От Igor~UA Ответить на сообщение
К Виктор Крестинин Ответить по почте
Дата 27.06.2006 14:12:49 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Политек; Версия для печати

О т.н. "матче смерти"

В 1937—41 гг. под Черепановой горой сооружался новый Республиканский стадион. Открытие этого спортивного комплекса, в строительстве которого методом “субботников” принимал участие весь Киев, назначалось на 22 июня 1941 г. Должен был состояться футбольный матч между командами киевского “Динамо” и московского ЦДКА. Но в тот день началась война, матч отменили.

Большинство футболистов пошли на фронт, те, кто был под Киевом, — попали в окружение и плен. В плену очутились игроки “Динамо” Алексей Клименко, Николай Коротких, Иван Кузьменко, Николай Трусевич. Как киевлян, их отпустили из концлагеря по домам.

При неумолимых условиях оккупационного режима, что возобладал в Киеве, каждый должен был стать к труду, чтобы, прежде всего, выжить и не быть обвиненным в саботаже. Директор киевского хлебозавода Йозеф Кордик — чех, из военнопленных прежней австро-венгерской армии времен Первой мировой войны — заботился спортом из личной благосклонности. Й.Кордик дал работу на хлебозаводе №1 известным довоенным украинским спортсменам: здесь работали боксеры Трофимов, Туровцев, Червинский, гимнасты Ганин, Еме, Шинкаренко, пловци Михайленко, Салопин. Болельщик футбола Й.Кордик пригласил на работу и футболиста М.Трусевича, а за ним пришли и другие. Стали тренироваться на стадионе “Зенит”, построенному в 1930-ые гг. по ул. Керосинний, 24. Команду назвали “Старт”. В ее состав вошли прежние динамовцы: М.Трусевич, І.Кузьменко, А.Клименко, М.Коротких, а также Макар Гончаренко, Павел Комаров, Михаил Путистин, Михаил Свиридовский, Федор Тютчев и прежние игроки “Локомотива” Владимир Балакин, Михаил Мельник и Василий Сухарев.

Стадион “Динамо” стал называться Немецким стадионом, Республиканский — Украинским. Именно на нем 7 июня 1942 г. состоялось официальное открытие футбольного сезона. Играли команда “Старт” хлебозавода №1 и украинская команда “Движение”. Победили опытные ex динамовцы со счетом 7:2. Такими же победными были и все следующие встречи, которые происходили уже на стадионе “Зенит”: 21 июня — с командой венгерских солдат (6:2), 5 июля — с румынскими вояками (11:0), 11 июля — с немецкой командой PGS (6:0), 19 июля — с венгерской командой МSG Wal (5:1). Через неделю мадьяры вызвали “Старт” на матч-реванш и снова проиграли — 2:3. 6 августа состоялся матч “Старта” с командой немецких зенитчиков “Flakelf”, и опять победа — 5:1. 9 августа состоялся матч-реванш с зенитчиками. Играли спортивно, корректно. “Старт” победил со счетом 5:3.
16 августа “Старт” играл с “Движением” и победил со счетом 8:0. Это была последняя игра, после которой команду хлебозавода №1 отправили в Сирецкий концлагерь. Произошло это, из-за подстрекательства директора Украинского стадиона Георгия Швецова, который якобы напомнил оккупантам об енкаведистске прошлом игроков “Старта”. Так или нет, но во всех девяти встречах команда “Старт” добыла победы с суммарным счетом 56:11. Нельзя не учитывать, что играли профессионалы, ведущие мастера. Да, М.Трусевич принимал участие во всех довоенных чемпионатах страны в высшей лиге. в 1938 г. признанный вторым вратарем СССР. Он первым среди голкиперов стал выходить за пределы штрафной площадки и вмешиваться в события как полевой игрок. Полузащитник И.Кузьменко тоже входил в число 55 лучших игроков страны, мог забить гол из 40-метрового расстояния. Тренируясь, вкладывал три камеры друг в друга, чтобы мяч был тяжелее, и сам надувал и шнуровал его. Защитник А.Клименко в 1936—41 гг. принимал участие в 81 матче. Нападение М.Коротких играло за киевское “Динамо” десять сезонов. И каждый из них был спортсменом-личностью!

Активно, хотя и не так успешно, выступала также украинская команда “Движение”. 12 июля 1942 г. на Украинском стадионе она играла с футболистами какой-то немецкой военной части и добыла победу. Но в состав “Движения” не входили прежние ведущие игроки, так же, как и к команде “Спорт” и всех других футбольных команд периода оккупации, сформированных, преимущественно, из любителей.

Пршло полгода после того, как “стартовцы” попали в концлагерь, 23 февраля 1943 г, подпольщики сожгли механический завод “Спорт”, куда немцы привезли сто саней для оковки. Сгорели все основные цеха. На следующий день 24 февраля 1943 г. в Сирецком лагере состоялась массовая экзекуция — расстрел заложников. По стечению обстоятельств, в их число попали трое динамовцев: О.Клименко, І.Кузьменко, М.Трусевич. При других обстоятельствах погиб в застенках полиции безопасности и СД М.Коротких, арестованный как кадровый сотрудник НКВС.

После освобождения Киева одна из фронтовых газет рассказала о футбольных матчах в оккупированном Киеве, характеризуя их как мужественное моральное сопротивление советских спортсменов-патриотов ненавистным немецко-фашистским захватчикам. Не все фронтовики восприняли эту публикацию одобрительно, ведь они воевали с врагом силой оружия, а не футбольного мяча. Потом о матч-реванше, что состоялся 9 августа 1942 г., написал Лев Кассиль, впервые назвав его “матчем смерти”. С тех пор этот матч стал одним из советских мифов политико-воспитательной расцветки. в 1957 г. появилась повесть Петра Северова и Наума Хелемского “Последний поединок”. Мифотворцы заменили команду зенитчиков на сборную “Люфтваффе” — военно-воздушных сил Германии (неизвестно, существовала ли такая команда вообще). Потом сняли художественный фильм, действие которого происходило почему-то не на Керосинний, а на верхнем тренировочном поле Республиканского стадиона. Потом всех живых участников “матча смерти” и тех, кто погиб, наградили боевым медалями “За отвагу”. М.Путистин отказался от награды.

1971 г. на стадионе “Динамо” установили памятник — гранитную скалу с горельефними фигурами четырех футболистов. 1981 г. на стадионе “Зенит”, переименованом в “Старт”, установили скульптурно-архитектурную композицию, в честь “матча смерти”. в 1999 г. в квартале между улицами Щусева и Академика Грекова, близ места, где среди останков расстрелянных узников Сирецкого концлагеря были найден футбольные бутсы, установлен памятный знак — гранитный куб с символично выбитой гранью, в которой замер бронзовый футбольный мяч (скульп. Юрий Багалика, арх. Руслан Кухаренко).