Re: [2eugend] О...
>Здравствуйте, eugend!
>>>Я бы так, совершенно нейтрально, нисколько не вмешиваясь в дискуссию, заметил следующее. Идеи фон Зекта не переносимы на нашу худосочную почву вовсе не из нехватки денег или тем более образования, так сказать, соискателей офицерского, пардон, среднего командирского звания.
>>
>>Как ни странно - в первую очередь вопрос именно денег и недостатка базового образования.
>
>А можно чуть поподробнее. Никак не могу понять, почему подготовка в училище дешевле и снижает требования к курсанту.
В общем-то зектовская система подготовки офицеров вовсе не исключала подготовки в военных училищах. Кандидат в Рейхсвере - это молодой человек с 12-летним классическим образованием, отслуживший полгода рядовым и год на унтер-офицерской должности - при этом в этот год он одновременно изучает военные дисциплины под руководством опытных офицеров. После этого он 2 года учится в военном училище и в течении полугода стажируется в своем полку на должности комвзвода.
Материальная сторона вопроса - Германия даже после войны и экономического кризиса начала 20-х оставалась более богатой страной, чем СССР. Она смогла создать такие условия для военнослужащих, что даже на места рядовых был конкурс.
История первого кавалерийского полка отмечает, что в послевоенный период было гораздо больше добровольцев, чем открытых вакансий, что позволяло тщательно отбирать будущих солдат.11 В Рейхсвере в целом к 1928-му году было по пятнадцать претендентов на одно место...
Жалование было увеличено, жесткая дисциплина призывной армии смягчена, а жизненный уровень профессиональных военных резко улучшен. Начиная с 1920-21 годов, армейские бараки были отремонтированы и реконструированы в более удобные армейские квартиры. Впредь каждый унтер-офицер должен был иметь свою собственную комнату, а в одной, хорошо оборудованной спальне, напоминающей скорее комнату в университетском общежитии, должно было жить не более четырех - восьми рядовых - разительный контраст по сравнению с рядами коек в помещениях, предназначенных для больших подразделений, обычных для имперской армии.6 Особый акцент делался на хорошем питании, а подразделения должны были иметь полный набор спортивного инвентаря и оборудованы для солдатского отдыха, предполагались войсковые библиотеки и солдатские клубы. Внутри армии была создана целая система курсов, дающих знания профессиональной и классической школы солдату, поступившему на службу на длительный срок, с тем чтобы дать ему профессию и подготовить к жизни в гражданском общества после завершения двенадцатилетнего срока службы.
Например, Зигфрид Кнаппе, молодой лейтенант в 1937-м году мог позволить себе на лейтенантское жалованье иметь автомобиль и верховую лошадь.
Естественно - для офицеров условия были еще лучше, что позволяло во-первых тщательно отбирать кандидатов, а во-вторых из-за более высокого уровня подготовки полковых офицеров позволяло обеспечить высокий уровень обучения кандидатов в офицеры.
Можно сравнить с РККА - где многие офицеры не имели жилья, а те, кто имели, вынуждены были ютиться, как например Штеменко во время учебы в Москве в 33-м году только на второй год получил 9-метровую комнату, где жил с женой, матерью и ребенком. Впрочем проблемы с жильем были характерны не только для Москвы, но и для армии в целом. Или например, можно почитать протокол РВС от 27 апреля 1923 года, где Муралов и Якир рассказывали про своих командиров, просивших разрешения организовать общество грузчиков, где тот же Якир заявляет, что он получает 1 200 000 руб., "а заведующий маленькой фабрикой имеет 12 млрд. руб.... а маленький командир, откуда он возьмет денег, чтобы уплатить за жилье 2 млрд.?" Причем ладно здесь речь о 23-м годе, но и в начале 30-х заводской рабочий получал больше комвзвода, а фабричный мастер столько же, сколько командир батальона. Это все кстати очень подробно разбирается у Роджера Риза. Он же пишет, что кроме тяжелого материального положения комсостава РККА на проблемы с набором курсантов влияло доставшееся в наследство от царской России отсутствие традиции и престижа службы в армии. В результате приходилось прибегать к партийным наборам и т.п. - из-за чего часто в армию попадали нежелавшие служить и связывать свою жизнь с армией люди, которые отслужив какое-то время - увольнялись из нее (а государство затратило средства на их обучение и подготовку). Недостаток военных училищ и комсостава вынуждал производить в офицеры младших командиров зачастую без какого-либо обучения - просто по результатам экзаменов, а зачастую и без них - просто после годовой службы младшего командира на должности комвзвода. Недостаток офицеров также вынуждал часто сокращать сроки обучния в училищах с 3-х лет до 18 месяцев.
Как правило в военные училища в РККА принимали курсантов с 3-4-х летним образованием - но даже это требование приводило к существенному ограничению количества кандидатов - из-за чего пришлось создавать специальные подготовительные школы для кандидатов.
Курсант РККА учился в военном училище 3 года - из них один год шел на общеобрзовательные предметы (немцам с 12-летним образованием этого в принципе не нужно было и они могли 3 года отдать обучению только военным предметам, естественно и военные предметы молодой человек с 12-летним образованием усваивал лучше, чем бывший советский рабочий с 3-х летним) - в ходе воего обучения курсант проходил стажировки в войсках - я кстати просмотрел Берхина - вторая стажировка проходила на должностях командиров взводов и отделений и орудийных расчетов.
Вот и влияние материальных факторов и образовательного уровня.
>Полгода учебки, год командиром отделения с подтягиванием общеобразовательного уровня под руководством, скажем так, замполита, 2 года в училище, полгода стажировки командиром взвода... Чего тут дорого и сложного-то. Зарплату платить не надо, специальных учений не надо, даже на преподавателях и всяких батальонах обеспечения учебного процесса экономим...
