|
От
|
Cat
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
12.06.2001 21:15:48
|
|
Рубрики
|
1941;
|
|
Обманутый Сталин
Сразу скажу- я это уже выкладывал на форуме сайта "РККА", так что кое-кто уже читал.
ОБМАНУТЫЙ СТАЛИН
Вопрос о том, почему Сталин прозевал нападение Гитлера, до сих пор не дает покоя любителям истории.
Устоявшаяся версия о том, что Гитлер просто обманул Сталина с помощью кампании дезинформации, включающей "рекламу" операции "Морской лев" и меры по маскировке сосредоточения, не выдерживает критики.
Во-первых, несмотря на "маскировку", наша разведка все равно хронически завышала группировку немецких войск на нашей границе- например, на 1 июня 1941 года она сообщала о 122 дивизиях, хотя реально было не больше 90. Если допустить, что разведка
точно узнала количество переброшенных за июнь дивизий (примерно 30, в т.ч. порядка 20 танковых и моторизованных), то к 22 июня она должна была доложить о 152 дивизиях у советской границы. Реально, если подсчет велся по эшелонам, она доложила бы о меньшем количестве, т.к. у нас сильно завышали количество танков в тд и мд и, следовательно, потребное количество эшелонов для перевозки одной дивизии. Кроме того, многие подвижные соединения выдвигались своим ходом, перевозя по железной дороге лишь танки и бронетранспортеры.
Поэтому советская разведка скорее всего доложила бы о перемешении 20 дивизий, в т.ч. 10 танковых и моторизованных. Таким образом, к 22 июня оценочная численность немецкой группировки на востоке составляла бы 142 дивизии. В то же время наша разведка сильно завышала и общее количество дивизий вермахта- 290 против реально имеющихся 206-ти. То есть с точки зрения нашего военного руководства, к 22 июня у наших границ было сосредоточено примерно половина вермахта. Конечно, у Сталина и в мыслях не было, что Гитлер будет нападать такими малыми силами, нарушая главный принцип стратегии.
По оценке Жукова в майских "Соображениях...", немцы должны были выделить для нападения на СССР порядка 180 дивизий. Перевозка оставшихся 38 дивизий по графику военного времени заняла бы примерно месяц. Неудивительно, что 21 июня Сталин особенно не волновался- ему нужно было чуть больше недели для завершения перегруппировки войск первого эшелона к границе и завершения строительства первой очереди УРов вдоль новой границы, а через три недели уже был бы полностью сосредоточен и второй стратегический эшелон. Не исключен вариант, что Сталин расценивал сосредоточение немецких войск как оборонительную меру, чтобы обезопасить свои восточные границы на период операции против англичан- либо высадки в метрополии ("Морской лев"), либо захвата колоний.
Вряд ли Сталин питал иллюзии насчет доверия Гитлера, поэтому такая мера с его стороны казалась вполне логичной. Другой вопрос, не много ли выделено дивизий для этого, хватит ли оставшихся войск для разгрома англичан? Хватит, и даже с избытком. Количество войск для высадки на острова лимитировалось количеством имеющихся переправочных средств, поэтому для осуществления "Морского льва" немцы для начала выделяли всего 25 дивизий, которые планировалось переправить в два захода. Вне метрополии у англичан было не более 10 дивизий, и теми же 25-ю дивизиями справиться с ними труда не составляло. В пользу "оборонительной версии" говорило и то, что немцы интенсивно строили доты на рубеже Вислы и вокруг Варшавы, укрепляли границу противотанковыми препятствиями и полевыми укреплениями.
Теперь покинем виртуальный мир советской разведки и спустимся на грешную землю. Допустим, Сталин был бы в курсе реальной картины немецкого развертывания. Изменило бы это что-нибудь? Вряд ли. В первом ударе приняло участие 117 немецких дивизий, или 56 процентов вермахта (резервные дивизии не учтены, т.к. их сосредоточение проводилось уже после начала войны и поэтому не могло быть вскрыто в принципе). Вряд ли Сталин считал бы такое количество достаточным, особенно с учетом подавляющего преимущества СССР в танках и количественного преимущества в самолетах и артиллерии (чего не было у Франции и тем более Польши). Плотность немецких войск составляла всего 12 км на дивизию (что больше подходило для обороны) - вдвое меньше, чем во французской кампании и примерно соответсвовало плотности войск в польской кампании.
Конечно, Сталин не мог предположить, что Гитлер поставит СССР по военной мощи на одну доску с Польшей. Недооценка Гитлером силы Красной Армии в конечном счете имела для него катастрофические последствия, но по иронии судьбы сначала это стало одной из причин приграничного разгрома советских войск.