От Георгий Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 05.07.2006 21:17:43 Найти в дереве
Рубрики Искусство и творчество; Версия для печати

По поводу "Аристократов на фонарь" (историческая справка)

>Странный выбор мелодии для КОРОЛЕВСКОГО Монреальского полка, "Ca Ira!" Под эту мелодию аристократов и короля во Франции тащили на гильотину, а тут Королевский полк Британского доминиона (которая, Британия, то есть, тоже имеет историю невежливого обращения с коронованными особами).
>Время все лечит и сглаживает...
> http://www.ducimus.com/mp3/Ca%20Ira.mp3

Тут вот в чем дело.
Мелодию этой песни использовал С. И. Танеев в романсе "Менуэт" на стихи Шарля д'Ориаса в переводе Эллиса (Кобылинского):

Среди наследий прошлых лет
С мелькнувшим их очарованьем
Люблю старинный минуэт
С его умильным замираньем!..

Да, в те веселые века
Труднее не было науки,
Чем ножки взмах, стук каблучка
В лад под размеренные звуки!..

Мне мил веселый ритурнель
С его блестящей пестротою,
Люблю певучей скрипки трель,
Призыв крикливого гобоя!..

Но часто их напев живой
Вдруг нота скорбная пронзала,
И часто в шумном вихре бала
Мне отзвук слышался иной, -

Как будто проносилось эхо
Зловещих, беспощадных слов,
И холодело вдруг средь смеха
Чело в венке живых цветов!..

И вот, покуда приседала
Толпа прабабушек моих,
Под страшный шепот мадригала
Увы, судьба решалась их!..

Смотрите, - плавно, горделиво
Скользит маркиза пред толпой
С министром под руку... О диво!..
Но робкий взор блестит слезой...

Вокруг восторг и обожанье,
Царице бала шлют привет,
А на челе Темиры след
Борьбы и тайного страданья -

И каждый день ворожею
К себе зовет Темира в страхе:
- Открой, открой судьбу мою! -
- Сеньора, ваш конец - на плахе!..

====================
Музыка соответствующая: первые три строфы - безмятежный менуэт, а дальше атмосфера портится, и в аккомпанементе возникает Ca Ira. Заканчивается романс, естественно, в глубоком миноре.

====================
В исследованиях творчества Сергея Ивановича Танеева нашел вот что.
Музыковеды обращали внимание на то, что мотив начального менуэта похож на Ca Ira. И вот оказалось, что - как и нередко бывает - мелодия песни Ca ira не что иное, как обработка довольно популярного МЕНУЭТА, который танцевали в т. ч. и ПРИ ДВОРЕ. Вероятно, он тогда же стал известен и в Англии, ну и т. д.

(Если помните, то и у нас в гражданскую многие "боевые" песни - причем с обеих сторон - пелись на мотив старых романсов и маршей. "Мы - молодая гвардия" создавалась на мотив тирольской песни, "Взвейтесь кострами" - на основе марша из оперы Гуно "Фауст".)

Более подробно ответить - т. е. точно назвать менуэт - пока не могу. Но, если угодно, разыщу у себя книгу Л. З. Корабельниковой о Танееве.