От А.Елисеенко Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 20.07.2006 10:58:25 Найти в дереве
Рубрики Танки; 1917-1939; Версия для печати

Рождение и развитие итальянских танковых войск. Полная версия статьи.

Буду признателен за любые обнаруженные ляпы и прочие ошибки.

Рождение «Карристи»

Италия не была пионером ни в деле танкостроения, не в оснащении своей армии появившейся на полях Первой мировой войны бронетанковой техникой. Интерес, конечно, был, но Командо Супремо (Генеральный штаб) Реджио Эсерците весьма осторожно относился к передовым разработкам, резонно пологая, что слабая экономика страны не сможет в одночасье поставить их на поток. Первым итальянским офицером, которому было поручено изучить потребность национальной армии в новом виде оружия, стал артиллерист, капитан Алфредо Бенницелли. Именно его военный министр Цуппели отправил в командировку для ознакомления с техникой, используемой британцами и французами.
Бинницелли, который сегодня считается «отцом» итальянских танковых войск сделал выбор в пользу французских танков. Это было связано с тем, что в отличие от англичан, они дали итальянцу возможность ознакомиться с работой заводов, где выпускались танки.
В начале 1917 года в Италию приходит первый французский танк. Итальянцы назвали новый вид оружия «штурмовым вагоном», в отличие от британского «бака», «резервуара».
Французы предоставили итальянцам танк «Шнейдер» (Schneider). По завершению его испытаний, итальянская компания FIAT разработала первый национальный танк FIAT 2000, весом в 40 тонн, с экипажем более 10 человек, с 60 сильным двигателем и скоростью в 6 км/ч. «Чудо-оружие» было вооружено 65 мм пушкой в башне и 7 пулеметами.
Испытать «вагон» итальянцам на полях Первой мировой не пришлось – она завершилось до того, как танки были признаны готовыми к бою, а их экипажи мало-мальски обучены. Тем, не менее, к ноябрю 1918 года Италия имела небольшой танковый парк – два FIAT, один «Шнейдер» и четыре «Рено» FT17. Последние также были получены от французов после весьма напряженных переговоров.
В этот период Италия получила и первое бронетанковое подразделение - “Reparto Speciale di marcia carri d’Assalto”, по русски – Специальное подразделение «штуромовых вагонов». Оно находилось в подчинении армейского автомобильного управления. Командиром «штурмовых вагонов» стал Мажжиоре Корсале (Maggiore Corsale).
Подразделение состояло из назначенных офицеров и добровольцев, действовавших в соответствии со специальной иструкцией автомобильного управления Командо Супремо.
Датой создания итальянских танковыхъ войск, правда, чаще называют декабрь 1918 года. Местом – Турин. Именно в это время в городе была сформирована 1-я «независимая батарея штурмовых вагонов». Она состояла из двух взводов (секций) по четыре танка (в каждом 1 FIAT и 3 Renault FT 17). Штат – два офицера и 17 добровольцев из числа низших чинов. Батарея входила в состав Королевской артиллерии.
Французское влияние было не только техническим, даже форма у «штурмовых вагонщиков» была сшита по французскому образцу – на ее левом рукаве был символ «штурмовой артиллерии» - две скрещенные пушки. Правда, затем итальянцы сменили одну пушку на пулемет.
В феврале 1919 года танкисты отправились на свое первое боевое задание – в итальянскую Триполитанию – территория современной Ливийской Джамахирии. Здесь они участвовали в устрашении мятежников-африканцев. Роль «оружия устрашения» сыграли два танка «Рено» и один FIAT.
2 апреля того же года итальянские танки впервые прошли по улицам Рима – они «гвоздем» военного парада, за которым наблюдала королевская семья. Они смогли воочию увидеть мощь нового вида оружия. Перед королем дифелировали два FIAT, пулеметный «Рено» и «Рено» со 105 мм гаубицей!
Военные к тому времени уже поняли необходимость повышенного внимания к танковым войскам – поэтому теперь их штаб-квартирой стал не только Турин. Секции батареи остались в Риме и Вероне.
Далее началась весьма интересная процедура – сначало батарею передали пехотному управлению, а затем переименовали в роту «штурмовых вагонов».
В мае 1919 года у итальянских танкистов появилось свое учебное заведение – танковая школа в Нептуно. Она находилась в подчинении Артиллерийского управления.
В июне 1920 года из ворот завода FIAT вышел итальянский аналог «Рено FT17» - FIAT 3000 образца 1921 года. Он был принят на вооружение в начале 1921 года. В том же году была создана группа танков (фактически «усеченный» батальон), из трех «эскадрилий», имевшая на вооружение новые FIAT.
Хотя танки и отнесли к «пехоте», «группы» были следствием артиллерийского происхождения итальянских «карристи» (танковых войск). «Эскадрильи» - же термин явно авиационного происхождения, пологает итальянский историк Маурицио Парри (Maurizio Parri).
В 1922-1924 годах были сформированы новые учебные центры для танкистов – длва в Риме.
В феврале 1924 года Реджио Эсерците имела в трех «эскадрильях» 25 боеготовых танков. Группа находилась в подчинении 13 артиллерийского полка, будучи формально «пехотным» подразделением.
Первым командиром группы был пехотный полковник Ное Грасси (Noè GRASSI) , в марте 1924 года его сменил полковник от артиллерии Энрико Малтезе (Enrico MALTESE). Оба они внесли определенный вклад в теорию использования итальянских танковых войск. С их же падачи, в Итальянской энциклопедии 1920-х годов вперые появился термин «танк» - «вооруженный вагон».
9 июня 1924 года группа вновь сменила место дислокации – новой базой стал Форт Тибуртино (Forte Tiburtino), в котором до сих сохранилась улица «вооруженных вагонов» (“del carro armato”).
28 августа 1926 года Командо Супремо издает специальный документ, закрепляющий статус танкистов как «пехотинцев» и правила ношения ими униформы.
К концу 1924 года Итальянская армия имела уже 62 FIAT.

