Re: [2А.Никольский] Религиозная причина проигрыша США во Вьетнаме
>Почитал я тут на досуге книгу "Сайгонские режимы 1945-1963 гг. Религия и политика" В.Колотов, изд-во СпбГУ, 2001. ...
>И вот какой любопытный вывод делает автор. В Южном Вьетнаме французы с помощью созданных их спецслужбами культов Каодай и буддизм Хоа Хао ...
Это смелое заявление не подкреплённое фактами.
Раз - и Хоа Хао и Као Дай оперировали только в Кохинхине (самой южной части Вьетнама).
Два - и Хоа Хао и Као Дай изначально политически занимали националистические, антифранцузские позиции.
Три - во время оккупации индокитая Японией та обучала кадры и вооружила боевые отряды и Као Дай и Хоа Хао - Кемпейтай банально "прооутсорсило" сектам поддержание порядка не только в их базовых районах, но и во всей Кохинхине.
Четыре - в конце второй мировой войны, когда стало ясно, что Вьетнам наконец сможет стать свободным, с кем были секты? С колонизаторами? Нет, секты были с Вьетминем. Правда, Хо Ши Мин не был настроен делить власть с кем бы то ни было и устранил несколько лидеров сект, что их надолго поссорило :)
Только после этого большинство полевых командиров сект приняли сторону французов.
Однако не стоит считать секты однородными - некоторые их полевые командиры воевали и друг с другом, и с Вьетминем, и с французами непосредственно до вывода последних. Например, Као Даист Тринь Минь Те, которого Грин вывел в "Тихом американце" в виде мифической "третьей силы".
Так что, маловероятно, что секты были организованы французами, но те мастерски использовали их внутренние противоречия для выстраивания "издержек и противовесов" в целях управления Кохинхиной.
>практически подавили Вьетминь и к 1954 г найионально-освободительные силы во Вьетнаме фактически были загнаны в болото ...
Видимо, речь идёт о Кохинхине, в Аннаме и Тонкине для французов всё складывалось не столь удачно :)
Возникает вопрос - а почему активных боевых действий в Кохинхине не велось? Связано ли это только с наличием там подконтрольных французам сект и криминальных организаций?
Самый главный фактор из-за которого вооружённая борьба на юге для Вьетминя была невозможной, это удалённость его от Китая - "тропа Хо Ши Мина" ещё не была построена, а в Сиануквиле ещё не разгружались советские суда с оружием и снаряжением.
Второй фактор - а нужно ли вообще было Хо Ши Мину воевать в Кохинхине? Ведь военное поражение французов и в Аннаме и в Тонкине всё равно отдавало в руки Хо весь Вьетнам - и Тонкин и Аннам и Кохинхину.
Другой вопрос, что на переговорах в Женеве СССР и Китай, испугавшись, что место Франции немедленно займут США, "продали" Вьетминь, вынудив Хо согласиться на раздел страны и всеобщие выборы 1956 года.
> Но потом французских ставленников после недолгой гражданской войны сменила американская марионетка Нго динь дьем ...
Большая ошибка считать Дьема чьей бы то ни было марионеткой.
Проблемой для американцев было то, что французы ой как не хотели уходить из Южного Вьетнама.
Перед американцами стояла задача найти и привести к власти в Южном Вьетнаме националиста и антикоммуниста одновременно, который бы вышвырнул французов. Дьем блестяще подходил - его братца коммунисты похоронили живьём за отказ присоединиться к их правительству, а в свою бытность на государственной службе Дьем назвал императора Вьетнама Бао Дая "французским лакеем" и громко подал в отставку.
Так что американцы купили для Дьема у жившего на Лазурном берегу Франции Бао Дая должность премьер-министра. Бао Даю был не привыкать - до этого он продал должность шефа национальной полиции ставленнику криминальной организации Бинь Зюйен.
> По приказу ЦРУ этот маньяк-католик сперва стравил, а потом уничтожил основные отряды этих сект ...
В интересах французов было сбросить Дьема, поэтому они профинансировали секты и Бинь Зюйен и те создали "объединённый фронт сект" и предъявили Дьему ультиматум - убраться или умереть. Что Дьему оставалось делать? Национальная армия Вьетнама за несколько недель решила проблему сект и Бинь Зюйен.
> ... что и создало второй раз базу для распространения вширь и вглубь в Южном Вьетнаме прогрессивных комунистических идей ...
Эту "базу" создали репрессии Дьема против оппозиции, причём любой - как политической так и религиозной. С подачи американцев, которые решили, что для удержания Дьема у власти можно пожертвовать демократией и гражданскими свободами вьетнамцев, братец Дьема Нго Динь Нью организовал тайную политическую партию Кан Лао, секретная полиция которой с жаром взялась бороться с инакомыслящими. "Инакомыслящими" являлись все "не католики или не поддерживающие Дьема". Потомственый чиновник и мандарин, Дьем не понимал собственный народ и управлял Вьетнамом как колонией, как это делали французы, только более неуклюже. Его базой были католики из Аннама (Дьем родился в Гуе, там же был архиепископом его братец Тук) - только католиков брали на государственные посты и офицерами в армию.
Буддисты, гоминьдан, коммунисты и сектанты - все они считались врагами режима.
> ... а когда США очухались, грохнули Нго динь Дьема в 1963 г и снова обратили вниманяи на эти созданные еще французами культы, уже было поздно ...
Дело не в культах, дело в том, что Дьем и его клика ко времени своего свержения успели сделать государсвенную машину Южного Вьетнама ненавидимой большинством граждан.
Хорошие книги по теме:
Douglas Valentine "The Phoenix program"
Edward Lansdale "In the Midst of Wars"
Douglas Pike "Viet Cong"
Bernard Fall "Street Without Joy"