"? По-моему ассимиляция в среде чеченцев иноэтничных, в том числе и русских, групп - скорее общеизвестный факт.

Вернее сказать, не общеизвестный факт, а распространённое мнение. Которое следовало бы подтвердить серьёзным неангажированным исследованием.

>Особо отмечу, что сообщения о русских, влившихся в состав чеченцев не являются порождением современной моды на мультикультурализм.

>Скажем в изданной в 1889 году книге "Шамиль на Кавказе и в России" (я читал репринтное издание) утверждается, что в горной Чечне помимо пленных русских солдат, перешедших на сторону горцев, с разрешения Шамиля жили и "справляли культ" бежавшие от российских властей староверы.

Весь вопрос в массовости подобного явления. Так, мне известен вполне достоверный пример очеченившегося поляка, с именем, фамилией и биографией. Из чего, однако, вовсе не следует, что ассимиляция между этими двумя гордыми народами носила сколько-нибудь массовый характер.

>2. Действительно, в Чечне феодалов не было. Потому что Чечня до феодализма просто не доросла, оставаясь на уровне первобытно-общинного строя. Как и упомянутые дагестанские и адыгские племена. Однако г-ну Тарасову надо во что бы то ни стало возвеличить чеченцев, вот и придумал некую «крестьянскую революцию».

>Непонятно, на чём основана Ваша уверенность. Во всяком случае концепция "крестьянской революции" придумана не Тарасовым.

Насчёт адыгейцев я ошибся. У них феодалы имелись, однако попытки «крестьянской революции» были подавлены (не без помощи русских войск). Тем не менее, свой основной тезис, что чеченцы не доросли до феодализма, я считаю верным. Дело в том, что если у тех же адыгов князья и дворяне были собственные, местные, то у чеченцев если и появлялись феодалы, то исключительно пришлые представители соседних народов.

Кстати, эта особенность чеченцев — подчиняться иноплеменному лидеру — наглядно проявилась в 1920-е годы, когда основными главарями чеченских бандитов стали аварец Нажмудин Гоцинский (провозглашённый имамом Чечни и Дагестана) и кабардинец Темир-хан Шипшиев.

>Да и обоснование у этой концепции выглядит довольно убедительно. Например:

>Однако в 1588 г. на одном из протоков в дельте Терека ставится новая русская крепость Терки (Терский город). Это стало возможным потому, что ряд чеченских князей вступили в союз с русскими воеводами против Ирана и Турции. В этом же году в столицу России, ко двору царя Федора Иоанновича, прибыло первое чеченское посольство, направленное Ших-мурзой Окуцким. В результате переговоров были письменно оформлены отношения русского царя с Ших-мурзой Окуцким как отношения сюзерена и вассала. Русское правительство информировало иностранных государей о вступлении ококов (впоследствии и других нахских земель) в «русское подданство».

Приведённый пример никак нельзя считать убедительным, поскольку мало-мальски достоверная история Чечни начинается с XVIII века. См. например Бирюков А.В. Российско-чеченские отношения в XVIII — середине XIX века // Вопросы истории. 1998. №2. С.44:

«Область, населенная чеченцами (в нынешнем понимании этого этнонима) мало изменилась за время с 1720-х годов, когда там появились первые представители русской государственности на Северном Кавказе — войска Петра I, шедшие на войну в Персию [1]. Среди факторов (социального, политического, экономического, географического, этнографического и т. д.), влиявших на исторические процессы в данном регионе, некоторые изучены сравнительно хорошо, но есть и такие, которые в силу ряда причин вряд ли могут быть детально исследованы и в будущем: история бесписьменного народа, жившего в малодоступных горах, к тому же пользовавшегося у своих соседей дурной славой разбойников и хищников, не может составиться без пробелов и неясностей. И.А.Гюльденштедт, посетивший Северный Кавказ в 70-х годах XVIII в., писал об ингушах и чеченцах: “Поелику они, при внутреннем своем учреждении и суровости нравов с отдаленнейших времен не переменились, и ни школ, ни грамоты, ни книг, ни известий, ниже преданий у себя не имеют, то и нельзя углубляться в их историю” [2]. Даже с поправками на недостаточное знакомство Гюльденштедта с вопросом и на проделанную за два века работу историков, общая мысль первого исследователя чеченского народа безусловно верна.
...
1. “Границы этого племени остались ныне почти те же, коими оно владело до покорения Чечни русскими”,— писал в 1872 г. У.Лаудаев (Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.6. Тифлис. 1872, с.145). К настоящему времени существенно изменилась только северная граница: в 1956 г. к Чечне отошла полоса левобережья Терека.

2. Гюльденштедт И.А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. СПб., 1809. С.81».

«Кстати, термины “чеченец” и “чечня” (именно так, с маленькой буквы) обозначают просто отдаленные горные местности и их обитателей (об этом свидетельствуют такие, например, выражения, как “чеченцы с протчими дальних гор народами” или “горский татарин ... чеченец Шамирза Тамарзов”). Партии разбойников, “хищников”, появляющиеся время от времени на левом берегу Терека, приходят “из чечней”, хотя им порой помогают жители равнины, и “татары”, и чеченцы (в современном смысле)» (Бирюков А.В. Указ. соч. С.46).

>3. Интересно, чему так радуется г-н Тарасов? Как мы уже выяснили, тейпы — это не территориальные, а родственные объединения. Следовательно, «тейповый райком» — это райком, укомплектованный по родственному блату.

>"Родственные объединения" видимо не очень точный термин в данном случае. В некоторых тейпах "состоит" более 100 тысяч человек, родственные связи между "однотейпниками" могут быть весьма отдалёнными, а то и вовсе отсутствовать, скажем в случае включения в тейп иноэтничной группы.

Я извиняюсь, по состоянию на 1970 год чеченцев было лишь 612,7 тыс., а тейпов больше сотни. Здесь явно спутаны тейпы и тухкумы (протоплеменные объединения, объединяющие несколько тейпов). Последних имеется всего около десятка.