От И.Пыхалов Ответить на сообщение
К AlReD Ответить по почте
Дата 28.06.2006 03:05:17 Найти в дереве
Рубрики WWII; Суворов (В.Резун); Версия для печати

А где Вы его видели?

>Вчера видел второе издание "Облганной войны" - испр. и доп.

Мне только 27-го днём позвонили из издательства и сказали, что к ним пришёл сигнальный экземпляр.

>Поздравляю!

Спасибо!

>И хочу спросить - что там, собственно, "испр. и доп."?

Исправлений почти нет — исправлены несколько опечаток, а также одна фактическая ошибка, на которую указал Евгений Дриг. Что касается дополнений, то они внесены в большинство глав. Например, окончательно выяснен вопрос насчёт происхождения цифры 48 тыс. финнов, якобы убитых во время Зимней войны — грубая ошибка переводчика.

В частности, на вот эту претензию: http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/1026/1026405.htm
в 4-й главе даётся следующий ответ:

Здесь следует сказать пару слов по поводу инструкции для советской делегации, продиктованной 7 августа Сталиным Ворошилову. В ходе обсуждения первого издания моей книги в интернете на Военно-историческом форуме ВИФ-2 ( http://vif2ne.ru/nvk/forum ) было высказано мнение, будто эта инструкция играет принципиальную роль, поскольку якобы свидетельствует о намерении советского руководства сорвать переговоры. Поэтому не упоминать её совершенно недопустимо:

«Неупоминание записки Ворошилова при освещении хода августовских военных переговоров 1939 г. свидетельствует либо о крайней некомпетентности автора, либо о сознательном игнорировании этой записки для представления позиции СССР в выгодном свете».

Поскольку данная книга не является монографией, посвящённой пакту Молотова-Риббентропа, вполне естественно, что в рамках одной главы невозможно детально изложить все перипетии событий, происходивших летом 1939 года. Приходится упоминать лишь ключевые моменты, опуская менее существенные подробности. Что ж, посмотрим текст сталинской инструкции:

«1. Секретность переговоров с согласия сторон.

2. Прежде всего выложить свои полномочия о ведении переговоров с англо-французской военной делегацией о подписании военной конвенции, а потом спросить руководителей английской и французской делегаций, есть ли у них также полномочия от своих правительств на подписание военной конвенции с СССР.

3. Если не окажется у них полномочий на подписание конвенции, выразить удивление, развести руками и “почтительно” спросить, для каких целей направило их правительство в СССР.

4. Если они ответят, что они направлены для переговоров и для подготовки дела подписания военной конвенции, то спросить их, есть ли у них какой-либо план обороны будущих союзников, т.е. Франции, Англии, СССР и т.д. против агрессии со стороны блока агрессоров в Европе.

5. Если у них не окажется конкретного плана обороны против агрессии в тех или иных вариантах, что маловероятно, то спросить их, на базе каких вопросов, какого плана обороны думают англичане и французы вести переговоры с военной делегацией СССР.

6. Если французы и англичане всё же будут настаивать на переговорах, то переговоры свести к дискуссии по отдельным принципиальным вопросам, главным образом о пропуске наших войск через Виленский коридор и Галицию, а также через Румынию.

7. Если выяснится, что свободный пропуск наших войск через территорию Польши и Румынии является исключённым, то заявить, что без этого условия соглашение невозможно, так как без свободного пропуска советских войск через указанные территории оборона против агрессии в любом её варианте обречена на провал, что мы не считаем возможным участвовать в предприятии, заранее обречённом на провал.

8. На просьбы о показе французской и английской делегациям оборонных заводов, институтов, воинских частей и военно-учебных заведений сказать, что после посещения лётчиком Линдбергом СССР в 1938 г. Советское правительство запретило показ оборонных предприятий и воинских частей иностранцам, за исключением наших союзников, когда они появятся».

Как мы видим, ключевые положения здесь следующие:

— английская и французская делегации должны иметь полномочия на подписание военной конвенции,

— Англия и Франция должны иметь конкретный план обороны против немецкой агрессии,

— должен быть решён вопрос о пропуске советских войск через Польшу и Румынию.

Советские требования вполне обоснованны и справедливы. Если Англия и Франция имеют серьёзные намерения, то СССР готов к реальным переговорам. Если же они хотят лишь имитировать переговоры, чтобы использовать их в качестве козыря для достижения «подлинного примирения с Германией», как это и было в действительности, то мы этого не позволим.

Таким образом, трактовать данный документ как «инструкцию о срыве переговоров» или как свидетельство недобросовестности советской позиции будет явной передержкой. Срывать переговоры советское руководство не собиралось, но и позволять водить себя за нос тоже.