Pondere et Igne Iuvat!

1 октября – исторический день в жизни «корристи». Было объявлено о формировании первого танкового полка Королевской армии. Центром стал Рим – район Тибуртино. В нем развещалось пять танковых батальонов. Командиром полка был назначен полковник Джузеппе Мильо (Giuseppe MIGLIO). В 1933 году его сменил полковник Эдоардо Куарра (Edoardo Quarra). Новыми танкистами становились в основном в кавалерии, а не в артиллерии, как в начале 1920-х годов. Это отразилось на форме «вагонщиков» - им разрешалось носить кавалерийскую униформу, правда, без шпор. В 1932 году у полка появился свой девиз – Pondere et Igne Iuvat, «Поддержим мечом и огнем!».
В 1935 году был ознаменован принятием на вооружение колониального танка – в реальности танкетки L3/35. Эта машина была идеальной для поддержания порядка в итальянских провинциях в Африке. Ее боевой мощи – двух пулеметов вполне хватало, чтобы запугать местных мятежников. С этой танкетки была сформирована концепция использования итальянских танковых войск, концепция маневреной войны по-итальянски.
Несмотря на то, что итальянцам не удалось в период 1935-1945 годов снискать громких побед в танковых сражениях, многие танкисты свой долг выполнили вполне достойно. За это время они получили 1805 различных наград. Первыми героями-танкистами стали члены экипажа танкетки L3/35. Их танкетка сейчас находится в танковом музее в Риме.
С 1933 года начался «кавалерийский» период истории «карристи». Именно в кавалерии фактически родились массовые итальянские танковые войска.

В период с 1934 про 1934 год были сформированы следующие танковые подразделения:

Армейские танковые подразделения
1935 - 1936 Кавалерия
1934-1936
 штурмовое батальоны «Рибет» (I btg. cr. d’assalto “Ribet”), «Берарди» (II “Berardi”, III “Paselli”), «Монти» ( IV “Monti”), «Суарез» (V “Suarez”, переименован в «Венеция», “Venezian”); «Лоллини» (VI “Lollini”), «Веццани» (VII “Vezzani”), «Беттойя» (VIII “Bettoia”), «Гваданьи» (IX “Guadagni”), X «Мензигер» (“Menziger”), «Грегорутти» (XI “Gregorutti”), «Каньялози» (XII “Cangialosi”).