Немцы то как раз зарплату платили - и хорошую. На преподавателях и батальонах обеспечения учебного процесса не экономили - они училища из учебного процесса не исключали + вкладывали в дополнительное обучение.
А мы так и пытались сделать - как Вы здесь пишете - отбирали по возможности младших командиров (3 мес. курса молодого бойца и 7 учебки + год службы командиром отделения) - но не хватало и таких. И стажировку в ходе обучения на должностях комвзвода - комотделения проводили.
А кстати с людьми, у которых было образование хотя бы среднее и тем более техникумы или высшее образование - так и прямо по Вашему поступали: после обязательной высшей допризывной подготовки при учебном заведении направляли на службу в качестве рядовых - затем проверяли на должностях младшего командного состава в течение года - и кто демонстрировал командирские качества - сдавали экзамены и могли получить офицерские звания. Но только вот не оставались они в армии служить - не привлекала она тогда образованных людей.
>>Разумеется - имея 4000 офицеров и 180-200 кандидатов в год, а также значительно большие ресурсы - немцы могли себе позволить ТАК шлифовать офицеров и отстраивать систему их подготовки.
>
>А причем здесь количество? Ясно, разумеется, что при бурном росте армии качество кадров падает, но почему мы должны при этом отбросить в сторону всякий учет и контроль...
Не понял про учет и контроль, если честно.
А количество при том, что Зектовская система подготовки действовала, когда немцы при больших ресурсах чем мы имели 100-тысячную армию с 4000 офицеров против 560 тыс. у нас с 50 тыс. офицеров при меньших ресурсах. При бурном росте ситуация изменилась - тем не менее они смогли за это десятилетие отшлифовать систему подготовки офицеров, определить сбалансированное отношение между офицерским, унтер-офицерским и рядовым составом.
Мы же, из-за недостатка средств не смогли обеспечить наличие квалифицированных сержантов в армии (хотя этим вопросом задавались еще в начале 20-х годов) и были вынуждены частично компенсировать его отсутствие большим количеством офицеров в армии - что опять же ухудшало его качество.
кстати, в середине 20-х и аких младших командиров у нас был некомплект в армии - на 1 июня 1924 года в пехоте 48,8%.
>И насколько велик этот рост в мирное время. Ну не 2 курсанта в роте у нас, а 10, и не с 10-ю классами, а с 5-ю, что это радикально меняет...
И менее квалифицированный офицер, который должен обучать 10 малограмотных незамотивированных на службу в армии курсантов, причем не столько военным, сколько общеобразовательным предметам, в отличие от куда более подготовленного офицера Рейхсвера, обучающего всего двух куда более подготовленных и грамотных кандидатов, стремящихся попасть на престижную военную службу, уже чисто военным предметам.
>И чем у нас так занят средний командный состав, что не может уделить время для работы с младшими по званию. Мирное время как бы и отводится для учебы, для закладки фундамента.
У нас средний командный состав сам имеет куда более слабую подготовку, чем его коллега из Рейхсвера.
>Я, наверное, чего-то недопонимаю, но у Вас какие-то сплошь панфиловские дивизии получаются – собрали кто под рукой оказался, погоняли пару месяцев и бросили затыкать брешь. Что у Вас за спешка такая...
???
>>Если не ошибаюсь - у Минакова были цифры по доле бывших офицеров РИА в командном и штабном составе РККА от уровня дивизии - кажется и по полкам есть такая же информация. И их доля была достаточно высока.
>
>Ну вот, а Вы говорите. С другой стороны, Вы ведь вроде не в восторге от доставшихся по наследству кадров?
Вы имеете в виду офицеров старой русской армии?
Они на самом деле были далеки от идеала. тем более значительную часть из них составляли прапорщики и офицеры военного времени.
Кстати по цифрам - в 1924-м году 51% комсостава РККА получил военное образование в царской армии, 37% окончили советские военные учебные заведения, а 12% не имели никакого военного образования. Но как я уже сказал, не стоит обольщаться насчет военного образования первых 51%.
Вот еще цифры из Минакова по Западному фронту в 22-24 гг:
комсостав - если учитывать командование и штаб фронта, командиров и начштабов корпусов, дивизий, полков, начальников ВВС и артиллерии фронта, а также корпусных начальников артиллерии - насчитывал 320 человек: "63 человека составляли командование и штаб фронта... свыше 70 человек являлись начальниками штабов корпусов, дивизий, полков, их помощниками и начальниками оперативно-строевых частей соответствующих штабов. За редким исключением это были кадровые обер-офицеры старой армии... Оставшиеся 190 человек были командирами корпусов, дивизий, полков, ... В подавляющем большинстве это были младште офицеры военного времени."
Одному начальнику штаба полка вряд ли хватит времени заняться обучением 10 курсантов - у него и других задач хватает. Прочие же офицеры зачастую и сами не имеют достаточный уровень подготовки.
>>Чуть внимательнее прочитайте - 50-70% из числа отслуживших в армии - рядовыми и младшими командирами + остальные - по комсомольским и партийным призывам и т.д. и т.п. - им и давалась практика командования людьми как минимум на уровне отделения.
>
>Понял, но опять же, этой практикой можно начать обучение, а не закончить.
И старались так и делать...
>В сравнении русской и советской армии главный упор я бы сделал на полный порядок во втором случае. Что в тылу, что на фронте. Не уверен, что русские офицеры были хуже, что не было у них своих “десятиклассников”, просто их кинули, просто они стали заложниками всего того бардака, который творился в стране...
Возможно русские офицеры и не были хуже, но они и не были сильно лучше советских (до революции в армию также шли не самые лучшие представители общества - и не самые образованные) - плюс ко всему их к тому же было сильно меньше.