 Колониальные штурмовые танковые батальоны (battaglioni coloniali Carri d’Assalto): «Рандаччио» (XX “Randaccio” – в Эритрее и Ливии), «Тромби» (XXI “Trombi” - Ливия), «Коралли» (XXII “Coralli” – Ливия), «Стеннио» (XXIII “Stennio”), «Цербони» (XXXI “Cerboni”), «Баттисти» (XXXII “Battisti” (все – в Ливии).

 Специальный эскадрон танкеток (squadrone speciale Carri Veloci – в Сомали).
 Специальная эскадрилья S (squadriglia speciale “S” – в Сомали).
 Подразделение бронеавтомобилей FIAT 611 (sezione autoblinde Fiat 611, - в Сомали);
 Группа эскадронов танкеток (V gruppo squadroni Carri Veloci, - в Сомали);
 Батальоны штурмовых танков (battaglioni Carri d’Assalto, IX, XXIII, XXIV, XXXI);
 Танковая рота, приданная 2 берсальерскому полку (compagnia complementi per il 2° reggimento bersaglieri);
 Рота штурмовых танков в Сардинии (compagnia Carri d’Assalto per la Sardegna) . - Три группы эскадронов танкеток (gruppi squadroni Carri Veloci). Они получили собственные имена «Сан Джорджио», «Сан Марко», «Сан Мартино» (затем «Сан Гвисто») (“San Giorgio”, “San Marco” e “San Martino” (poi “San Giusto”). В каждой группе по четыре эскадрона. Всего – по 61 танкетки. Все – в 1934 году. Приданы подвижным дивизиям (Celere).

 IV Группа эксадронов танкеток «Дука делья Абруцци» (IV gruppo squadroni Carri Veloci “Duca degli Abruzzi”) и V Группа эксадронов танкеток «Балдиссера» ( V gruppo squadroni Carri Veloci “Baldissera” ) (1935 год)

- эскадроны танкеток также получили полки «Ницца, «Аоста», «Пьемонте Реале», «Витторио Эмануэле II», «Савойя», «Новара», «Фиренце», «Салуццо» и «Гвиде». (Reggimenti “Nizza”, “Aosta”, “Alessandria”, “Piemonte Reale”, “Vittorio Emanuele II”, “Savoia”, “Novara”, “Firenze”, “Saluzzo”, “Guide”).

Первый опыт соврекменной войны итальянские танкисты получили в ходе Гражданской войны в Испании. В эту страну 16 августа 1936 года прибыли 10 инструкторов с пятью «быстрыми вагонами» (так дословно переводится Carri Veloci).
29 сентября тогог же года танкеток итальянского происхождения в Испании было уже 25. Под командованием каптана Оресте Фортуна (Oreste FORTUNA) экспедиционные силы приняли участие в жестоких боях в Навалькарено (Navalcareno). Испанский опыт был признан итальянским Генштабом исключительно ценным, по итогам успешной для «Оси» (Германия – Италия – Испанские националисты) войны, в Италии началось формирование стратегии маневренной войны, где главными действуюшими силами были танковые подразделения.
Впрочем, еще накануне этой войны Военное министерство страны разработало систему танкового вооружения, в которую вошли три группы боевых машин:
1. Штурмовые танки – легкие машины для поддержки пехоты (carri armati d’assalto)
2. Быстрые танки (танкетки) – для кавалерии (carri armati veloci)
3. Средние и тяжелые танки для поддержки пехоты (carri armati di rottura) – в эту категорию как ни странно попадали устаревшие FIAT 3000.
«Пехотные» танки должны были составить четыре полка, число рот в их батальонах (по пять) – две.
В предверии Второй мировой войны танковые «пехотные» полки стали просто танковыми.
Четыре же сформированных полка имели следующие характеристики:
1 полк (1° Reggimento Fanteria Carrista), с центром в Верцелли (Vercelli), казарама – «Бава» (“Bava”), под командованием полковника Джованни Казула (Giovanni CASULA).

- I, II и III батальоны штурмовых танков (battaglione carri d’assalto) – в Верцелли, Алессандрии и Монце (Vercelli, Alessandria , Monza). Материальная часть, за неименением положенных, состояла из «нештатных» танкеток L 3/35
- IV батальон танков поддержки пехоты ( battaglione carri di rottura). Матчасть – FIAT 3000, в Верцелли.

2 полк (2° Reggimento Fanteria Carrista)- в Вероне, в казарме «Пьяннелл» (“Piannell”), командир – полковник Ливио Негро (Livio NEGRO).

- IV, V и XI батальоны штурмовых танков ((battaglione carri d’assalto) – в Болцано, Триесте и Удине (Bolzano, Trieste и Udine).

- III батальон танков поддержки пехоты ( battaglione carri di rottura) – дислоцировался в Вероне (Verona).

Матчасть полностью идентична 1 полку.

3 полк (3° Reggimento Fanteria Carrista) – в Болонье (Bologna), в казарме «Маццони» (“Mazzoni”), командир – полковник Валентино Бабини (Valentino BABINI).

- VI и VII батальоны штурмовых танков (battaglione carri d’assalto), с дислокацией в Тревизо и Фиренце (Treviso и Firenze). Матчасть - L 3/35.
- I батальон танков поддержки пехоты (battaglione carri di rottura), с дислокацией в Болонье (Bologna). Матчасть – FIAT 3000.
- Механизированная рота «Зара» (Zara).
- Школа резерва и унтер-офицеров.
Стоит отметить, что именно 3 полк был накследником полка «вооруженных вагонов», созданного в 1927 году. Поэтому его штат был отличным от других полков.

Наконец, 4 полк (4° Reggimento Fanteria Carrista) – в Риме (Roma), в Форте Тибуртио (Forte Tiburtino), его первым командиром был полковник Лоренцо Д-Аванцо (Lorenzo D’AVANZO.

- VIII, IX, X и XII батальоны штурмовых танков (battaglione carri d’assalto), с дислокацией в Риме (Roma), Бари(Bari) (одна рота IX батальона в Чети, Chieti), Казерте (Caserta) и Палермо (Palermo). Матчасть - L 3/35.

- II и V батальоны поддержки пехоты (battaglione carri di rottura), с дислокацией в Риме (Roma). Матчасть – FIAT 3000.
- Рота штурмовых танков в Сарденья (Кальяри), compagnia carri d’assalto della Sardegna (Cagliari).

Как видно, полки имели разное количество батальонов. Тем не менее, все они также имели учебные центры и подразделения технического обслуживания.

Нумерация батальонов представлена в этой таблице.

БАТАЛЬОНЫ ШТУРМОВЫХ ТАНКОВ ПОЛК ДИСЛОКАЦИЯ МАТЧАСТЬ МЕСТА БАЗИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ АРМИИ
1 ВЕРЦЕЛЛИ L 3/35 ТУРИН
II АЛЕССАНДРИЯ L 3/35 АЛЕССАНДРИЯ
III МОНЦА L 3/35 МИЛАН
IV 2 БОЛЬЦАНО L 3/35 БОЛЬЦАНО
V ТРИЕСТ L 3/35 ТРИЕСТ
VI 3 ТРЕВИЗО L 3/35 ТРЕВИЗО
VII ФЛОРЕНЦИЯ L 3/35 ФЛОРЕНЦИЯ
VIII 4 РИМ L 3/35 РИМ
IX БАРИ L 3/35 БАРИ
X НЕАПОЛЬ L 3/35 НЕАПОЛЬ
XI 2 УДИНЕ L 3/35 УДИНЕ
XII 4 ПАЛЕРМО L 3/35 ПАЛЕРМО
CP. CR. САРДИНИЯ 3 КАЛЬЯРИ L 3/35 КАЛЬЯРИ
БАТАЛЬОНЫ ТАНКОВ ПОДДЕРЖКИ ПЕХОТЫ
I 3 БОЛОНЬЯ FIAT 3000
II 4 РИМ FIAT 3000
III 2 ВЕРОНА FIAT 3000
IV 1 ВЕРЦЕЛЛИ FIAT 3000
V 4 РИМ FIAT 3000

Уже 16 июля 1937 года итальянские танковые войска постигла очередная реорганизация. Было объявлено о форомировании двух танковых бригад (Brigata Corazzata). Первой – за номером I на базе 1 полка (он сменил номер на 31) в Сиене (Siena), второй – за номером II, на основе 2 (сменил на 32) полка в Вероне. I бригада была фактически создана 1 июля 1937 года, II бригада – 1 декабря 1938 года. Матчасть обоих составили танкетки L 3/35. 6 июля королевским декретом, обеим бригадам были дарованы знамена.
Создание бригад стало очередным этапом к формированию в Италии танковых дивизий. 1 февраля 1939 году первым таким подразделением Королевской армии стала 132 танковая дивизия «Ариете» (Ariete), в переводе «Овен» (а не «Баран», как пологают некоторые русскоязычные «историки» танковых войск). Базой для формирования как раз и стала II танковая бригада, точнее ее 32 полк. Центр – в Милане (Milano).
Вторая танковая дивизия, №131 «Чентуаро» (Centauro, «Кетавр»), Сиене (Siena), было сформирована 20 апреля 1939 года.
Согласно приказу Командо Супремо от 11 ноября 1938 года две танковые дивизии должны были формировать Армейский танковый корпус (Corpo d’Armata corazzato).
Еще до этого, 6 ноября 1938 года в Парме (Parma) был создан 33 танковый полк под командованием полковника Уго Де Лоренси (Ugo DE LORENZIS). Его базой стала древняя казарма итальянской армии «Пилотта» (Pilotta).
В 1940 году итальянские танковые войска получают новый дивиз, ставший неофициальным еще в 1938 году, после одной из побед в Испании – «FERREA MOLE, FERREO CUORE», - «Железная сила, железное сердце». Ранее «Карристи» использовали девиз “AD VICTORIAM VELOCITER” – «Быстро к победе».
11 июня 1940 года Италия вступает во Вторую мировую войну на стороне Германии. 32 полк перебрасывается к границе с Францией, однако в боях участия не принимает – следует капитуляция французской армии.
Между тем, 28 июля 1939 года итальянские танковые войска получили существенное усиление. На вооружение был принят средний танк М11/39. Они пошли на формирование двух батальонов танков М (battaglione carri M) или средних танков – I и II. В каждом было по 48 машин. Первый батальон дислоцировался в Вероне, второй – в Виченце (Vicenza).
Каковы бы не были боевые качества этих танков – это были лучшие на тот момент машины Реджио Эсерците. С их появлением в армии, древние FIAT 3000, наконец то можно было вывести во вторую линию – теперь в их присутствии в элитных подразделениях не было необходимости.
Эта таблица должна дать некоторое представление об эволюции итальянских танковых батальонов поддержки пехоты:

Изначальная нумерация Первая намерация Вторая нумерация Третья нумерация Дислокация Четвертая нумерация
1932 1936 1938 1939 1940
V /3° I / 3° I / 31° CCCXI / 31°
“M.O. Raggi” Сиена (Siena)
II /4° II / 4° II / 31° CCCXII / 31°
“M.O. Suarez” Масса (Massа) Смешанный батальон танкеток и танков М (btg. misto L/M dell’Egeo)
IV /2° III / 2° II / 32° CCCXXI / 32°
“M.O. Matter” Верона (Verona) I / 4°
III / 1° IV / 1° I / 32° CCCXXII / 32°
“M.O. Prestinari” Верцелли, затем Виченца (Vercelli, Vicenza) II / 4°
I /4° V / 4° V / 1° CCCXXIII / 1° Рим, затем Рива дель Гарда (Roma, Riva del Garda) III / 32°
Легкие танки Танки поддержки Средние танки
FIAT 3000 M 11/39 M 13/40

Боевая «жизнь» М11/39, несмотря на их революционность в масштабах итальянской армии, не была долгой. Уже 26 октября 1939 года, по итогам эксплуатации танков в вооруженных силах, по причине многочисленных недостатков, было принято решение об их замене. Новой «основной машиной» «карристи» должны были стать М13/40. Первым эти танки получил III батальон танков поддержки пехоты. Туда поступило 37 М13/40. Номера мэтих машин были: от 2762 до 2999. Номер одного из танков этой серии до сих пор размещен на памятнике итальянским танкистам у казармы «Форьярини» (Forgiarini) – 2786.
В 1940 году вооружение итальянских танков было мощнее, чем у их основных противников – британцев. Лишь английская «Матильда» была более защищенной, но несравненно менее маневренной. Но эти преимущества итальянских танков, лишь ненадолго спасали их от громких поражений в войне в Северной Африке.